Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геополитическое положение Руси в XIII веке.






Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.

История государственности и государственного управления на Руси IX — XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.

В дореволюционной историографии Древнерусское государство изучалось в русле или под влиянием «государственной школы», которая рассматривала Киевскую Русь как самобытное общество и государство, развивавшееся иным, чем Европа, путем (исключение составляли Н.П. Павлов-Сильванский и незначительный круг его последователей, доказывавших развитие в Киевской Руси феодализма). Советская историография была ограничена догматизированной вариацией теории общественно-экономических формаций. М.Н. Покровский первоначально развивал применительно к этой эпохе идею торгового капитализма. С конца 30-х гг. после работ Б.Д. Грекова в официальной историографии утвердились представления о Древнерусском государстве как раннефеодальной монархии. В то же время С.В. Юшков в большей степени склонялся к термину «дофеодальное государство», белорусская школа историков (А.П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий характер общественных отношений. И.Я. Фроянов и его школа (С.-Петербург) обосновывают теорию патриархального характера Древней Руси. С этой точки зрения, Киевская Русь не государство, а гигантский суперсоюз племен, в составе которого складываются города-государства. На наш взгляд, все эти концепции строятся на основе аналогий с европейским историческим процессом и искусственно подгоняют факты под теорию общественно-экономических формаций. По нашему мнению, становление государственного управления на Руси целесообразно рассмотреть в контексте цивилизационного (культурно-исторического) подхода с учетом геоэтнокультурогенеза, духовных процессов и геополитических факторов, определявших развитие древнерусской государственности в условиях смены преобладающих типов общественного развития.

 

5.Москва – центр формирования великорусской народности.

Впервые Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с приглашением в Москву князем Юрием Долгоруким.

Москва имела выгодное расположение, находясь на пересечении трех основных торговых путей.

Благодаря этому Москва стала важным центром торговли.

Большую роль в возвышении Москвы сыграла поддержка духовенства. Постепенно Москва стала церковной столицей Руси.

В 1327 г., когда великим князем был сын Михаила Александр Тверской, в Твери произошло возмущение против ханского посла Щелкая. Этим событием умело воспользовался новый московский князь Иван Данилович Калита. В 1328 г. Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское.

Обеспечив таким образом внешнюю безопасность своего княжества.

В 1362 г. стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича.

Победа, одержанная Дмитрием Донским в 1380 г. на Куликовом поле, придала московскому князю значение национального вождя.

Высшим органом власти в XVI–XVII вв. была Боярская дума. Дела на ее рассмотрение поступали по указу государя.

По необходимости из общего состава Думы выделялись особые комиссии – «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенные» (для составления проектов новых уложений), «судная» и «расправная». Для решения особо важных дел собиралось совместное заседание Думы и «освященного собора».

Земские соборы носили совещательный характер. В состав земских соборов входили:

1) представители высшего духовенства;

2) Боярская дума;

3) представители служилого и посадского населения.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы:

1) Посольский приказ;

2) Поместный приказ;

3) Разрядный (военный) приказ;

4) Холопный приказ;

5) Разбойный приказ (с подчиненными ему старостами на местах);

6) Судный приказ;

7) Приказ большой казны и большого прихода;

8) несколько территориальных приказов.

В 1550 г. был издан новый судебник, целью которого было совершенствование системы правосудия, контролирование представителями местного населения.

В 1550-х гг. рядом уставных грамот Ивана IV правительство отменило управление наместников и волостелей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал