Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путешествие по России






Уже двенадцатый день длится мое путешествие по необъятным россий­ским просторам. Как много я видела за эти дни! Большие шумные города и ма­ленькие тихие села, полновод­ные бурлящие реки и пересы­хающие речушки, огромные ав­тострады и узкие извилистые тропинки... Как ты красива, моя Россия! Но как бедна! Не было ни одной станции в моем путе­шествии, где бы я не увидела жалких нищих людей с протя­нутой рукой. И просят не толь­ко беспомощные старики, но и, самое ужасное, дети! На одной из остановок я увидела совсем маленькую, лет девяти, карегла­зую, с всклокоченными грязны­ми волосенками девочку, про­сящую милостыню. Всеми за­бытую, никому не нужную. Как же дошла ты до этого, Русь? Как ты могла такое допустить?

...От этих грустных размыш­лений меня оторвал резкий тол­чок. Остановка. Проходящий мимо моего купе проводник сообщил, что мы в одной из ку­банских станиц и у нас в запа­се несколько часов для прогул­ки по ней.

Я вышла на перрон и огля­делась. Все как везде: суетя­щиеся пассажиры, сумки, бро­шенная кем-то бумага и резкие, но уже привычные контрасты – богато разодетые люди и бом­жи. На всем тяжелая, давящая печать неустроенности, беспо­койства, тоски.

Как вовремя я здесь оказа­лась! Ведь именно сегодня со­стоится открытие фотовыставки «Лик войны» в память о погиб­ших в Афганистане и Чечне во­инах из этой станицы.

Я, конечно же, туда пошла. Народу было много. Несмотря ни на какие трудности кубанцы чтят память своих земляков. Говорили много хороших, доб­рых слов, звучали воспоминания, напутствия подрастающему поколению, и, наконец, была объявлена минута молчания. А потом все собравшиеся смот­рели фотографии погибших ребят и, наверное, размышляли о жизни и смерти, о судьбе и роке, о счастье и горе. Я мед­ленно обвела взглядом тех, кто пришел сюда: это и старики, прошедшие Великую Отече­ственную войну, а теперь смот­рящие на лица погибших вну­ков, и матери, вытирающие скомканными платками все на­бегающие и набегающие сле­зы, и братья с сестрами, и ба­бушки, и тети, и просто прохо­дившие мимо люди, а также те, кто был на этих войнах, знал этих ребят, но, к счастью, остался в живых и вернулся домой.

Мое внимание привлекли два парня в солдатской форме.

Они стояли поодаль и, глядя на фотографии, обменивались ред­кими фразами. Один из них, вы­сокий, поразил меня своим грус­тным взглядом, усталым, но каким-то одухотворенным лицом, погру­женностью в себя. Второй парень резко отличался от своего друга: с живыми, ясными и подвижными глазами, какими-то мальчишески­ми чертами лица, он показался мне открытым для людей. Несмот­ря на явное внешнее различие, они прекрасно дополняли друг друга и, несомненно, были очень близки. Что же их объединяло? Может быть, тот, на кого были на­правлены их взгляды?

Без всякой боязни я подошла к ним, и мы как-то легко и про­сто познакомились. Я не ошиб­лась. Они действительно оказа­лись близкими друзьями, воевав­шими вместе в Чечне. Звали их Игорь Гусев и Сергей Позняк, а пришли они сюда, чтобы почтить память всех погибших ребят, а особенно своего боевого товари­ща – Сергея Ермилова.

...Встретились они во Пскове. Из одного района, из соседних станиц ребята быстро познакоми­лись и сдружились. Вся 76-я гвардейская Черниговская десан­тная дивизия повсюду видела их вместе – они были неразлучны. Сергея Ермилова называли ду­шой компании: веселый, ладный, умелый парень, он мирил поссо­рившихся и не давал в обиду сла­бых. Все шли к нему за советом, знали: Серега скажет, что делать. Когда кому-то из троих приходи­ло письмо из дома, радовались все. И от кого бы оно ни было – от любимой девушки или от ма­тери, – письмо читалось вслух, и все, внимательно слушая, мысля­ми уносились домой, к родным, к теплу и уюту. У каждого были свои мечты. Частенько вечерами, со­бравшись втроем, они обсужда­ли свои дальнейшие планы на жизнь и... мечтали. Помышляли о разном, но каждый хотел во-п­лотить свою мечту в жизнь сам, своим трудом.

Увы, судьба распорядилась по-иному... Началась эта ужасная бесконечная война в Чечне, и их десантную дивизию отправили туда. Начался ад, который нор­мальному человеку трудно пред­ставить. Черниговская дивизия штурмовала и защищала. Свис­тели пули, рвались снаряды, гиб­ли друзья, которые только что стояли рядом...

Восьмого января 1995 года роту Сергея Ермилова отправи­ли на боевое задание. Они зачи­щали многоэтажки, расположен­ные вокруг центрального рынка города Грозного. Сплошные ав­томатные очереди, бешеный гро­хот гранатометов – все было как в кошмарном сне. Пуля дудаевского снайпера оборвала жизнь Сергея Ермилова, – жизнь, кото­рая по существу еще и не начи­налась, ведь он был так молод!...По лицам ребят текут слезы. Сколько боли и тоски в их глазах! Они потеряли не просто товарища, а будто брата, близ­кого человека. Они всегда бу­дут помнить его. Игорь пообе­щал, что своего будущего сына назовет Сергеем и расскажет ему о своем друге.

Мне пора было возвращать­ся. Я тепло попрощалась с ре­бятами и отправилась на стан­цию.

За окном вновь проплывают незнакомые великолепные пей­зажи, словно сошедшие с картин художника. Но сейчас они не доставляют мне радости, кажут­ся ненастоящими, лживыми, буд­то прикрывающими что-то гряз­ное и мерзкое. Перед моими глазами постоянно стоит лицо с умными, добрыми глазами, – лицо с фотографии Сергея Ермилова. И мне стало горько за свою стра­ну. О моя вздыбленная Русь! Как мало ты ценишь жизнь сыновей своих! Как зависит она от обсто­ятельств и воли политиков, как легко может оборваться кусоч­ком холодного свинца!

Но так не должно быть. Ведь жизнь – это самое бесценное и важное, что есть у человека. И ты должна, нет, ты обязана бе­речь ее! И тогда мы, люди, от­платим тебе любовью и заботой. И я верю, я искренне верю, что так и будет. Да, я верю и наде­юсь, что из вздыбленной, неспо­койной Руси, где так много не­справедливости и лжи, ты пре­вратишься в чистую, светлую и богатую страну. Страну, в кото­рой будет тепло и хорошо всем твоим детям, где будут царить мир и покой, где никто и никог­да не услышит звуков выстре­лов и не получит похоронку, где не будет нищих и убогих, где не будет так легко обрываться жизнь человека.

...Опять остановка. Город Н. Идет дождь. В купе вошел маль­чик и робко протянул мне буке­тик фиалок. Я взглянула в его светлые голубые глаза и не сдержала улыбки.

Вот оно, твое будущее, Россия!


Надежда ГЛЯНЕНКО,

выпускница факультета

водного хозяйства

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал