Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.






Создание и становление команды долгий и трудоёмкий процесс. Желательно игроков собрать в одну общеобразовательную школу, создав спортивный класс. Это позволит проводить тренировки в дневное время, когда лёд часто бывает свободным. А если, в связи с выездом на соревнования, приходится освобождать ребят из школы, то они не будут отставать от учебной программы. Тренеру, особенно на первых порах, придётся часто бывать в школе. Помоги учителям наладить в классе дисциплину, а ребят и родителей предупреди, что кто будет её нарушать и мешать учиться остальным, вернётся в свою школу. Если у тебя в команде есть игрок, у которого проблемы с дисциплиной, хорошо подумай, брать его в спортивный класс или нет. Потому, что потом, если возьмёшь мальчишку, который будет баламутить весь класс, проблемы, будут у тебя. А ему скажи, что как только научится себя вести как положено, то получит возможность учиться вместе с командой. В помощь тренеру желательно выбрать одного - двух человек из родителей, которые будут постоянно поддерживать связь со школой, отслеживать успеваемость и дисциплину.

Перед тем как распустить ребят на летние каникулы проведи совместно с родителями собрание команды. Сделай анализ прошедшего сезона, отметь положительные моменты, как у отдельных игроков, так и команды в целом. Заостри внимание на том, что не получилось, поставь задачи на следующий сезон. Каждому игроку дай задание, что необходимо за лето подтянуть. Напомни, что отдыхать надо активно, не прекращать занятия спортом: играть в спортивные игры, проводить самостоятельные тренировки, работая над физической и технической подготовкой. Попроси родителей контролировать занятия своих детей пока самостоятельные тренировки не войдут у них в привычку. И тогда они действительно помогут тренеру. Летний отдых у игроков не должен превышать 1, 5 месяца. Очень хорошо если будет возможность вывести команду в спортивный лагерь. Там ты проведёшь учебно-тренировочной работы в 2-3 раза больше чем, если остаться дома. Коллектив, проживая вместе, сплотится, а тренер лучше узнает своих воспитанников.

В лагере, помимо тренировок, неплохо будет провести спартакиаду, где ребята соревнуются по физической подготовке (бег, прыжки, подтягивание и прочие) и в спортивных играх (мини-футбол, баскетбол, гандбол и другие). Соревнования у спортсменов в крови и дети с удовольствием в ней участвуют. Спартакиада проводится в течение всей лагерной смены. Игроки разбиваются на команды (по 3-4 человека), примерно равные по силам. Обязательно надо сделать сводную таблицу, куда заносятся результаты проведённых видов, чтобы ребята видели текущее положение своей команды. В конце смены определяются и награждаются победители. Если не выезжаете в лагерь, то подготовку к новому сезону необходимо начать не позднее 1 августа. 10-12 дней следует провести втягивающий цикл на земле, а затем чередовать занятия на льду с тренировками на земле.

НЕ ДОПУСКАЙ ДО ЗАНЯТИЙ, ТЕМ БОЛЕЕ ДО ИГР, ИГРОКА НЕ ПРОШЕДШЕГО МЕДОСМОТР. Не бери на себя такую ответственность, при несчастном случае виноватым будет тренер. Если ребёнок долго болел, к тренировкам его допускай при наличии справки от врача.

Тренер должен придти на тренировку как минимум за полчаса до её начала. Перед тренировкой спроси у ребят о самочувствии, все ли здоровы. Дети могут постесняться и не сказать о недомогании. Объясни и периодически напоминай им, что тренироваться и играть больным нельзя.

У юных игроков в тренировках есть нехорошая привычка - виснуть на воротах. Хоккейные ворота тяжёлые, не закреплены и поэтому представляют смертельную опасность. Обрати на это особое внимание. Каждый год несколько детей в стране так погибают. Перед тренировкой, как на льду, так и при игре в футбол, напоминай своим воспитанникам правила безопасности.

Без тренера выход на лёд - запрещён. Если дети выходят на тренировку одни, некоторые из них начинают баловаться, бегать друг за другом, стараясь сбить на лёд. Не следует давать игрокам до тренировки шайбы, чтобы игроки бросали их произвольно, без игрового задания. При этом игрок может ненароком попасть в своего товарища, нанеся тому травму.Тренеру, особенно начинающему, необходимо тщательно продумать предстоящее занятие. Обязательно составь конспект занятий, где подробно распиши всю тренировку. Не забудь про безопасность, подумай, где следует расположить игроков, чтобы, при бросках по воротам, шайбы в их сторону не летели. Во время бросков дети любят стоять у ворот, вынимать из них шайбы, что категорически запрещено. У детей такая психология: делать то, что нельзя. Шайба может нанести тяжёлую травму. И были случаи, что и смертельную. Не допускай на поле игроков без шлема и защитного ошейника. Сразу их приучи, что приводить в порядок амуницию следует за пределами площадки. Дети часто делают это на льду и, что вовсе недопустимо, снимают шлем. За здоровье и безопасность детей отвечает тренер. Тренеру необходимо научить своих воспитанников игре около борта, где можно получить серьёзное повреждение. Как действовать у борта, описано в главе «Игра». Также надо научить группировке, чтобы не получить травму в ситуации когда хоккеист упал и врезается в борт.

