Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ее атрибутах






 

Люди издавна стали задумываться над тем, как устроен мир, что лежит в его основе. В античной философии проблема субстанции (объективной реальности, первоосновы мира) занимает очень важное место. Мыслители по-разному решали этот вопрос. Платон для объяснения бытия привлекал понятия эйдосов или идей, которые представляли собой бестелесные формы вещей, предшествовавшие их материальному выражению. Пифагор в основе мира полагал гармонию чисел. Аристотель в основе природы предполагал материю как пассивную возможность становления, организацию и завершенность которой дает активная форма. Гераклит утверждал, что все в мире рождается из огня и, умирая, опять превращается в огонь.

Основоположник атомистического учения Демокрит считал первокирпичиками мира атомы. Как он полагал, в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы имеют самую разнообразную геометрическую форму – квадратную, треугольную, круглую, овальную и пр. Они соединяются друг с другом посредством крючков. Комбинация атомов определенной конфигурации порождает многообразие мира.

Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) вкладывали свой смысл в понятие субстанции. Фалес видел в основе мира воду. Анаксимен считал началом мира воздух, разная степень сгущения которого отвечала за разнообразие действительности. Анаксимандр вел речь о неопределенной беспредельной частице апейрон.

В понимании материальной субстанции в целом преобладало конкретное представление о ней. Иными словами, первооснова мира ассоциировалась с конкретным веществом. Такой подход сохранился вплоть до конца 19 века. Материю отождествляли с конкретными свойствами атома. На тот период такими свойствами считались непроницаемость, неделимость, наличие неизменной массы покоя.

Великие открытия на рубеже 19 – 20 веков поколебали эти представления. Открытие рентгеновского излучения опровергло идею о непроницаемости материи. Открытие электрона показало несостоятельность мнения о неделимости материи. Когда обнаружили электрон, то не смогли зафиксировать его массу покоя. Это было невозможно по той причине, что масса покоя электрона чрезвычайно мала, а приборы того времени были далеко не совершенны и не смогли определить эту массу. Ученые-физики ошибочно подумали, что этой массы вообще не существует.

В такой ситуации физики скатились на позиции физического идеализма, придя к следующему умозаключению. Если исчезли свойства, с которыми отождествлялась материя, значит, исчезла и сама материя, ее просто не существует. Главной ошибкой ученых было то, что они не смогли понять того нюанса, что исчезла не материя, а исчез тот предел знания, до которого знали материю. Главной причиной гносеологического кризиса в физике являлось конкретное понимание материи.

В этих условиях очень важным является сформулированное В.И. Лениным философское определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 131).

Из этого определения материи явствуют два ее основных свойства: 1) быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от нашего сознания; 2) способность воздействовать на наши органы чувств, вызывать наши ощущения.

Огромное методологическое значение ленинского определения материи заключается в том, что подчеркивается абстрактный характер понятия материи – она не связывается ни с конкретным веществом, ни с конкретными свойствами. Такая методология позволяет избежать кризиса даже в случае открытия новых видов материи с неизвестными нам конкретными свойствами.

Материя существует в различных видах – вещество в трех агрегатных состояниях (твердое, жидкое и газообразное), поля (гравитационные, электромагнитные, электрические, нейтронные и многие другие), плазма. Нет сомнения, что науке известны еще не все разновидности материи. Природа безгранична, как и процесс познания.

Материя имеет определенные атрибуты или неотъемлемые свойства. Она существует в неразрывном единстве с движением, пространством и временем. Движение является способом существования материи. Без движения материя не может существовать. Метафизика отождествляет движение с перемещением тел в пространстве. Такое понимание сужает понятие движения до частного случая его проявления. С материалистических позиций определяет движение Ф. Энгельс в «Диалектике природы», а именно, как всякое изменение вообще. Он выделяет пять форм движения материи: 1) механическую, 2) физическую, 3) химическую, 4) биологическую, 5) социальную. Энгельс преодолевает метафизическую ограниченность и механицизм в понимании форм движения материи.

