![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление Российской науки и русская философия.
Предпосылки научного знания начали формироваться во времена Древней Руси. Накопление знаний носило эмпирический, рецептурный характер. Первые исторические записи в России появились в 1070 году (Несторовская Летопись), в каждом крупном княжестве имелась своя летопись. В Летопись записывались исторические события, также некоторые метеорологические наблюдения. Важными вехами развития науки стали: - создание в 9 веке просветителями — монахами Кириллом и Мефодием азбуки — кириллицы; - принятие Древней Русью христианства в конце 10 в. в греческо — византийском варианте; - книгопечатания в 1564 г. в Москве. Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, одновременно со становлением науки в западных странах. В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет. В 17-19 в.в. возникли университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. К концу 19 в. состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. 12 век – количество грамотных было больше, чем в Европе. Псков, Новгород – феодальные республики. Государство должно было сосредоточиться. Оно и делает это в 14-15 веках. В представлении современников-иностранцев Россия в научном отношении еще и в начале XVIII века " как бы новина, которую хотят распахать". Так считал крупный ученый Лейбниц. Так же думали о допетровском времени и в самой России. Фактов, доказывающих, что Россия отнюдь не была дикой страной, что в ней распространялись знания, появлялось все больше образованных, интересующихся наукой людей, можно привести немало. Однако, значительное отставание научных знаний в России от передовой науки неоспоримо. Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны. Научные знания носили во времена средневековья, как правило, узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было связано с применением их в народной медицине, географические и астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных знаний. Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем сколь-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении. Но, Русское княжество было отсталым от других по нескольким причинам: 1) Запоздалая капитализация. Капитализм — система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. Капитализм в России получил большое развитие после 1861 года (отмена крепостного права), а в конце XIX начале XX века достиг апогея. 2) Православие менее рационализованная религия в отличие от католицизма: а) Сходство католического и православного социального учения можно проследить в онтологическом и гносеологическом аспектах. Последние стремятся к целостному восприятию мира, органическим элементом которого является личность. Однако в отличие от католической социальной доктрины в православии социальные интересы преимущественно были направлены не на вопросы обустройства жизни, а на определение ее смысла. б) Важной онтологической проблемой в социальном учении РПЦ была проблема устранения зла. Последнее должно преодолеваться не революционным путем, а посредством «подвижничества», нравственного обуздания соблазнов, эпидемически овладевающих миром. 3) Огромные просторы. Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующей материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в правительственных кругах. Главные усилия направлялись на развитие военного дела, фортификации, овладение астрономическими знаниями, необходимыми для мореходства, на поиски полезных ископаемых, новых речных и морских путей, картографирование страны и т.д. Систематическое научное исследование природных условий страны, организованное государством, началось уже при Петре I. Изучение природных условий и картографирование в целом взаимосвязаны, поэтому, начиная с первой четверти XVIII в. государство организует экспедиции в различные районы страны, в частности с целью их картографирования. Русские рудознатцы разыскали немало различных полезных ископаемых. Развитие промышленности, резко возросшие потребности армии и флота вызвали необходимость расширить и сделать более целенаправленными эти поиски. На Урале на реках Тагил и Нейва было найдено " самое доброе" железо. Это позволило в первые же годы XVIII в. создать на Урале промышленность, поставлявшую русской армии первоклассную артиллерию. Шла разведка богатств и европейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов. На первых порах все, что выходило за рамки непосрественной полезности, отвергалось или, по крайней мере, считалось второстепенным. Переводились и печатались книги, посвященные практическим, в первую очередь техническим, вопросам. Школьное обучение носило в это время большей частью узкопрактический, профессиональный характер. Первостепенную ролю играло усвоение передового технического опыта и научных достижений европейских стран: посылали за границу своих людей и ученых, приглашали иностранных ремесленников, инженеров, ученых.
|