Сегодня сложность в тренерской работе состоит в том, что нынешнее молодое поколение хорошо выучило свои права, но многие из них не подозревают, что существуют ещё и обязанности. И есть среди совсем маленьких такие, кто не только балуются, но и не выполняют задания тренера, мешают заниматься другим. С такими действовать надо строго, если их сразу не поставить в определённые рамки, дальше они станут неуправляемыми. Сначала проведи с ними воспитательную беседу, лучше вместе с родителями, объясни, что в игре за нарушения правил судья удаляет нарушителя с поля. На тренировке также необходимо соблюдать правила, а кто их не выполняет, тоже будет удаляться с поля. За первое нарушение – предупреждение, второе карается удалением на 5 минут, третье – на 10 минут, а четвёрное - до конца тренировки. Если игрок уже подвергался наказанию на предыдущей тренировке, то сегодня он сразу удаляется на 5 минут, без предупреждения. За удар соперника клюшкой – удаление на 10 минут, за повторное нарушение – до конца тренировки. А если игрок уже удалялся за удар клюшкой, то на последующих тренировках он сразу удаляется до конца занятия. Так можно перевоспитать тех, кто слов не понимает. Во время тренировки одного родителя попроси засекать штрафное время на скамейке для штрафников. По окончанию штрафного времени провинившийся игрок должен подъехать к тренеру и попросить разрешения заниматься дальше. Ты его предупреди, что если он ещё будет нарушать дисциплину, будет снова наказан. Для многих ребят даже одно единственное удаление с тренировки бывает достаточно, чтобы понять, что дисциплину нарушать не надо.

У некоторых хоккеистов, и не только молодых, есть нехорошая мода. На тренировках после свистка тренера на остановку задания, они начинают бросать шайбу и стараются сделать это как можно сильнее. Так можно нанести своему товарищу, если он не видит броска, серьёзную травму. Ребят предупреди, что после свистка они должны оставить шайбу на месте и подъехать к тренеру. А игрок, который после свистка бросил шайбу будет наказан, к примеру, кувырками или отжиманием. Наладишь в команде дисциплину, тебе будет легче и продуктивнее работать.

Не перегружай детей большими нагрузками.Загнать спортсмена – большого ума не надо. К серьёзным нагрузкам организм ребёнка необходимо тщательно подготовить, на что требуется немало времени. ЗДЕСЬ ВАЖНО - НЕ НАВРЕДИТЬ. Помни о принципе постепенности. Если в команде есть новички, то нагрузку им необходимо дифференцировать, предлагать такую, на какую они в данный момент готовы. Особенно необходимо быть осмотрительным при упражнениях с тяжестями. И вообще, нагрузка не должна быть одинаковая для всех игроков. Нагрузка должна быть индивидуальная, по степени физической подготовленности, которая у всей команды равной быть не может. Для одного нагрузка может быть недостаточной, для другого – повышенной. Главное для тренера понять, способен твой ученик выдержать предложенную нагрузку или нет.

Нельзя давать большую физическую нагрузку в жаркую погоду. Особенно опасны чрезмерные нагрузки в жару для детей с избыточным весом.Во время жары через кожу активно испаряется влага, и кровь сгущается. От теплового воздействия расширяются сосуды – вены и артерии. Сердцу становится труднее прогонять сгущенную кровь по расширенным сосудам, она бежит медленнее и не так эффективно снабжает органы, в том числе и головной мозг, кислородом. Высокая температура увеличивает частоту сердечных сокращений, снижается давление, и возникает кислородное голодание. Оно вызывает тяжесть во всём теле, сонливость, головокружение и может привести к потере сознания. А чтобы кровь не сгущалась периодически надо принимать жидкость. Необходимо поддерживать водно-щелочной баланс в организме. Ребятам скажи, чтобы на тренировки и игры приносили негазированную воду, в которую следует выжать лимон, чтобы восполнить витамин С. Можно также употреблять и охлаждённый зелёный чай. Но не следует принимать большое количество жидкости за один раз, так как при этом увеличивается нагрузка на сердце. Надо - чаще, но в малых дозах. Объясни это правило и родителям, так как некоторые из них ошибочно полагают, что принимать жидкость во время тренировок и игр нельзя. Если команда находится в спортивном лагере, договорись на пищеблоке, чтобы вам на тренировки выдавали воду. Тренировки же лучше перенести на вечернее время, когда будут прохладней. А пить воду на тренировках необходимо и не только в жаркую погоду.

Тренеру важно научиться чувствовать физическое и психологическое состояние, как всей команды, так и каждого игрока в отдельности. Иногда необходимо дать возможность отдохнуть, когда видишь, что в действиях команды появляется усталость. А у тебя в плане работа над физическими качествами. Тогда план необходимо пересмотреть, нагрузки снизить и позаниматься другими видами спорта, к примеру: поиграть в футбол, гандбол, баскетбол, поплавать в бассейне. Занятия в этот период должны быть эмоциональными, в них следует включать эстафеты и подвижные игры.

Тренировки по физической подготовке также будут не так утомительны, если проходят в соревновательной манере. Есть разница, когда спортсмен бежит один или соревнуется с партнёром. Настоящий спортсмен всегда хочет победить и будет стараться опередить соперника. Можно проводить соревнования и на интерес: допустим, проигравшая команда пробегает штрафные круги или убирает инвентарь, который использовался в занятиях.

