Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Япония при жизни Мусаси. Многочисленные истории о поединках Миямото Мусаси с именитыми противниками дают основание утверждатьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Аннотация Многочисленные истории о поединках Миямото Мусаси с именитыми противниками дают основание утверждать, что это был настоящий гений фехтования. Свою знаменитую книгу о воинском искусстве Мусаси написал за два года до смерти, удалившись в пещеру для работы над своим духовным завещанием. Вот уже более 300 лет этот труд знаменитого средневекового фехтовальщика используется миллионами людей, причем область применения простирается от основ государственного управления и военной стратегии до методов ведения бизнеса. В Японии и ряде Азиатских стран " Книга пяти колец" является настольной для любого уважающего себя бизнесмена и считается учебным пособием по ведению бизнеса.
Оглавление
• Книга Пяти Колец(Страница 1)
• * Предисловие переводчика *(Страница 1) • Япония при жизни Мусаси(Страница 1) • Кендо(Страница 1) • Кендо и Дзен(Страница 1) • О жизни Миямото Мусаси(Страница 1)
• * Книга Пяти Колец*(Страница 2)
• ГО РИН НО СЕ(Страница 2)
• Введение(Страница 2)
• * Книга Земли*(Страница 3)
• Путь Стратегии(Страница 3) • Сравнение Пути Плотника с Путем Стратегии(Страница 3) • Путь Стратегии(Страница 3) • План Пяти Книг о Стратегии(Страница 3) • «Ити Рю Ни То» («Одна школа – два меча»)(Страница 3) • Сила двух иероглифов, означающих понятие «стратегия»(Страница 3) • Преимущество оружия в стратегии(Страница 3) • Расчет в Стратегии(Страница 3)
• * Книга Воды *(Страница 4)
• Состояние духа(Страница 4) • Стойка в Стратегии(Страница 4) • Взгляд в Стратегии(Страница 4) • Как держать длинный меч(Страница 4) • Работа ног(Страница 4) • Пять положений тела(Страница 4) • Путь длинного меча(Страница 4) • Пять подходов к врагу(Страница 4) • Изучение «положения-не-положения»(Страница 4) • Наносить удар «синхронно» «одним махом»(Страница 4) • «Двойная абдоминальная согласованность»(Страница 4) • Не имей никаких намерений, не строй никаких замыслов(Страница 4) • Атака «Текущей Воды»(Страница 4) • Продолжительная атака(Страница 4) • Атака «Огня и Камней»(Страница 4) • Атака «Красных Листьев»(Страница 4) • Тело вместо длинного меча(Страница 4) • Рубящий и режущий удары(Страница 4) • Тело китайской обезьяны(Страница 4) • Атака «клея и лаковой эмульсии»(Страница 4) • Борьба за высоту(Страница 4) • Ощущения липкости(Страница 4) • Удар телом(Страница 4) • Три способа отразить атаку(Страница 4) • Укол в лицо(Страница 4) • Укол в сердце(Страница 4) • Отшить «Тат-ТАТ!»(Страница 4) • Шлепающее парирование(Страница 4) • Много противников(Страница 4) • Преимущество в начале схватки(Страница 4) • Одна атака(Страница 4) • Прямая связь(Страница 4)
• * Книга Огня *(Страница 5)
• Зависимость от места(Страница 5)
• Первый способ – Кен Но Сен(Страница 5) • Второй способ – Тай Но Сен(Страница 5) • Третий способ – Тай Тай Но Сен(Страница 5)
• Придержать подушку(Страница 5) • Пересекать вброд(Страница 5) • Знать время(Страница 5) • Задавить (затоптать) меч(Страница 5) • Знать «коллапс» (надлом)(Страница 5) • Стать противником(Страница 5) • Освобождение четырех рук(Страница 5) • Двинуть тенью(Страница 5) • Придержать тень(Страница 5) • Передача(Страница 5) • Заставить потерять равновесие(Страница 5) • Испугать(Страница 5) • Просачивание(Страница 5) • Шатать углы(Страница 5) • Привести в смущение(Страница 5) • Три крика(Страница 5) • Гибкость(Страница 5) • Сокрушить(Страница 5) • Переход «гора-море»(Страница 5) • Проникнуть в глубины(Страница 5) • Обновление(Страница 5) • Голова крысы, шея быка(Страница 5) • Командир знает солдат(Страница 5) • Отпустить рукоять(Страница 5) • Тело камня(Страница 5)
• * Книга Ветра *(Страница 6)
