Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Цели и основные задачи модернизации образования. Качество образования. Технологии оценивания результатов обучения учащихся






РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Компетентностный подход является одним из основных направлений модернизации образования, который в корне меняет требования к подготовке специалистов, в частности учителей математики и ориентирован на прикладную направленность образования. В связи с этим основной задачей профессионального обучения становится подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и готового к эффективной работе по специальности, способного к постоянному профессиональному росту и совершенствованию, обладающего специальной мобильностью. Эти требования нашли отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Компетентностный подход, определяющий парадигму нового стандарта, проявляется в том, что от студента уже требуются не столько знания, сколько умения по их самостоятельному применению.

При таком подходе к организации учебного процесса в вузе не отрицаются привычные знания – умения – навыки, однако акценты переносятся на знание – понимание – навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, определяемые в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования «050100 Педагогическое образование» как способность и готовность личности к той или иной деятельности.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата представлены в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции, в свою очередь, представлены общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Приведем примеры указанных компетенций:

Общекультурные (ОК):

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (OК–1);

· способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК–2);

· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК – 3);

· готовность взаимодействовать с коллегами, к работе в коллективе (ОК - 7);

· способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК - 16) и т.д.

Общепрофессиональные (ОПК):

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК–1);

· способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК - 2);

· способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК - 4) и др.

Профессиональные компетенции (ПК):

· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК - 3);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) и др.

в области культурно-просветительской деятельности:

· способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10) и др.

Изменились требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата: вместо четырех циклов введено три: (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественно-научный цикл; профессиональный цикл) и три дополнительных раздела (физическая культура; учебная и производственная практика; итоговая государственная аттестация).

Каждый цикл представлен в виде базовой и вариативной частей, которым соответствуют определенные компетенции, обозначенные в структуре основной образовательной программы бакалавриата.

Следует заметить, что вариативная часть в новом Федеральном образовательном стандарте еще не определена. Не исключено, что она, в свою очередь, предполагает свою группу дисциплин и компетенций, которые расширяют основные компетенции, заявленные в стандарте. Поскольку компетенции представляют собой интеграцию знаний, умений, опыта и отношений, при описании требований к освоению каждой дисциплины надо вычленять знания, умения, профессиональные действия, которыми должен овладеть студент, т.е. те показатели составных элементов компетенций, которые могут быть измерены и реально сформированы в ходе обучения. Именно знания и умения являются основными объектами анализа, а объектом проверки – компетенции.

По кафедре теории и методики обучения математике считается целесообразным введение в вариативную часть следующих дисциплин: история математики, элементарная математика и современные средства оценивания результатов обучения.

Введение учебной дисциплины «История математики» в вариативную часть учебного плана позволит реализовать ОК – 2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы – и расширить эту компетенцию следующими:

способен понимать математику как часть общечеловеческой культуры;

готов использовать историко-генетический метод обучения при проектировании учебного процесса и формировать мировоззрение у учащихся.

Обоснуем сказанное конкретными утверждениями.

1. В специальных математических курсах принят довольно жесткий уровень строгости, что часто не позволяет раскрыть студентам дальнейшее развитие изучаемого понятия, а также новые понятия, идеи и методы, порожденные этим понятием. История математики восполняет пробел в знании студентами многих важных методологических аспектов обучения математике, философских проблем математики, в определении самого предмета математики и его частей.

2. При изучении курса истории математики рассматриваются проблемы, которые не могут найти место в других дисциплинах, но имеют огромное значение для выяснения сущности самой математики. К важнейшим из них относится проблема соотношения истинности и эффективности математических методов, другой важной проблемой является соотношение интуиции и логики в математике.

3. Формирование научного мировоззрения является одной из задач математического образования в широком смысле этого слова, в том числе и истории математики. Важнейшими задачами математики на протяжении всей ее истории являлись: изучение окружающего мира; выявление причинно- следственных связей в явлениях природы и социальной жизни людей; создание математического аппарата для описания этих явлений; создание адекватных математических моделей различного рода процессов.

4. В последнее время в связи с возросшей ролью систем информации выросла роль математики как средства кодирования, обработки и хранения самой различной информации. История математики показывает зарождение такого отношения к математике и выделение из неё новой ветви — информатики.

5. История математики включает в себя не только историю становления и развития математических идей, понятий и методов, но и историю людей, создававших математику. Кроме того, существует тесная связь между развитием математики и развитием общей культуры общества. Все это необходимо бакалавру в его будущей профессиональной деятельности как учителя математики.