А вот ещё один прием, чтобы ребята тренировались в полную силу. Проводишь бег – возьми в руки секундомер, если прыжки – рулетку и фиксируй показанные результаты. Дети моментально включатся в состязание, чтобы быть первым, будут стремиться показать как можно лучший результат, и даже будут просить выполнить упражнение лишний раз, чтобы улучшить свои показатели.

ИСКУССТВО ТРЕНЕРА И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ИГРОКОВ НЕ НАДО БУДЕТ ПОДГОНЯТЬ, ОНИ САМИ БУДУТ РАБОТАТЬ В ПОЛНУЮ СИЛУ.

В детском возрасте воспитание силы целесообразно проводить с собственным весом, такие упражнения как подтягивание и отжимание, полезно использование элементов борьбы.Работать с тяжестями нужно начинать с юниорского возраста, да и то осторожно, чтобы не закрепостить игрока. А в детском возрасте делай упор на развитие техники и игрового мышления, из физических качеств – на гибкость, ловкость, быстроту, скорость. Обязательны упражнения на развитие подвижности суставов и координации движений.Тренировки не должны быть однообразными и монотонными. Дети от силы 25-30 минут смогут выдержать работу над техникой игры. Затем их внимание рассеивается и нужно предложить ребятам либо подвижную игру, либо эстафету.

В детском возрасте ребятам чрезвычайно трудно даются некоторые элементы игры, крайне важные в игре. Надо потратить много тренировочного времени, чтобы им научиться. Х отя в юном возрасте делать это сложно, тренеру необходимо добиться, чтобы в единоборстве обороняющийся игрок смотрел на соперника, а не на шайбу. Особенно хорошо освоить этот элемент должны защитники. Также трудно юным игрокам дается ведение шайбы без зрительного контроля.

Следующее, что вызывает сложность – добивание шайбы. У детей часто бывает так: игрок с шайбой атакует, бросает по воротам, а остальные отключаются от игры и наблюдают, забьёт он или нет. Превращаясь из игроков в зрителей, что в игре недопустимо. С броском по воротам атака должна начинаться, а не заканчиваться. В тренировках предлагай упражнения, в которых игроку с шайбой активно помогают партнёры, создают помеху вратарю, подправляют и добивают шайбу. Если ребята хорошо освоят этот элемент игры, результативность команды заметно возрастёт.

Иной раз можно видеть, как хоккеисты сильно и точно бросают шайбу на разминке, и куда-то всё пропадает, когда начинается игра. А происходит это оттого, что игроки привыкли атаковать ворота без сопротивления, когда им никто не мешает. И это вина тренера, который не нашёл нужных, полезных упражнений в тренировочном процессе. Крайне важно, чтобы игровые упражнения с броском по воротам не заканчивались, они должны быть максимально приближены к игре. Пусть защитник в борьбе с нападающим постарается овладеть шайбой, которую парировал вратарь, и отдаст её партнёру. А если шайбу подбирает нападающий, то повторно атакует ворота.

Вот одно из таких упражнений, которое выполняется на всё поле. Нападающие разбиваются на пары и располагаются по бортам на синих линиях. Первый защитник от ворот отдает шайбу первой паре нападающих, которые атакуют противоположные ворота, и догоняет их. Второй защитник находится в центре поля и встречает нападающих, которые стараются реализовать ситуацию «двое против одного». Если нападающие с ходу не поразили ворота, защитник, который отдавал пас, присоединяется ко второму защитнику, и они играют в зоне против нападающих. При потере шайбы, нападающие не должны останавливаться, а сразу вступают борьбу за неё, и в случае отбора шайбы до красной линии продолжают атаку. Отбирать шайбу за красной линией нельзя. Задача защитников – отобрать шайбу и отдать её второй паре нападающих, которые находятся на синей линии. Если пас получился неточным и шайбу перехватывает третий защитник, который находится в центре поля и готовится встречать нападающих второй пары, то он возвращает шайбу атакующим игрокам первой пары, которые продолжают атаку. А если пас он не перехватил, и шайба перешла за красную линию, нападающие второй пары идут за неё бороться. Если, нападающие забивают гол, защитник, который их встречал, достаёт шайбу из ворот, отдаёт нападающим, которые забросили шайбу, и догоняет их. Чтобы у игроков был дополнительный стимул нападающим, поразившим ворота, предоставляется ещё одна атака.

Игровое упражнение должно проходить без остановок. Возможны варианты: «двое нападающих против трёх защитников», «трое нападающий против двух защитников» и т.п. Преследует атакующих игроков защитник, как в первом варианте, или по очереди один из нападающих. Упражнение можно проводить в виде соревнований. Побеждают нападающие, забросившие больше шайб. Защитники, которые пропустили шайбу, получают минус очко. Побеждает защитник, у которого меньше очков.

В виде соревнований между пятёрками команды можно проводить и работу над реализацией численного преимущества. Игроки разыгрывают большинство «пять на три», «пять на четыре», «четыре на три», как в игре при удалении игрока, – 2 минуты. Если первая пятёрка игроков реализует численное преимущество в игре с тремя игроками второй пятёрки, то обороняться выходит три игроки третьей пятёрки, и разыгрывает лишнего снова первая пятёрка. Но перед этим надо поменяться воротами, чтобы вратари получали одинаковую нагрузку. Если в команде более двух вратарей, между ними тоже можно устроить соревнование, кому меньше забьют. И когда один из них пропускает шайбу, то уступает своё место в воротах.

Если защищающиеся игроки отстояли свои ворота в неприкосновенности или забили гол, то они становятся атакующий стороной, а в защиту выходит следующая тройка игроков. Если упражнение проводить в виде соревнований, то игроков будет больше мотивация лучше выполнять это задание. Все хоккеисты, особенно дети, больше любят атаковать, забивать голы, чем обороняться и они будут стремиться, чтобы постоянно играть в атаке. Упражнение можно выполнять как на всё поле, так и на половине. Команде, играющей в численном меньшинстве, можно проводить замены игроков, как это делается в игре.

В тренировках следует обращать внимание на плотность занятий, его интенсивность. Особенно в занятиях на льду, время которого надо использовать с наибольшей пользой. Недопустимо, когда игрок ждёт своей очереди выполнить упражнение по 2-3 минуты. Он больше отдыхает, чем работает. Команду можно поделить на две группы. Одна группа играет на двое ворот в одной зоне. Хорошо, если у тебя есть помощник, который может их посудить. Если нет, не беда, игроки любят играть, так что особого присмотра за ними в это время не потребуется. Вторая группа в это время на другой половине поля занимается под руководством тренера.

Вместо двусторонней игры можно предложить следующее упражнение, где задействованы нападающие. В упражнение участвуют три команды по три игрока. Лучше если это будут игроки, выступающие в одном звене. Игра проходит на половине поля в одни ворота. Первая тройка атакует ворота, вторая и третья – защищает. Три игрока играют против шестерых. Обороняющимся игрокам, чтобы стать нападающими необходимо выйти с шайбой за красную линию. Если шайба выбрасывается за красную линию, то нападающими будут те, чей игрок первым дотронется до шайбы. Допустим, за красную линию вышли игроки второй тройки. Тогда они становятся нападающими, а игроки первой и третьей тройки – защитниками. Если в упражнении участвуют более трёх троек игроков, то играть в обороне они выходят по очереди. Атакующие в первой атаке входят в зону по правилам игры. В дальнейшем они играют без синей линии. Нападающие могут отобрать шайбу до красной линии и снова продолжить атаку. За красной линией отбирать шайбу нельзя. Хоккеистам, естественно, всем хочется атаковать и забивать голы и ребята с удовольствием выполняют это задание. В то время, когда упражнение выполняют нападающие, тренер заниматься с защитниками на другой половине поля. Затем игроки меняются местами. Защитникам это упражнение можно выполнять в парах, в которых они выступают в играх. Или, как нападающие, и в тройках, подключая к ним по очереди одного из нападающих, играющего с защитниками в одной пятёрке.

Когда на площадке много занимающихся, можно провести круговую тренировку по технической подготовке, сделав несколько станций. В помощь неплохо привлечь родителей, лучше из бывших хоккеистов, или игроков старшего возраста. Если тренер не уверен, что может правильно и грамотно показать своим воспитанникам технический приём, то пусть его покажет игрок, который хорошо им владеет.

В детском возрасте не надо заставлять ребят играть во взрослый хоккей. Не следует учить их играть только от обороны, при потере шайбы сразу уходить в среднюю зону. Привыкнув играть пассивно, игрокам в дальнейшем будет трудно перестроиться. Акцент в игре должен быть сделан в сторону атаки. При активной, атакующей игре юному хоккеисту будет легче вырасти в хорошего игрока. Конечно, игра должна быть сбалансированной, когда шайба потеряна, все игроки участвуют в её отборе. Но защищаться следует активно, вступая в борьбу за шайбу в зоне нападения. Откатываться назад, научить не так сложно. Разрушать намного проще и это лучше сделать позднее, а в детском возрасте пусть они вдоволь наиграются. Дети должны получать от игры удовольствие, а не работать на поле и добывать очки. Да и тренеру работать с играющей командой намного интересней. Каждому тренеру приятно видеть, как с каждым днем растёт мастерство его воспитанников, и радоваться их успехам. «Игра забывается, а результат остается». Это постулат не для детского хоккея. У детей на первом месте должна быть игра, а если у команды будет игра, будут и очки. На результат можно сыграть в концовке матча, чтобы удержать победный счёт, но постоянно так играть всё же не следует. В ДЕТСКОМ ХОККЕЕ ВАЖНО НЕ КАК СЫГРАЛИ, А КАК ИГРАЛИ. Пусть юный хоккеист иной раз и обведёт «лишнего» игрока, передержит шайбу, но он научится обыгрывать соперника. Они же дети и для них игра естественна, а шайба – игрушка. А попробуй, отними игрушку от ребёнка, он поднимет шум и ни за что её не отдаст. То же происходит и с шайбой. Поощряя в своих учениках инициативу и творчество, тренер закладывает фундамент будущих побед. В дальнейшем обводка в игре будет играть важную роль. Одними пасами грамотного и умелого противника не обыграешь.

