Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Студент должен: иметь представление: - об основных источниках загрязнения окружающей среды; о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека; Знать: - об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. - задачи мониторинга Уметь: - оказывать первую помощь при заражении токсичными и радиоактивными веществами. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнения биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. " Зеленая" революция, и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. Студент должен: иметь представление: об истории становления Российского природоохранного законодательства; о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды; знать: задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон " Об охране окружающей природной среды" 199! года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятии, загрязняющих окружающую среду Студент должен: знать: - правовые вопросы экологической безопасности;
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
ЛИТЕРАТУРА Основная Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2011 Коробкин В.И., Передельские Л.В. Экология. Ростов на Дону: Феникс, 2012г. Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии. -М.: 2012 Дополнительная Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2002 г. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО " МДС", 1995 Путилов А. В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия, 1991 Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение, 1993 Вишнякова С.М. и др. Экология и охрана окружающей среды: Экология и охрана окружающей среды. Толковый терминологический словарь. – М., 1998г. Негробов О.П. Основы экологии и природопользования. -, Воронеж, 1997г. Под редакцией Данилова-Данильяна В. И. Проблемы экологии России. М.: ВИНИТИ, 1993
Задания для домашней контрольной работы Вариант 1 1. Причины экологического кризиса. 2. Цели и задачи экологической паспортизации. 3. Охрана растительного и животного мира. 4. Мониторинг. 5. Задача: Рассчитайте количество потребляемой воды за день, месяц, 3 месяца в вашей семье. Составьте таблицу. Сделайте выводы.
Вариант- 2 1. Безотходное производство. 2. Особо охраняемые природоохранные территории. 3. Гидросфера. Проблемы и пути их решения. 4. Экологический риск. 5. Задача: Рассчитайте массу выбрасываемых отходов в вашей семье за день, месяц, 3 месяца. Составьте таблицу. Сделайте выводы.
Вариант-3 1.Цели и задачи мониторинга. 2.Зеленая революция. 3.Недра. 4. Правительственные и неправительственные организации, занимающиеся экологическими проблемами 5. Задача: Рассчитайте количество потребляемой электроэнергии в вашей семье за 1 день, месяц, 3 месяца. Составьте таблицу. Сделайте выводы.
Вариант-4 1. Экологический кризис, виды. 2. Природные ресурсы, классификация. 3. Атмосфера, проблемы и пути их решения. 4. Ресурсообеспеченность 5. Задача: Проведите наблюдение за утренней и вечерней температурой вашей местности в течение 3 месяцев. Составьте график. Сделайте выводы.
Вариант-5 1. Цели и задачи природопользования. 2. Нормирование качества окружающей природной среды. 3. Литосфера, проблемы и пути их решения. 4. Ресурсосберегающие технологии, примеры. 5.Задача: Рассчитайте количество растительной и животной пищи потребляемой членами вашей семьи за 1 месяц. Составьте таблицу
Вариант-6 1. Экологические проблемы современности. 2. Способы утилизации бытовых отходов. 3. Загрязнители атмосферы. 4. Национальный парк, примеры. 5. Задача: Рассчитайте объем потребляемой пресной, питьевой воды за 1 месяц членами вашей семьи. Составьте таблицу, сделайте выводы.
Вариант- 7 1. “Эффект бумеранга”? 2.Экологическое воспитание, цели и задачи. 3.Пищевые ресурсы. 4.Признаки экологического кризиса. 5. Задача: Измерьте высоту снежного покрова в вашей местности. Занесите данные в таблицу. Сделайте выводы Вариант 8 1. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. 2. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. 3. Природа и общество. Общие и специфические черты. 4. Влияние урбанизации на биосферу. 5. Задача: Перечислите промышленные предприятия вашей местности, наносимые вред окружающей природной среде. Укажите наносимый ими вред. Сделайте выводы.
Вариант 9 1. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. 2. Виды природопользования. 3. Экологическое право. 4. Ресурсы Кировской области. 5. Задача: Подсчитайте количество проезжающего автотранспорта около вашего дома за 1 час, 1 сутки. Составьте таблицу. Сделайте выводы. Вариант 10 1. Воздействие человека на природу. 2." Зеленая" революция, и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. 3.Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, " парниковый" эффект и др. Пути их решения. 4.Международное сотрудничество в области экологии. 5.Задача: Проведите исследование по изучению возрастного состава вашей местности. Укажите примерную численность детей, подростков, взрослых и стариков. Составьте пирамиду. Сделайте выводы.
Словарь терминов: Деградация среды – ухудшение природной среды, жизнь человека или совместное ухудшение природных условий и социальной среды жизни. Мониторинг окружающей среды – слежение за процессами и явлениями в окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для человека и живых организмов.
Нагрузка антропогенная – интенсивность воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные элементы.
Пестициды – Ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, переносчиками заболеваний человека и животных.
Предельно допустимая концентрация – максимальная концентрация вредного вещества в объектах окружающей среды, которая в условиях постоянного воздействия на организм не вызывает у человека каких-либо отклонений в состоянии здоровья.
Прогноз экологический – предсказания возможного состояния природных систем, определенного естественными процессами и воздействием на них человека.
Экологический кризис – состояние природной окружающей среды, возникающей в результате нарушения экологического равновесия. Экологический кризис может быть обусловлен человеческой деятельностью или стихийными природными явлениями.
Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
Экологическая культура – использование окружающей природной среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдельных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности.
Экологическая программа – основные направления деятельности по реализации экологической доктрины на определенном этапе времени.
Экологическая экспертиза – предварительная проверка соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукций, стандартов, нормативов и иных веществ, материалов, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. Различаются государственная экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза, научная экологическая экспертиза.
Экологические интересы – объективно существующие общественные потребности людей в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среды, обеспечивающей биологический ритм жизни. Существуют и действуют в единстве и борьбе противоречий с экономическими интересами в использовании природных ресурсов.
Экологические права человека – право на чистою, здоровую, благоприятную среду, прав на использование природной среды для удовлетворения своих экономических, эстетических, духовных потребностей.
Экологические принципы – основополагающие положения, руководящие начало, находящиеся в основе регулирования взаимодействия общества и природы.
Экологические приоритеты – закрепленных в правовых нормах преимущества охраны одних природных объектов перед охранной других. Различаются отраслевые, межотраслевые, общие экологические приоритеты. Общим экологическим приоритетом является охрана жизни и здоровью человека.
Экологические правонарушения – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Задания для закрепления Выберите правильный ответ:
|