Для профессиональной подготовки будущего бакалавра «физико – математического образования» большие образовательные возможности имеет курс элементарной математики, обладающий особенностями, отличающими его от других математических и методических дисциплин. Во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики логическую структуризацию математического материала; во-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже, чем в школе, что позволяет формировать не только приемы учебной математической деятельности студентов, но и приемы обучающей — методической деятельности. Кроме того, курс элементарной математики расширяет и обогащает компетенцию ПК-3 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Существует множество определений понятий «образовательная среда», в данном случае с точки зрения компетентностного подхода и современных целей образования, определяемых его модернизацией, выбрано следующее: образовательная среда – это среда, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среда для построения собственного «Я», способствующая самоактуализации, личностному росту; она обеспечивает создание условий, способствующих самореализации обучающихся, становлению их самосознания, развитию у них единой картины мира, стремления к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей. Обучение бакалавров курсу элементарной математики поможет им в будущей профессиональной деятельности иллюстрировать практическое приложение фундаментальных математических исследований к школьному курсу математики, таким образом формировать целостную картину мира и обеспечивать студентов не только необходимыми знаниями изучаемого предмета, но и умениями интерпретировать те или иные математические факты (формулы, теоремы методы и т.д.) в практике школьного обучения, умениями педагогического общения и самосовершенствования.

Из вышесказанного видно, что элементарная математика позволит расширить ПК-3 следующими компетенциями:

способен интерпретировать математические факты (формулы, теоремы, методы и т.д.) в практике школьного обучения;

готов к анализу реализации содержательных линий школьного курса математики в различных учебниках.

Введение дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» в вариативную часть учебного плана позволит обеспечить формирование компетенции ПК – 4 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии – и расширить ее следующими компетенциями:

способен диагностировать уровень затруднений учащихся, возникающий в процессе обучения, а также математических способностей;

способен определять стратегию индивидуальной коррекции или развития в процессе обучения математике.

Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Предлагаемая дисциплина поможет будущим педагогам в активной форме сделать первые шаги в рассмотрении проблем управления качеством образования, познакомиться с работами по созданию методик и инструментария для оценки ключевых компетентностей.

Целостная природа компетенций предусматривает и целостность их освоения, которое принципиально отличается от традиционного подхода к отбору содержания образовательных программ и предполагает интеграцию изучения теории и приобретения практических умений в учебном процессе, принципиально иной среды обучения, которая должна стать обучающей средой, а также новых принципов и методов оценки.

В российском образовании задачи повышения компетентности специалистов поставлены на государственном уровне в таких политических документах, как Закон об образовании и Приоритеты развития образования в Российской Федерации. В концепции указано, что формирование содержания образования должно быть ориентировано на конечный результат; для этого необходимо реализовать технологии обучения, основанные на компетенциях. Технология модульного обучения является одной из таких технологий и позволяет придать гибкость и открытость учебному процессу в педагогическом вузе. Кроме того, в учебном процессе для формирования компетенций необходимо иметь возможность решать проблемы, относящиеся к реальной профессиональной деятельности учителя, использовать современные средства и методы обучения, образовательные технологии, средства оценивания результатов, осуществлять самодиагностику.

В настоящее время в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования остается открытым вопрос об организации учебного процесса в педагогическом вузе с использованием модульной технологии обучения; диагностики и самодиагностики профессиональных компетенций будущих учителей математики. Это связано с тем, что компетенции, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте «050100 – Педагогическое образование», не прописаны по направлению «Физико-математическое образование» для каждой из дисциплин и не определено их содержание. В связи с этим возникают трудности в разработке программ, проектировании курсов, организации диагностических мероприятий по проверке указанных в стандарте компетенций.

В качестве одного из способов решения указанной выше проблемы мы предлагаем рассматривать создание учебников интегративного содержания, спроектированных на основе рефлексивного подхода и в контексте технологии модульного обучения. Учебники интегративного содержания обогащены новыми методическими и психолого-педагогическими средствами обучения, самодиагностики, приемами работы с информацией, комплексом профессиональных задач и проблемных ситуаций для каждой темы, которые позволяют моделировать деятельность будущего учителя математики.

Следует заметить, что каждая тема изучаемой дисциплины предполагает деление на модули. При этом модульный принцип структурирования программы обучения представляет для студентов возможность автономного освоения каждой значимой группы компетенций. Вместе с тем преимущество использования технологии модульного обучения обусловлено тем, что она предполагает ясное описание результатов обучения, а весь учебный процесс направлен на достижение и оценку четко прописанных результатов. Благодаря этому обучение для студента становится прозрачным, он понимает, каким будет результат его деятельности. В качестве примера структурирования содержания в рамках технологии модульного обучения рассмотрим один из модулей курса «Современные средства оценивания результатов обучения».

Тема: Цели и основные задачи модернизации образования. Качество образования. Технологии оценивания результатов обучения учащихся


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал