Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение основных статей финансирования фундаментальных научных исследований из федерального бюджета США в текущих ценах в млн долларовСтр 1 из 8Следующая ⇒
Анализ данных табл. 1 и 2 показывает рост объемов финансирования этих трех областей знаний и приоритетной области – здравоохранения. Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований – производство нового научного знания (фундаментального и прикладного). Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области. Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д. Для иллюстрации в табл. 3 приведены некоторые показатели для возможной оценки уровня научной деятельности в отдельных странах мира. Таблица 3 Показатели для оценки уровня развития научной деятельности
* Составлено по источникам [5, 6, 7]
По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний и открытий. Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний. Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране. Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки. В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам: 1. Ресурсные показатели науки: а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения; б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США); в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США); г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%). 2. Показатели эффективности науки: а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства; б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров; в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения; г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров; д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны; е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В табл. 4 приведены некоторые выборочные данные из статистического исследования по соотношению коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по некоторым странам мира в 1990–1997 гг. с указанием интегральных показателей и ранжированием государств по национальному уровню развития науки.
Соотношение ресурсных показателей и результативности науки, приведенных в этой таблице, позволило определить степень эффективности научной деятельности в государствах земного шара, что и явилось основой выделения как групп, так и подгрупп государств в зависимости от этих показателей.
Таблица 4
Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по странам мира в 1990-1997 гг
Окончание табл. 4
|