Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки для возникновения науки появилисьСтр 1 из 2Следующая ⇒
в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае.
Аристотель (384 -322 гг. до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. 4 Аристотель подверг критике платоновскую концепцию бытия. Он видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. Определение науки: Таким образом, наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний - о природе, - обществе и мышлении, - об объективных законах их развития.
Предмет: Предмет науки - формы движущейся материи и их отражение в сознании человека.
Исходя из фактов действительности, наука дает - правильное объяснение их происхождению и развитию, - раскрывает существенные связи между явлениями, - вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения.
В условиях научно-технической революции сложилась единая система: «наука - техника - производство».
Непосредственные цели науки: получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
Основными задачами науки являются: - собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; - обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; - систематизация полученных знаний; - объяснение сущности явлений и процессов; - прогнозирование событий, явлений и процессов; - установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую из: - теории, - методологии, - методики и техники исследований, - практики внедрения полученных результатов.
Субъект и объект науки: Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то можно выделить следующие элементы: объект (предмет), субъект, научную деятельность субъектов
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки: о природе - естественные; об обществе - гуманитарные и социальные; о мышлении и познании - логику, гносеологию, эпистемологию и др. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ · естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.) · гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология) · технические науки(строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, геодезия) · сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария) 2. Наука: субъект, объект (предмет) и задачи. Наука как система знаний: элементы Науку можно рассматривать как систему, состоящую из: - теории, - методологии, - методики и техники исследований, - практики внедрения полученных результатов.
Субъект и объект науки: Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то можно выделить следующие элементы: объект (предмет), субъект, научную деятельность субъектов
ОБЪЕКТ НАУКИ объект (предмет) — как совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;
СУБЪЕКТ НАУКИ субъект - конкретный исследователь, - научный работник, - специалист научной организации, -организация
3. Основные концепции современной науки. ТРИ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ: - наука как знание, - наука как деятельность, - наука как социальный институт.
СОВРЕМЕННАЯ наука представляет собой органичное единство трех моментов.
- деятельность - ее основа, своеобразная «субстанция», - знание - системообразующий фактор, - социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности.
Эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция - наука как знание – с учетом многовековой традиции рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант.
Вторая концепция - наука как деятельность, Разработан деятельностный подход к науке. Это - трактовка науки не только как знания самого по себе, а прежде всего как особой сферы профессионально-специализированной деятельности, как своеобразного вида духовного производства.
Третья концепция - Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством: - известных форм организации, - конкретных учреждений, - традиций, - норм, - ценностей, - идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института: - производство и распространение научного знания, - разработка средств и методов исследования, - воспроизводство ученых и - обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Четвертая концепция – Наука как социальная сила Наиболее ярко это проявляется, когда данные и методы науки используются для разработки: - масштабных планов, - проектов и - программ социального экономического развития.
4. Особенности современной науки.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: специфика деятельности
1) коллективные формы деятельности 2) методы, основанные на новых технологиях 3) исследование объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем 4) переход к комплексному исследованию человека 5) построение моделей динамики научного знания
Во-первых, отметим следующие моменты в изменении образа науки наших дней: а) конечно, выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за «горизонты» познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллективные формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы, «научными сообществами». Наука все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в связи с проблемой научного творчества представляет собой интересную, пока еще во многом открытую проблему:
б) в современную науку все интенсивнее проникают методы, основанные на новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию научного познания; следовательно, требуются и философские коррективы по этому поводу. Принципиально новым методом исследования стал, например, вычислительный эксперимент, который получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес;
в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, в том числе тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой системы;
г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение оснований этих методов немыслимо без философии;
д) значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно все более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Представляет интерес построение моделей динамики научного знания, выявление основных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли философии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это также серьезные проблемы, решение которых немыслимо без философии.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: социальная роль
1) влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека 2) влияние на культуру 3) технологический прогресс 4) социально-политический фактор 5) угрозы и риски
Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.
В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Например, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что стало возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение.
5. Общественные функции науки. ФУНКЦИИ НАУКИ: 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция задана самой сутью науки, главное назначение которой: - познание природы, общества и человека, - рационально-теоретическое постижение мира, - открытие его законов и закономерностей, - объяснение самых различных явлений и процессов, - осуществление прогностической деятельности, т.е. производство нового научного знания; 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция, тесно связана с первой, ее главная цель: – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, – исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, – обоснование научного миропонимания.
3.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, технико-технологическая функция: - призвана внедрять в производство нововведения, - инновации, - новые технологии, - формы организации и др.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция заключается, в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.
6. Управление наукой и ее организационная структура.
7. Российская академия наук: структура и задачи.
Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). Она учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. И воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. Сегодня в академии состоит 473 академика и 697 членов-корреспондентов, в се институтах и других научных учреждениях - 113, 7 тыс. человек; из них имеют ученую степень доктора наук - 9, 3 тыс. и кандидата наук - 26, 5 тыс. человек.
|