Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление недрами
Государственное управление недрами является составной частью государственного регулирования в области использования и охраны недр, которое осуществляют органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление недрами, относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. К органам специальной компетенции относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в составе которого функционирует Департамент геологии, осуществляющий государственное управление в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в состав которого входит Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике. В целях координации работ в области освоения недр, добычи и использования минерального сырья при Совете Министров Республики Беларусь создан Государственный экспертный совет по вопросам использования недр, в который входят руководители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также специалистов научных и других организаций. Для проведения государственной экспертизы геологической информации о недрах и утверждения запасов полезных ископаемых создана Республиканская комиссия по запасам полезных ископаемых (РКЗ), которая состоит из компетентных специалистов системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления, предприятий, организаций, учреждений. Состав РКЗ утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный контроль в области использования и охраны недр является составной частью экологического контроля, включает контроль за ведением работ по геологическому изучению недр и контроль за их рациональным использованием и охраной. Государственный контроль в области использования и охраны недр осуществляют: • местные Советы депутатов – за использованием недр на территории Совета депутатов; • местные исполнительные и распорядительные органы – за охраной недр и окружающей среды в местах добычи полезных ископаемых, при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, находящихся в ведении Совета; • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы – за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием и охраной. Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям и его территориальными органами также осуществляется государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр и безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Недра и виды пользования ими подлежат государственному учету, который осуществляется в форме государственного кадастра недр, государственного кадастра торфяного фонда, государственных балансов запасов полезных ископаемых и участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в форме учета уникальных геологических материалов. Сведения о результатах работ, связанных с пользованием недрами, подлежат учету в форме государственного кадастра недр. Ведение государственного кадастра недр осуществляется с целью учета результатов работ, связанных с пользованием недрами, а также для обеспечения разработки республиканских и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и др. Государственный кадастр недр состоит из государственного кадастра полезных ископаемых и государственного кадастра участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Государственный кадастр полезных ископаемых содержит сведения о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, характеризующие местоположение, количество и качество основного и совместно с ним залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, условия их разработки, а также их экономическую и экологическую оценку. Кадастр полезных ископаемых состоит из кратких унифицированных паспортов месторождений и проявлений, которые составляются пользователями недр. Государственный кадастр участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведется по участкам недр, естественным и техногенным пустотам, предназначенным для использования в народном хозяйстве, и содержит их природно-физические и пространственно-объемные характеристики, сведения об их социально-экономической ценности и возможных направлениях использования. Для учета состояния минерально-сырьевой базы, которая представляет собой совокупность месторождений полезных ископаемых, как подготовленных, так и перспективных для промышленного освоения, ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых, которые составляются по каждому виду полезных ископаемых, получивших количественную и качественную оценку. Для учета и рационального использования участков недр для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведется государственный баланс участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Он характеризует степень их освоения и обеспеченности ими народного хозяйства для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, захоронения производственных, бытовых и иных отходов, сброса сточных вод. Государственные балансы являются формой учета запасов полезных ископаемых и участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, по состоянию на 1 января каждого года. Для государственного учета торфяных месторождений и отложений сапропеля под торфяной залежью ведется государственный кадастр торфяного фонда Республики Беларусь. Он содержит систему необходимых сведений и документов о торфяных ресурсах, количестве и качестве запасов торфа, горнотехнических, гидрогеологических и геоэкологических условиях залегания и разработки торфяных месторождений, их геоэкологическую оценку, а также о правовом режиме использования и охраны этих месторождений. Специальному государственному учету подлежат минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы. Государственный учет уникальных геологических материалов ведется с целью создания условий для их изучения, детального описания и рационального использования. Государственному учету подлежат редкие или нехарактерные для данного региона геологические образования, имеющие научную, культурную и материальную ценность и представляющие собой как целостные природные объекты, находящиеся на месте своего формирования, так и необычные геологические явления и процессы, демонстрируемые в образцах.
|