Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. В предмет правового регулирования входят три группы общественных отношений: 1. отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными; 2. отношения по властному управлению обществом; 3. отношения по обеспечению правопорядка. В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Стадии правового регулирования. 3 основных и 1 факультативная стадии П.Р. 1. Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность: - Принятие подзаконных актов, - Официальное толкование правовых норм, - Опубликование (офиц.) кодексов, законов, актов. 2. Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. 3. На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т. е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права - люди не понимают объем допустимых действий и т.д. 4. Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права. Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам и составным частям механизма правового регулирования относятся: 1. юридические нормы; 2. нормативные правовые акты; 3. правоотношения; 4. акты реализации права; 5. правоприменительные акты; 6. правосознание; 7. режим законности. Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения и нарушения зафиксированного в них предписания. Юридическая норма – это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание. Нормативный правовой акт – документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений. Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Акт реализации права – это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права. Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мысленных и чувствительных образах. Законность как режим используется в широком социально-политическом смысле и выступает в нем как режим общественно-политической жизни, т.е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.
53) Методы, способы и виды правового регулирования. Правовые режимы. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Общественные отношения принято делить на три группы: отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные). В зависимости от указанных различий приято выделять два метода правового регулирования: методы централизованного и децентрализованного регулирования. Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Властные решения некоторых вопросов передаются на региональный уровень. Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Основные средства сформулированы в качестве единых для всей правовой системы. По степени категоричности правовых предписаний выделяют два метода: императивный и диспозитивный. Императивный метод – это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права. Диспозитивный метод дает возможность сторонам правоотношения самостоятельно решать сложившиеся вопросы. Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания. Выделяют три основных способа: 1. Управомочивание, т.е. предоставление участнику правовых отношений субъективных прав; 2. Обязывание совершить какие-то действия; 3. Запрещение, т.е. возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий; 4. Применение мер принуждения, стимулирующее воздействие норм права (дополнительные способы). Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Правовой режим – особенности использования определенных подходов в целях специфического правого регулирования. Пример, специфический режим валютного регулирования. Виды правовых режимов: * Общий; * Специальный; * Чрезвычайного положения - особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. * Военного положения - особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности. Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства. Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.
54) Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании. Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъект, объект и содержание. Субъект – это участники правоотношения (физлица и организации). Объект – это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага). Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами. Признаки правоотношений: 1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). В зависимости от используемого метода (централизованный, децентрализованный, императивный, диспозитивный) правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие. Договорные – отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Управленческие – отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка. Правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений: 1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм; 2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер; 3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.
55) Состав правоотношений и его элементы. Объекты правоотношений. Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться. Состав правоотношений: 1. субъекты правоотношения: участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. 2. объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности; 3. содержание правоотношений – это непосредственно субъективные права и юридические обязанности (субъективные юридические права и обязанности (юридическое содержание правоотношений); фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (материальное содержание правоотношений)). Субъекты права - индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. Субъектами права могут быть индивиды, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, организации и социальные общности. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания. Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Включает в себя ряд правомочий: - Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права, например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению; - Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать; - Право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия, например заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей; - Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности, например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе. Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность имеет три основные формы: 1.Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); 2.Совершение конкретных действий (активное поведение); 3.Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера мер юридической ответственности; Правосубъектностъ - предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.
Объекты: · материальные блага (вещи, предметы, ценности) - характерны для гражданских правоотношений · нематериальные личные блага (жизнь. Честь. достоинство) типичны для уголовных, гражданских процессуальных правоотношений · поведение субъектов и его результаты (услуги и т.д.) характерны для административно-хозяйственный правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания · продукты духовного творчества (интеллектуальная собственность) · ценные бумаги, официальные документы – характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских правоотношений - изъятые - ограниченные в обороте
|