Последовательность форм движения материи выражает эволюцию развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Нижестоящие формы входят в состав всех вышестоящих форм. В то же время вышестоящие формы нельзя сводить к низшим формам. В ином случае редукционизм упростит и исказит понимание изучаемого явления. Так происходит с биологизаторскими концепциями человека, сводящими социальное к биологическому.

Диалектической противоположностью движения является покой. Движение абсолютно, покой относителен. Например, стол движется вместе с планетой относительно Солнца, покоится относительно помещения, в котором находится. Частицы же, образующие этот стол, движутся непрерывно.

Пространство и время являются формами существования материи. Их реальность возможна лишь через движение материи. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Метафизический материализм И. Ньютона выделял абсолютное и относительное пространство и время. Абсолютное пространство понималось неизменным и однородным как некое вместилище для материи. Это представление основывалось на евклидовой геометрии. Относительные пространство и время – чувственно воспринимаемые взаимосвязи между материальными объектами. Согласно субъективному идеализму (И. Кант), пространство и время не могут постигаться опытным путем, а являются априорными формами человеческого созерцания, предшествующими всякому опыту.

Материалистическая концепция связывает пространство и время друг с другом, а также с материей и движением. На таком понимании основывается теория относительности А. Эйнштейна. О пространстве и времени можно говорить там, где имеют место материальные явления. Пространство – это сложная система взаимодействия, сорасположенности, иерархии объектов материального мира. Время выражает последовательность сменяющих друг друга событий в результате взаимодействия материальных объектов.

Основными свойствами пространства и времени являются:

 

Пространство Время

 

1. объективность; 1. объективность;

2. протяженность; 2. длительность;

3. трехмерность; 3. необратимость;

5. бесконечность. 4. вечность.

 

Ведя речь об объективности времени, следует отметить субъективный характер восприятия времени. Течение времени воспринимается по-разному в разные возрастные периоды. В детстве кажется, что время течет медленно. Чем старше возраст человека, тем стремительнее представляется поток времени. Восприятие времени зависит и от степени приятности или неприятности происходящего события. Все приятное, интересное словно пролетает за один миг. Неприятное, монотонное кажется целой вечностью.

Таким образом, материя является связующим звеном в цепи взаимосвязи движения, пространства и времени. В завершении следует подчеркнуть важный момент – единство мира заключается в его материальности.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия субстанции.

2. Почему физики на рубеже 19 и 20 веков скатились к физическому идеализму?

3. В чем заключается методологическое значение ленинского определения материи?

4. Как Ф. Энгельс определял понятие «движение»?

5. Охарактеризуйте характер взаимосвязи форм движения материи.

6. Назовите основные свойства пространства и времени.

7. В чем заключается единство мира?

 

Литература

1. Гриффитс, Д. Тик-так: взгляд на время со стороны /Д. Гриффитс. – СПб., 2006.

2. Дубровский, В.Н. Концепции пространства – времени: физические и философские аспекты /В.Н. Дубровский. – М., 1991.

3. Жаров, А.М. Материя и сознание: Учебное пособие /А.М. Жаров. – СПб., 1994.

4. Зальцман, А.Г. История Пространства – Времени /А.Г. Зальцман. – СПб., 2004.

5. Канке, В.А. Формы времени /В.А. Канке. – М., 2002.

6. Коробко, Д.П. Проблемы социального материализма. Теория времени / Д.П. Коробко. – Пущино, 2006.

7. Любинская, Л.Н. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований /Л.Н. Любинская. – М., 2002.

8. Попов, Н.А. Сущность времени и его величины, или Недостающий аргумент в споре здравого смысла с теорией относительности /Н.А. Попов. – СПб., 2004.

9. Попов, Н.А. Сущность времени и относительности /Н.А. Попов. – СПб., 2005.

10. Попов, Н.А. Время. Длительность. Вечность: проблемы времени в европейской философии и науке /Попов, Н.А., Гайденко, П.П. – М., 2006.

11. Уитроу, Д.Д. Естественная философия времени /Д.Д. Уитроу. – М., 2004.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал