Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы юридической ответственности.⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38
Основания, порядок и пределы юридической ответственности определяются её принципами. Принцип законности предполагает ответственность в пределах закона и только на основании закона (лишь за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами, и только в пределах санкции соответствующей нормы). Обратная сила закона, устанавливающего ответственность, не допускается, а привлечение к ответственности должно происходить в соответствии с процессуальными правовыми нормами. Принцип обоснованности означает объективное и полное исследование обстоятельств правонарушения, доказанность виновности лица в его совершении, выявление всех смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, определение конкретной меры наказания. Принцип ответственности только за виновные деяния означает, что, если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководить своими действиями, юридическая ответственность не наступает. Принцип справедливости состоит в недопустимости применения мер принуждения, унижающих честь и достоинство человека и соразмерности назначенного взыскания характеру правонарушения. Принцип целесообразности (индивидуализации) обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности (вредности) совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность. Мера воздействия должна соответствовать целям ответственности. Принцип неотвратимости юридической ответственности предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение. Компетентные органы и должностные лица должны непременно реагировать на содеянное правонарушение, даже если впоследствии лицо будет освобождено от наказания. Принцип скорейшего наступления юридической ответственности означает, что, если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.
84. Правотворчество: понятие, стадии, формы. Принципы правотворчества. Правотворчество - это монопольная, сознательно-интеллектуальная и процессуальная деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативно-правовых актов. Как и любая властная деятельность, правотворчество основано на принципах. Законность предполагает принятие нормативных актов только уполномоченными субъектами, в предусмотренной законом процедуре. Форма и содержание акта должны находиться в соответствии, а сам акт - быть элементом системы законодательства (не порождать коллизий). Демократизм выражается в учёте волеизъявления народа (например, путём референдума, обращения с предложениями). Научность заключается в планировании приоритетности актов, прогнозировании их социальных последствий, учёте достижений юриспруденции и научных рекомендаций. Профессионализм означает использование специальных знаний, навыков, умений. Гласность правотворчества состоит в том, что все принимаемые акты подлежат официальному опубликованию, а системность - в непротиворечивости новых и действующих актов. Следует различать правотворчество как сознательную деятельность государства от правообразования, включающего анализ социальной ситуации, выявление потребности в правовом регулировании, выражение её в нормативном акте. Правообразование заключается и в процессе создания и развития иных источников права, помимо нормативно-правовых актов (обычаев, доктрины). В зависимости от субъекта выделяют такие виды правотворчества, как законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество, чрезвычайное правотворчество (в условиях режима чрезвычайного положения), договорное правотворчество (принятие договоров нормативного содержания, коллективных договоров и соглашений). В странах общей системы права выделяется в особый вид судебное правотворчество. Процедурность правотворчества позволяет выделить в нём несколько стадий. Основными стадиями являются подготовка проекта НПА, его принятие и введение в действие. Предпроектный этап включает в себя несколько подэтапов (выявление потребности в регламентации отношений, определение вида НПА, принятие решения о его подготовке, разработка концепции акта). Стадиями законодательного процесса являются: · законодательная инициатива - официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения; · обсуждение законопроекта в ГД ФС и ФС СФ - работа над проектом на заседаниях палат, в специальных комитетах и комиссиях. Обсуждение в заседаниях проходит в форме чтений (первое - вопрос о целесообразности законопроекта, второе - обсуждение целиком и постатейно, третье - обсуждение с поправками); · принятие закона - голосование по проекту закона и ободрение его верхней палатой парламента. В РФ законы принимаются большинством (простым или квалифицированным) от общего числа депутатов ГД ФС и в течение 5 дней передается на одобрение СФ ФС, где его рассмотрение должно быть начато в течение 14 дней. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство членов СФ ФС. Неодобрение закона влечёт либо создание согласительной комиссии, либо повторное голосование ГД ФС (преодоление неодобрения); · промульгация и вступление закона в силу - официальное провозглашение закона, его подписание главой государства и опубликование в официальном источнике. В течение 5 дней принятый закон направляется Президенту, который в течение 14 дней должен подписать его. В отношении федеральных законов Президент обладает правом вето, которое может быть преодолено повторным голосованием (2/3 голосов в обеих палатах). Источниками официального опубликования являются Парламентская газета, Российская газета и Собрание законодательства РФ.
85. Правовое государство: понятие и основные принципы. Правовое государство - высший тип демократического государства, обладающий всеми его чертами (народовластие, законность, равноправие), а также обладающее особыми свойствами: · господство права, которое выражается в правовой организации государственной власти (на основе закона), правовом характере принимаемых законов (справедливость, соответствие естественным правам), связанности государства законами, верховенстве Конституции в системе НПА; · незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности заключается не только в их признании, но и в обеспеченности, защите личности от произвола государственных органов. Граждане должны обладать равными возможностями для достижения своих правомерных целей; · взаимная ответственность личности и государства выражается в их равных правах и обязанностях. Государство не только вправе требовать от личности выполнения обязанностей, но и несет ответственность перед ней за обеспечение правовой защищённости. Возможности личности предъявлять требования к государству должны быть законодательно закреплены; · принцип разделения властей означает автономное функционирование трёх ветвей власти и наличие системы сдержек и противовесов с тем, чтобы не допустить концентрации власти в одних руках.
|