![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательная сфера личности. Краткая характеристика познавательных процессов.
Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности, это: ·ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь Ощущение – простейший психический процесс, сосотоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор – орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, состоящий из: рецептора, афферентные, эфферентные пути, корковый отдел анализатора. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. 1) По основанию: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое; 2) По форме: восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени. Сходство с ощущением: непосредственное воздействие на органы чувств. Различия: ощущения - отдельные свойства, восприятие - отражение целостных свойств. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло. Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит: Виды памяти: Характеристики памяти Объем - показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала. Точность - показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала. Скорость запоминания - это показатель времени, затраченного на запоминание необходимой для решения задач информации. Лабильность (подвижность) - показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала. Помехоустойчивость — устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Формы мышления: Человеческое мышление осуществляется с помощью опоры на понятие. Понятием обозначается слово, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки для групп предметов, объединенных этим понятием. Суждение - это единица логического мышления, это высказывание, в котором утверждаются или отвергаются какие-либо связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Умозаключение - такая форма логического мышления, когда из содержания нескольких суждений выводится новое суждение. Мыслительные операции: Сравнение. Установление сходства и различия между предметами. Обычно легче всего устанавливаются различия (описательная операция). Анапа - мысленное выделение в объекте составляющих его сторон. Синтез - объединение выделенных анализом экспериментов в единое целое. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков при одновременном отвлечении от других. При образовании понятия, человек выделяет существенные признаки и отвлекается от несущественных. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (в понятие). Классификация - распределение предметов на основании присущих существенных признаков по соответствующих группам и классам. Для нее очень важно правильно выбрать основания для классификации, то есть признак, по которому предметы делятся на группы и классы. Систематизация — мысленное расположение классов, предметов в определенном порядке, в соответствии с существенными связями между ними. Конкретизация — переход от абстракции, то есть от отвлеченных свойств, признаков к конкретным признакам свойства. Виды мышления: 1) наглядно - действенное (предметно — действенное); 2) наглядно — образное; 3) словесно - логическое. Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
|