У игроков должно быть право на ошибку при обводке, если она обостряет ситуацию у ворот противника и продиктована тактической целесообразностью. Боязнь ошибиться – есть уже ошибка. Кроме основополагающих принципов игры, таких как «последний не обыгрывает» или «пас на впереди катящегося партнёра», где необходимо требовать игры в пас, в остальном нужно предоставить детям свободу для творчества. Молодым хоккеистам сложно соединить строгое выполнение игровой дисциплины с творческими индивидуальными действиями. Умение обыгрывать соперников игроку приобрести гораздо труднее, чем освоить игру в пас.Не заставляй ребят играть по шаблону. Поощряй в них инициативу, не препятствуй действовать самостоятельно, по ситуации, складывающейся на поле. И помни, что у каждого игрока своё понимание, своё видение хоккея. В разборе эпизода игры, где можно сыграть нестандартно, предложи своему ученику несколько вариантов возможного продолжения данной ситуации и пусть он в следующий раз на поле выбирает наилучший.

Любой матч – это не только проверка умений и знаний игроков, проверка на прочность команды, но и серьёзное испытание для тренера. Проиграла команда и это в первую очередь поражение тренера, его вина. Выигрывают игроки, проигрывает тренер. Ты, тренер, готовил команду, настраивал на игру, ты доверил этим игрокам, а не другим играть в этом матче – ты и в ответе.

Умело руководить командой быстро не научишься, это придёт с опытом, но научиться этому искусству тренеру крайне необходимо, и как можно раньше. Любые чувства тренера – будь то нервозность или уверенность в себе - передаются игрокам. Во время игры учись сохранять спокойствие и хладнокровие, тебе надо быстро анализировать ситуацию на площадке и оперативно принимать решения. Лишние эмоции только мешают этому процессу, но и стоять у бортика безучастным тоже не следует. Тебе надо научиться быть самому в игре, как будто ты на поле, но при этом сохраняя ясную голову. Во время игры тренер постоянно в работе, он активный участник матча. И от его правильных решений во многом зависит результат игры. Здесь надо тонко чувствовать игру, вовремя изменить ситуацию на площадке, внести необходимые коррективы в действия игроков, менять сочетание игроков, выпускать своих сильнейших игроков против наиболее слабого звена противника, искать и находить пути к победе. Необходимо также наблюдать и за командой соперника, увидеть в её игре слабые стороны и суметь ими воспользоваться.

Тренер не имеет права выплёскивать на команду свои эмоции. В возбуждённом состоянии игроков критиковать нельзя, тем более во время игры. Для тренера главным объектом действий является не тот хоккеист, что на поле, ему кричи, не кричи – вряд ли он тебя услышит. Всё то, что сейчас, в данный момент, тренер увидел на поле, он должен зафиксировать и держать, как говорится, в уме. Тренер выскажет свои замечания, когда игроки заменяться и придут на скамейку для запасных. Игрок допустил ошибку. Замечание делать не спеши, посмотри, как сам он реагирует на неудачу. Если сильно переживает, успокой, поддержи его. Если в неудаче винит партнера, строго одерни его. Пусть ребята слышат твое мнение.

Иногда жесткость даёт положительный результат, а в другой раз, в такой же ситуации, она только навредит. И хотя игроки должны подстраиваться под тренера, а не наоборот, тренеру необходимо к каждому найти свой индивидуальный подход. Игроки - люди разные, одного можно покритиковать, поговорить с ним на повышенных тонах и тем самым настроить его на борьбу. А другой, если с ним поступать также, наоборот, упадёт духом и вообще перестанет играть. Так его не настроишь, а только расстроишь. Иной раз команду необходимо «встряхнуть», «завести игроков», сыграв на их самолюбии, в другой раз, напротив, успокоить.

Не вздумай брать в расчет квалификацию хоккеиста, его авторитет в команде, даже если он ведущий игрок – с него и спрос двойной. Кому много дано, с того больше и спрашивается. Знай, если ты хоть раз оставишь без внимания подобный случай, то такое поведение войдёт в привычку. Скорее всего, из него вырастет игрок - капризный, высокомерный, эгоистичный, считающий, что ему всё позволено. Следует не только указывать ребятам на ошибки, критиковать их, но и отмечать удачные и правильные действия.

Как, правило, матчи детских команд обслуживают неопытные арбитры и судьи-новички, которые не стараются засудить твою команду, а просто ещё грамотно судить не научились и ошибаются в обе стороны. Ребятам нужно объяснить, что судья молодой, неопытный, поэтому и ошибается, чтобы они играли и не обращали внимания на судейство. Во время матча судью можно подозвать к скамейке для запасных и попросить судить более внимательно. Другие судьи по-своему трактуют правила игры, а тебе, кажется, что к твоей команде они несправедливы.

Но есть и такие судьи, которые явно симпатизируют одной из команд. Особенно это случается, когда приезжаете на игры в другой город, где матч обслуживает местный арбитр. Естественно, симпатии его будут на стороне хозяев, а не гостей. К этому надо быть готовым и если судья немного будет помогать хозяевам, трактовать в их пользу спорные моменты, на это не стоит обращать внимание. Очень редко ты встретишь судью, который будет симпатизировать гостям. Но если арбитр судит в одну сторону, замечая нарушения только у приезжей команды, с ним можно поговорить в перерыве матча. Постарайся в спокойном тоне надавить на его совесть, попроси судить объективно и дать возможность твоей команды играть. Не факт, что после разговора судья будет судить лучше, но ругаться с ним ещё хуже. Этим настроишь его ещё больше против твоей команды, сам себя заведёшь и, в конечном счёте, не сможешь грамотно вести игру.

