Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы государственного устройства, из разновидности. Россия как федеративное государство.
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями (основные: унитарная и федеративная, реже – конфедерация). Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств – унитарные, т.к. таким легче управлять (Италия, Великобритания, Белоруссия). Основные признаки унитарного государства: * Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; * Единые для всей страны высшие органы власти; * Единая система законодательства; * Единое гражданство; * Единая денежная единица; * Единый государственный язык; * Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета. Федеративное государства (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Входящие в состав федерации государственные образования называются субъектами. Они могут иметь свою конституцию, свои высшие органы. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации и ее субъектов – вызывает необходимость разграничения их компетенции. Способы разграничения многообразны, однако, основных два – в одних государствах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов, в других может дополнительно устанавливаться сфера совместной компетенции. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента (РФ, ФРГ, США, Мексика). Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей. В конфедерации союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились, следовательно, конфедерация не обладает суверенитетом. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория. Россия как федеративное государство. Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения, Федерации и ее субъектов. Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
|