![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как познавательная деятельность.
Наука является основной формой человеческого познания. Выполняет социальные функции: 1) культурно – мировоззренческая; 2) наука как непосредственная производственная сила; 3) как социальная сила (использование науки при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития). В этом историческом порядке функции возникали и расширялись. Сначала в эпоху Возрождения - борьба между теологией и наукой за право определять мировоззрение. Процесс превращения науки в производственную силу - создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление прикладных исследований. В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы. Сложное многообразие наук об обществе: 1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи; 2) Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права; 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития; 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствие с целями и задачами общества; 5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику лит. творчества, общественное значение художественной литературы. 6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ. Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирическое и теоретическое. Для эмпирического знания характерна факторфиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирические и теоретические уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
|