Хорошо, если у тебя есть помощник, который может интеллигентно и дипломатично поговорить с арбитром, ведь в перерыве игры тренеру надо заниматься командой. Если у судьи есть совесть, то иногда разговора в перерыве матча бывает достаточно, чтобы он перестал «убивать» приезжую команду. Но если совести у него нет, то тогда никакие разговоры и просьбы не помогут. Играть же вам придётся при любом судействе, надо будет бороться на поле и с соперником, и с судьёй. И победить в этой ситуации можно будет только в одном варианте: не удаляться и забрасывать шайбы в ворота противника. Здесь уже никакой судья не поможет. Ребят нужно настроить на то, что сегодня победить можно только играя чисто, без нарушений правил, не обращая никакого внимания на судейство и ни в коем случае не спорить с арбитром. Нечестному судье только и надо, чтобы с ним спорили, выражали недовольство его действиями. Он будет удалять таких игроков за вмешательство в действия судьи. Ребятам объясни, что спорить с судьёй - себе дороже. Арбитра дело - судить, ваше дело – играть. И помнить один из законов спорта: судья всегда прав.

Молодому тренеру, конечно, бывает трудно сдержать эмоции, оставаться хладнокровным. Особенно трудно сдержаться, когда судья допускает ошибки. Но тренеру непозволительно быть раздражённым, нервным, болезненно реагировать на ошибки судьи. Нельзя критиковать судью при игроках, негативные эмоции тренера им сразу передадутся, они будут искать ошибки не в своей игре, а в судье. А на нечестного судью после игры следует подать рапорт в судейскую коллегию, которая проводит соревнования.

Посмотри, как ребята ведут себя после поражения, переживают они, или кому-то всё равно, он веселится, разговаривает на посторонние темы. И ты поймёшь, кто есть кто. Как правило, весело тем, от кого на поле мало толка. Для хоккея, в который играют волевые, мужественные и самолюбивые спортсмены, такие - посторонние люди.

На следующий день после матча полезно сделать разбор игры. Не делай его сразу после матча, когда зачастую говорят эмоции, а не разум. До следующего дня эмоции схлынут, и можно будет трезво оценить игру и действия своих воспитанников. Поражение команды тренер должен перенести стойко, оперативно сделать разумные и правильные выводы. Переживание тренера после поражения команды вполне естественны. Но тренер не должен показываться в команде в плохом настроении, погружённый в переживания. Жизнерадостность, оптимизм тренера наряду с его деловитостью, честностью, требовательности к себе непременно дадут сильный воспитательный эффект и поднимут авторитет воспитателя в глазах ребят.

В самоанализе игры всегда должен главенствовать деловой подход – сохранить ли прежний состав, сочетание звеньев, тактический мотив игры команды или внести какие-либо коррективы. Следует также продумать и содержание ближайших занятий с учётом поражения, устранить недостатки, выявленные в ходе проигранного матча. О главных виновниках поражения, если такие есть, следует говорить открыто, особенно о тех, кто был не выдержан, спорил с арбитром, неоправданно удалялся с поля, кто не проявил твердости духа, испугался соперника, прятался за спины товарищей. Внушай игрокам, что они должны учиться анализировать свою игру, давая оценку своим действиям, поступкам.

Когда проводятся «спаренные игры», два дня подряд, бывает очень сложно настроить команду на вторую игру, если она убедительно выиграла накануне. Игроки невольно расслабляются, считая, что снова легко выиграют. До ребят необходимо донести, что сегодня будет совсем другая игра, соперник не захочет проигрывать ещё раз и постарается взять реванш. Вчерашняя неудача заставит противника действовать на поле с удвоенной энергией. Раненый зверь – опасен вдвойне.

В турнирах, когда игры каждый день, пройти его ровно, на одном дыхание очень сложно. Как правило, у каждой команды будет хорошая игра, когда всё получается и будет игра, когда ничего не получается. И надо постараться эту неудачную игру не проиграть. Необходимо настроить команду на борьбу, требуя строго соблюдать игровую дисциплину, играть коллективно, действуя просто и надёжно. Можно перейти на игру в две пятёрки, больше задействовать игроков, сильнейших в данном матче.

Тренеру нелишне будет завести дневник, куда заносятся как положительные, так и неудачные моменты в работе. Если проводишь турнир на своём катке, зафиксируй, что было хорошего, а что не удалось сделать. Это поможет избежать ошибок, когда будешь проводить следующий турнир. Здесь полагаться на память нельзя. Тренер учится как на своих удачах, так и на промахах в работе.

И позволю ещё один совет: никогда не участвуй в договорных играх, честь превыше всего.