• Школы, использующие сверхдлинный меч(Страница 6) • Твердый дух длинного меча в других школах(Страница 6) • Использование более короткого «длинного меча» в других школах(Страница 6) • Школы со множеством методов использования длинного меча(Страница 6) • Использование положений длинного меча в других школах(Страница 6) • Фиксирование глаз в других школах(Страница 6) • Использование ног в других школах(Страница 6) • Скорость в других школах(Страница 6) • «Закрытое» и «открытое» в других школах(Страница 6)
* Предисловие переводчика *
Япония при жизни Мусаси Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали расти города. Войны мешали торговле и опустошали страну. В 1573 году человек по имени Ода Нобунага подчинил себе Японию. Он стал сегуном, военным диктатором, и на протяжении девяти лет ему удавалось сохранять контроль практически над всей страной. Когда в 1582 году Нобунага пал жертвой покушения, браздами власти завладел Тоетоми Хидэеси. Он продолжил работу по объединению Японии, начатую Нобунагой, безжалостно искореняя ростки неповиновения, возродил прежнюю дистанцию между воинами – самураями – и прочим людом, введя ограничение на ношение мечей. «Охота за мечами Хидэеси» – такое название получила эта санкция. Отныне только самураям разрешалось носить два меча: короткий был дозволен каждому, длинный отличал самураев от прочего люда. Хотя Хидэеси сделал многое для того, чтобы стабилизировать ситуацию и упрочить торговлю, к моменту его смерти в 1598 году внутренние неурядицы не были искоренены окончательно. Настоящее объединение Японии началось в правление великого Токугавы. В 1603 году Токугава Иэясу, в прошлом сподвижник и Нобунага, и Хидэеси, стал сегуном Японии, нанеся поражение Хидэери, сыну Хидэеси, в битве при Сэки-га-Хара. Иэясу разместил свое правительство в Эдо, нынешнем Токио, где у него был большой замок. Его правление было стабильным, спокойным, оно открыло новый период японской истории, продолжавшийся до реставрации монархии 1868 года. Иэясу умер в 1616 году. Члены его клана продолжили дело Токугавы, и титул сегуна стал практически наследственным. Иэясу решительными действиями обеспечил диктатуру. Он демонстрировал показную почтительность императору в Киото, который оставался номинальным властителем Японии, ограничивая его участие в делах правления. Реальная угроза положению Иэясу могла исходить лишь со стороны князей, и он умело обезопасил себя, разработав систему, при которой все князья обязаны были «посменно» жить в Эдо, жестко ограничив их передвижения по стране. Диктатор распределял земли в обмен на клятвы в верности и раздавал уездные замки вокруг Эдо членам своего клана. Кроме того, он обладал целой сетью тайной полиции и наемных убийц. Период Токугавы многое изменил в социальной истории Японии. Чиновничья служба (бюрократия) Токугавы пронизывала буквально все. Под контролем находились не только образование, закон, правительство и чины, но даже костюмы сословий и поведение каждого класса строго регламентировались. Традиционное для Японии классовое сознание закрепилось в четкую классовую структуру. Существовало 4 основных класса: самураи, земледельцы, люди искусства (художники) и торговцы. Класс самураев был высшим – по достоинству, если не по богатству – и включал князей, высших правительственных чиновников, воинов, а также мелкое чиновничество и простых солдат. Ниже в иерархии стояли земледельцы, не потому, что были очень уважаемы, а потому, что производили необходимый для жизни рис. Судьба земледельцев была несчастливой, их принуждали отдавать большую часть урожая феодалам и не позволяли покидать свои поля. Далее шли артисты, художники и мастеровые, а ниже всех стояли торговцы, которые были презираемы, но постепенно богатели и тем самым приобретали значительность. Из пределов этой жесткой сословной системы выбивались совсем немногие. Мусаси принадлежал к самураям. Первое упоминание о них мы находим в системе «Кондей» («Надежная молодежь»), введенной в 792 г. н.