Когда команда выезжает на игры в другой город, нельзя отправляться в поездку одному, там могут возникнуть непредвиденные ситуации. Возьми с собой несколько родителей. Поясни им, что они едут не как болельщики и туристы, а как твои помощники. Распредели между ними обязанности. Хорошо, если среди них будет медицинский работник, в поездке он нужный человек. Накануне проведи собрание игроков совместно с родителями, на котором объясни ребятам правила поведения. Напомни игрокам и родителям, чтобы проверили хоккейную амуницию, не забыли наточить коньки, обмотать клюшку, расскажи, что взять с собой в дорогу. Продукты следует взять в таком количестве, которое необходимо в пути следования. Не надо давать скоропортящиеся продукты (варёная кура и колбаса, спелые фрукты, соки с мякотью), а если они есть, то употребить в пищу их надо в течение 12 часов. Взрослым здесь надо детей проконтролировать, чтобы не было пищевых отравлений. В поездку ОБЯЗАТЕЛЬНО надо взять медицинскую аптечку, где должны быть йод, бинты, средство от головной боли, желудочные средства и прочие медикаменты. У ребят должен быть спортивный костюм, футболка, лёгкие тапки, чтобы в вагоне можно было переодеться. Нелишне будет взять с собой тёплую одежду, так как погода, куда вы едите, может быть совсем не такая, как и вас дома. Пусть ребята возьмут с собой книгу, настольные игры и т.п., чтобы было чем заняться в дороге. С командой в поезде можно провести теоретические занятия по тактике, правилам игры.

Имей все необходимые документы на ребят, напомни взрослым, чтобы взяли с собой паспорта.

Тренеру или одному из родителей необходимо иметь небольшой набор слесарных инструментов: маленькую пилу, отвёртку, плоскогубцы, запасные болтики для шлема, брусок для снятия заусенец. А ещё - нитки, иголки, ножницы. Всё это может пригодиться. Чтобы не искать, не просить у кого-то, лучше всё это иметь самому.

Не связывай себя финансовыми делами – сбором денег с родителей на нужды команды, пусть этим занимается один из членов родительского комитета, который отчитывается перед остальными родителями.

Перед посадкой напомни ребятам правила поведения в общественном месте, чтобы не бегали по вагону, не шумели и не создавали неудобства другим пассажирам. В поезде распредели взрослых по всему вагону, рядом с местами детей. Если вас лишь двое взрослых, один занимает место у одного выхода из вагона, второй – у другого. Ребят предупреди, чтобы они без разрешения не выходили из вагона. Выход из вагона только в сопровождении взрослого. Если выходите на остановке на перрон, не отпускай от вагона детей одних, опоздают - поезд ждать не будет. Если вы едите не до конечной остановки с маленькими детьми, которым трудно нести сумки с формой, а взрослых недостаточно, чтобы сразу вынести их из вагона, их следует сложить в тамбуре. Сначала выходят ребята, а затем взрослые вынесут сумки на платформу. Один взрослый из вагона выходит последним и проверяет, чтобы дети ничего не забыли. Проездные документы необходимо забрать у проводника заранее.

Если следуете на автобусе, во время остановки не разрешай детям выходить на шоссе, переходить на противоположную сторону. Один взрослый находится впереди автобуса, другой - позади, чтобы можно было видеть всех ребят. Когда дети после остановки вновь сели в автобус, обязательно пересчитай их, чтобы никого не оставить.

В местах массового скопления людей, например в метро, предупреди ребят, чтобы оставались на месте, если отстанут от команды и ждали, когда за ними придут. Если мальчик остался один в вагоне, то пусть он выйдет на следующей станции и ждёт взрослого на платформе. Иначе ты будешь искать потерявшегося, а он вас. Вышли из транспорта – пересчитай ребят, чтобы убедиться, что все на месте. И вообще пересчитывай детей как можно чаще. При движении команды один взрослый находится впереди, а второй в конце колонны. Улицу следует переходить всем вместе, организованно. Не допускай, чтобы ребята переходили улицу самостоятельно, без сопровождения взрослых.

Сейчас практически у каждого ребёнка есть мобильный телефон. Дай им номер своего мобильного и запиши номера их телефонов.

После того, как команда поселится в гостинице, тренер вместе с родителями должны ознакомиться с планом эвакуации на случай чрезвычайной ситуации, посмотреть, где находятся запасные выходы. При возникновении такой ситуации это делать будет поздно. Ребят предупреди, чтобы одни никуда из гостиницы не отлучались. Взрослых следует поселить по одному вместе с ребятами или рядом с ними. Если будет возможность, организуй экскурсию по городу, сходите в музей. Это обогатит духовный мир ребят, расширит их жизненный кругозор.

НИКУДА НЕ ОТПУСКАЙ РЕБЯТ ОДНИХ, БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО. Если случится происшествие в присутствии старшего по группе, который принял все меры предосторожности, то это будет расцениваться, как НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ. А если произойдёт то же самое, но без сопровождающего, то это уже будет квалифицироваться как УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Не забывай народную мудрость «БЕРЕЖЕНОГО БОГ БЕРЕЖЁТ». Лучше перестраховаться, принять, может быть, излишние меры предосторожности, чем допустить непоправимую, роковую ошибку. Особенно надо быть очень внимательным и осмотрительным на воде. НЕОБХОДИМО СТРОГО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ И ПРАВИЛА БЕЗОПАСТНОСТИ ПРИ КУПАНИИ ДЕТЕЙ.

ПОМНИ, ЧТО РОДИТЕЛИ ДОВЕРИЛИ ТЕБЕ САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ - СВОЕГО РЕБЁНКА И ТРЕНЕР ОТВЕЧАЕТ ЗА ЕГО ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ. ГЛАВНАЯ ТВОЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ НАЗАД ТАКОЕ ЖЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, КОТОРОЕ ТЫ ВЗЯЛ ИЗ ДОМА. Всё остальное, включая результаты матчей - ВТОРОСТЕПЕННОЕ.