э., по которой японская армия, состоявшая до этого в основном из вооруженных копьями пехотинцев, была реформирована и укреплена офицерами, отбиравшимися из отпрысков знатных семей. Они воевали в конном строю, носили доспехи, пользовались луком и мечом. Еще в 782 году император Камму начал строительство Киото, где и появился первый тренировочный зал, который существует по сей день. Он называется Бутокуден, «Зал воинских добродетелей». Через несколько лет после этой реформы воинственные айну, коренные жители Японии, упорно отражавшие попытки выжить их из диких обиталищ, были оттеснены на север, на остров Хоккайдо. При Хидэеси и Токугаве огромные провинциальные армии были постепенно распущены. Безработные самураи бесцельно слонялись по стране, не находя себе занятия. Мусаси стал одним из таких бродяг, «ронином», «человеком, плывущим по волнам». Множество оставшихся не у дел офицеров оказалось выброшено в общество, которое продолжало уважать понятия рыцарства, но в нем не стало места для военных. Постепенно самураи превратились в замкнутое сословие, свято хранившее традиции, беззаветно преданное военным искусствам. Время расцвета Кендо. Понятие Кендо – «Путь меча» – в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения, вдохновленной учением Дзен и духом Синто. Школы Кендо появились в начале периода Муромати – примерно в 1390-1600 годах – и, пережив всевозможные перипетии, дожили до нынешних дней. Сыновья сегунов Токугавы получали образование, изучая китайских классиков и упражняясь в фехтовании. На Западе считают «перо сильнее меча» («что написано пером, не вырубишь топором»), японцы же говорят: «бунбу ичи» – «перо и меч в гармонии». И сегодня известные бизнесмены и политические деятели Японии изучают искусство древних шкод Кендо, сохраняя традиции многовековой давности. Итак, Мусаси был ронином в те времена, когда самураи формально считались элитой, но на деле не имели средств к существованию, если не владели замками или землями. Многие ронины отложили свои мечи и стали художниками, артистами, но другие, как Мусаси, устремились к идеалу воина, взыскуя достичь совершенства на опасных путях Кендо. Дуэли в то время стали обычным явлением, школы фехтования процветали и множились. Две школы, Итто и Ягью, находились под особым попечением Токугавы. Итто готовило учителей Кендо, Ягью постепенно превратилось в тайную полицию бюрократии диктатора.
Кендо Традиционные японские фехтовальные залы, называемые «додзе», обычно находились поблизости от монастырей и храмов, но ко времени Мусаси огромное количество школ возникло в новых городах при замках феодалов. Каждый дайме, князь, считал своим долгом содержать школу Кендо, где тренировались его вассалы и обучались сыновья. Каждый ронин мечтал нанести поражение ученикам, а если удастся, то и преподавателю какого-нибудь додзе, рассчитывая, что слух о таком подвиге дойдет до того, кто мог бы нанять бродячего воина на службу. Самурай носил два меча, заткнутых за пояс так, что острая сторона клинка была обращена вверх. Длинный меч носили только вне помещения, короткий – всегда и всюду. На тренировках часто применяли деревянные и бамбуковые мечи. Обычными были поединки, на которых пользовались и тренировочными, и настоящими мечами. Дуэли проводились в тренировочных залах и перед храмами, на улицах и за стенами замков. Бои длились до смертельного исхода или пока один из противников не оказывался обезоружен; через несколько поколений после Мусаси стали широко использовать шинай, бамбуковый меч с изменяемой жесткостью, а позже – защитное снаряжение, так что опасность получить травму была значительно снижена. Самурай изучал искусство владения всеми видами оружия – алебардой, палками, мечом, цепью с серпом. Многие школы, использующие самые разные виды оружия, сохранились в своей традиционной форме и по сей день. Чтобы практиковать Кендо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести. Духом битвы была пронизана вся повседневная жизнь самурая, и возможность близкой смерти не казалась ему чем-то необычным. Настоящим мастером меча мог считаться лишь тот, кто был готов без колебаний шагнуть навстречу собственной гибели. Именно для достижения такого совершенства люди следовали древним традициям, и даже в наши дни многие японцы посвящают свою жизнь практике Кендо.
|