Если принимаешь команду из другого города, которая размещается по семьям твоих игроков, проведи с родителями собрание. Попроси их, если будет возможность, познакомить своего гостя с городом, сводить в музей. И не забудь предупредить родителей о самом главном, чтобы они НЕ ОСТАВЛЯЛИ ДЕТЕЙ ОДНИХ. После поездки сделай анализ, что прошло хорошо, что упустил, чтобы в дальнейшем не повторять ошибок.

Периодически проводи с родителями собрания, где ответь на интересующие их вопросы, объясняй свои требования. Вопросы, решения которых связаны с участием родителей, ставь на голосование. Сразу договорись с родителями, что решение, принятое большинством голосов, обязательно для всех: меньшинство подчиняется большинству. Создай из активных родителей родительский комитет, который поможет тебе в работе. С родителями держи себя уважительно, корректно, но соблюдая определённую дистанцию. Не допускай фамильярности ни со своей стороны, ни со стороны родителей.

Не позволяй родителям вмешиваться в твою работу. Чтобы они тебе диктовали, как тренировать, кому с кем играть, кого чаще выпускать на площадку и т.п. Родителям объясни, что давая указания своему ребёнку во время игр и тренировок, они ему не помогают, а напротив, мешают и ему, и тренеру.

Всем родителям хорошим ты не будешь. Есть игроки – лидеры, у которых много игрового времени, а есть середнячки, и есть запасные. Некоторые родители могут обижаться, что их ребёнок мало играет. Но со всеми тренеру необходимо найти контакт, объяснить, что всё зависит от их сына, от его трудолюбия, настойчивости и целеустремлённости.

С каждой новой командой тренер обязан работать более качественно, постоянно повышая свой профессиональный уровень. Для нынешних молодых людей сегодня знание иностранных языков обязательно. Зная английский можно общаться в любой стране мира. За рубежом на человека, не знающего английского, смотрят как на человека необразованного. Да и ты сам будешь там как немой.

Необходимо учиться и постоянно совершенствоваться на протяжении всей тренерской деятельности. Народная мудрость гласит: век живи – век учись. Можно много полезного почерпнуть у тренеров по другим видам спорта. Упражнения, взятые из других видов спорта, естественно, необходимо изменять и использовать в своей работе, приближая их к практике хоккея. Трудней всего найти упражнения, развивающие игровое мышление, умение импровизировать на поле. Здесь широкое поле творчества для тренера. Иной раз, даже игрок, оригинальным способом выполнив задание, может тем самым показать тренеру, как сделать упражнение более интересным и полезным.

Можно учиться на собственных ошибках, но можно также не повторять ошибок других тренеров. Не считай зазорным учиться, извлекая для себя пользу из удач и промахов коллег. Это только начинающему тренеру кажется, что он всё знает и всё умеет, а на самом же деле, чем дольше живёшь и больше узнаёшь, тем отчетливо понимаешь, как много ещё не знаешь, сколько ещё предстоит осмыслить и понять, как многому ещё надо учиться.

А если твои воспитанники вырастут не только физически крепкими, закалёнными, но и грамотными, воспитанными, культурными людьми, которые будут с благодарностью вспоминать своё счастливое детство, когда они занимались хоккеем, команду, своих товарищей и первого наставника, то, дорогой коллега, свою задачу ты выполнил. И ЭТО САМАЯ ГЛАВНАЯ НАГРАДА ДЛЯ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА.

Послесловие. Уважаемый, коллега, буду рад, если эта работа в чём-то поможет тебе в нелегком тренерском труде. Данная работа не претендует на абсолютную истину, какие-то положения ты возьмёшь на вооружение, какие-то покажутся спорными, а некоторые для тебя вообще неприемлемые. И это вполне естественно, у каждого своё понимание хоккея, свой взгляд на подготовку хоккеиста и работу тренера. Выбери то, что находишь правильным, что подходит под твою тренерскую концепцию.Работа тренера творческая, пробуй различные варианты, открывай и вноси новое в тактику игры, в методику подготовки хоккеистов, в которой ещё много неизведанного и неоткрытого. Постоянно совершенствуй своё тренерское искусство. В любом деле нельзя останавливаться. Если остановишься - в профессиональном отношении прогрессировать не будешь.

Вы, молодые тренеры, должны работать качественнее и продуктивнее своих наставников. Как говорил великий Леонардо да Винчи: «Плох тот ученик, который не превосходит своего учителя». А когда придёт время передавать свой опыт, сядь и напиши свои рекомендации. За основу можно принять эту работу, творчески её переработай, устаревшие положения - исправь, неверные – выбрось. Некоторые рекомендации со временем устаревают, пересматриваются. Всё течёт - всё меняется. Обязательно добавь своё видение хоккея, свой опыт и передай новую, улучшенную работу своим ученикам, которая поможет им начать свой тренерский путь, не открывая, давно открытый «велосипед».

Не должен наш опыт, наши мысли и идеи уходить вместе с нами. И тогда наш любимый вид спорта будет развиваться и прогрессировать более быстрыми темпами. Желаю тебе, дорогой коллега, удачи и успехов на тренерском и жизненном пути.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал