![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режимы работы аккумуляторов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Большинство аккумуляторов могут работать в трех основных режимах: 1. В режиме заряда, когда аккумулятору сообщается электрическая энергия от постоянного источника тока; 2. В режиме разряда, когда заряженный аккумулятор разрежается на потребителе; 3. В буферном режиме, когда потребитель питается от какого-то другого источника постоянного тока, а аккумуляторная батарея подключается к источнику параллельно с потребителем. В системах электропитания средств связи аккумуляторы используются в качестве основных и резервных источников. Если аккумулятор использовать в качестве основного источника, то он работает по способу “заряд-разряд”. При этом необходимо иметь два комплекта аккумуляторов: один обеспечивает питание аппаратуры, а другой в это время заряжается. Для обеспечения гарантированного питания аппаратуры применяется буферный режим. Заряд аккумуляторных батарей. Общие положения Заряд - это процесс превращения электрической энергии в химическую энергию активных масс внутри аккумулятора путем пропускания через него электрического тока от внешнего источника. Заряд аккумуляторов производится постоянным током. Заряд аккумуляторных батарей переменным током невозможен. Заряд аккумуляторных батарей является операцией, от правильности и своевременности проведения которой зависят все основные характеристики батарей: разрядная емкость, наработка, работоспособность при различных температурных условиях, сохраняемость в заряженном состоянии. Допустимое число зарядов, как и срок службы батареи, зависит не только от их конструкции и вида нагрузки, но и от способов заряда и зарядных устройств. Поэтому батарею и зарядное устройство необходимо рассматривать как единое целое, отвечающее условиям применения. Заряд аккумуляторов осуществляют: - при постоянной величине тока; - при постоянном напряжении; - при автоматическом изменении напряжения зарядного агрегата. По мере заряда ЭДС заряжаемой батареи возрастает, и если напряжение питающего постоянного тока неизменно, то будет понижаться величина зарядного тока. Чтобы этого не происходило, в цепи предусматривают регулировочное сопротивление (реостат), с помощью которого величину тока поддерживают на нужном уровне. Основным методом заряда щелочных аккумуляторных батарей, используемых в средствах связи, является заряд при постоянстве тока. Основным условием проведения такого заряда является поддержание постоянного значения тока заряда в течение времени, необходимого для сообщения аккумуляторной батарее требуемой емкости (обычно 120—150% номинального значения). Регулирование тока заряда может осуществляться автоматически (например, в переносных зарядных устройствах ЗУ-3 и ПЗУ-3М) или вручную изменением напряжения выпрямительного устройства или сопротивления регулировочного реостата. Если заряд аккумуляторов осуществляется от источника с регулируемым напряжением, то регулировка тока заряда осуществляется изменением напряжения источника. Совокупность условий, при которых должен производиться заряд, называется режимом заряда. К таким условиям прежде всего относятся ток и время заряда, кроме того, могут указываться температурные условия, уровень и плотность электролита, а для герметичных батарей - начальное состояние (степень разряженности или напряжение) и предельно допустимое зарядное напряжение. Заряд аккумуляторов и аккумуляторных батарей осуществляется в режимах, рекомендуемых заводскими инструкциями. Эти инструкции для каждого типа аккумуляторов предусматривают несколько режимов зарядов, обеспечивающих введение их в строй, эксплуатацию и тренировку в случае потери емкости. Устройства, применяемые для заряда никель-кадмиевых аккумуляторов: Ø специальные зарядные средства. Ø переносные зарядные устройства. Ø подвижные зарядные станции. Ø выпрямительные устройства, работающие от сети переменного тока. Ø общевойсковые зарядные электростанции типа ЭСБ-ВЗ. Ø электроагрегаты постоянного тока напряжением 25, 5 (30) В. В зависимости от тока и времени заряда различают I. Нормальный режим заряда (нормальный заряд) является основным эксплуатационным режимом заряда. Нормальный заряд производится в течение 6 ч. нормальным током Iз.ж, указанным в инструкции по эксплуатации. Для ламельных и безламельных аккумуляторов обычного исполнения ток нормального заряда численно равен 1/4 номинальной емкости - Iз.н = Q/4. Некоторые типы непромываемых безламельных аккумуляторов требуют двухступенчатого режима нормального заряда, остальные заряжаются током Iз.н = Q/4. При нормальном заряде аккумулятору сообщается 150% номинальной емкости. Никель-кадмиевые аккумуляторы можно заряжать токами меньше нормальной величины, увеличивая соответственно время заряда (Iз.нtз.н = 1, 5хQн). Величину нормального тока заряда в этих случаях можно уменьшать не более чем в 2 раза, помня, что заряд малыми токами ухудшает работу аккумуляторов. Заряд аккумуляторов слабыми токами допускается в крайних случаях. Зимой на открытом воздухе при температуре от - 10 до - 30оС нормальный заряд производится в течение 7 ч. При более низких температурах аккумуляторы утепляются войлоком, брезентом и т.п. Температура электролита при всех видах зарядов не должна превышать 45оС для составного калиево-литиевого электролита, 35оС для калиевого и 40оС для натриевого электролита. В случае превышения этих температур необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть. Все заряды, как правило, производятся при открытых крышках батарейных ящиков и вывернутых пробках. Герметичные аккумуляторы заряжаются током, равным 0, 1 номинальной емкости (Iз.= 0, 1хQн), в течение 15 ч. Для аккумуляторов этого типа характерно сравнительно низкое зарядное напряжение (1, 35-1, 45 В), мало изменяющееся в процессе заряда. Заряд производится в диапазоне температур от 15о до 35оС. Перед каждым зарядом батарею необходимо разрядить до напряжения 1 В на один аккумулятор. Заряд герметичных аккумуляторов током, превышающим 0, 1Q, не допускается. Его проведение обеспечивает максимальные разрядную емкость и наработку батареи во всех условиях ее эксплуатации. Время нормального заряда различно для разных типов аккумуляторных батарей и находится в пределах от 6 до 15 ч, при этом батарее сообщается 120—150% номинальной емкости. Нормальный заряд используется также для заряда аккумуляторных батарей при их постановке на хранение в заряженном состоянии, при проведении контрольно-восстановительных циклов, а также в большинстве случаев при нормальном вводе аккумуляторных батарей в действие. Основным недостатком нормального заряда является его значительная длительность, в ряде случаев не соответствующая требованиям по приведению аккумуляторных батарей в рабочее (заряженное) состояние. В таких случаях для заряда аккумуляторных батарей используется ускоренный режим заряда. II. Ускоренный режим заряда (ускоренный заряд) отличается от нормального большим значением тока и меньшим временем заряда. Время ускоренного заряда для различных аккумуляторных батарей составляет 1—3 ч, при этом батареям сообщается, как правило 100—150% номинальной емкости. Ускоренный заряд используется как эксплуатационный (рабочий), так и при приведении аккумуляторные батарей в рабочее состояние. При заряде аккумуляторных батарей в полевых условиях и при достаточной мощности зарядных средств целесообразно использовать ускоренный заряд. При этом необходимо иметь в виду, что при систематическом ускоренном заряде (более 5—10 циклов подряд) у ряда аккумуляторных батарей может наблюдаться некоторое уменьшение их разрядной емкости. Восстановление разрядной емкости может быть достигнуто проведением 1 – 2-х последующих зарядов в усиленном или нормальном режиме. Производится две ступени заряда: I ступень tз = 2, 5 ч Iз = Q/2; II cтупень tз = 2 ч Iз = Q/4. Некоторые инструкции по эксплуатации АКБ рекомендуют форсированный ввод в течение tз = 3 ч; Iз = Q/2. Но этот метод также накладывает требования по контролю уровня и плотности электролита в период заряда АКБ и по его окончанию. Еще одна особенность, аккумулятор, заряженный ускоренным методом, после разряда, как правило, должен быть заряжен усиленным методом. Наиболее целесообразным является проведение нормальных зарядов через каждые 5 – 6 ускоренных. Ускоренный заряд при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние практически не влияет на их последующую работоспособность. III. Усиленный режим заряда (усиленный заряд) — заряд, при котором аккумуляторной батарее сообщается 180—200%, а в ряде случаев до 250% номинальной емкости. Как правило, такой заряд проводят током нормального режима и используют для восстановления емкости аккумуляторной батареи, поэтому в ряде случаев такой заряд называют восстановительным. Кроме того, такой заряд обычно рекомендуется использовать при нормальном вводе аккумуляторных батарей в действие, через каждые 5—6 ускоренных зарядов, после 10—15 циклов работы, особенно в условиях повышенных температур, при подготовке аккумуляторных батарей к хранению в заряженном состоянии. Усиленный заряд - это периодический заряд, способствующий полному восстановлению активных веществ в пластинах электродов в процессе заряда. Усиленный заряд производится в течение 12 ч. нормальным током. При таком заряде аккумулятору сообщается не менее 225% номинальной емкости. Ламельным аккумуляторам, изготовленным до 1973 г., рекомендуется давать двухступенчатый усиленный заряд: 1-я ступень - tз = 6 ч, Iз = Q/4; 2-я ступень - tз = 6 ч, Iз = Q/8. Усиленные заряды производятся: · При вводе аккумуляторов в строй; · При подготовке к хранению в заряженном состоянии; · После смены электролита; · После 10-12 циклов заряда-разряда, но не менее одного раза в месяц при нерегулярной работе; · При разряде слабыми токами с перерывами в течение 16 ч и более; · После глубоких разрядов (до напряжения менее 1 В на аккумулятор). Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов. Они увеличивают емкость и уменьшают саморазряд при комнатной температуре. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов приводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах. После усиленного заряда необходимо проверить и довести до нормы плотность электролита. Однако в условиях войсковой эксплуатации в этих случаях целесообразно использовать нормальный заряд, позволяющий существенно сократить время на проведение таких операций. Характеристики аккумуляторных батарей при этом практически не ухудшаются. Проведение заряда. Особенности заряда герметичных аккумуляторных батарей. Проведение заряда аккумуляторных батарей включает ряд этапов: - подготовку аккумуляторных батарей к заряду; - подключение, аккумуляторных батарей к зарядным средствам; - собственно заряд; - сдачу батарей потребителю. Подготовка аккумуляторных батарей к заряду заключается в проверке целости корпуса и отсутствия внешних коротких замыканий, а также в техническом обслуживании аккумуляторных батарей. При техническом обслуживании удаляется пыль и грязь с их поверхностей, окислы и соли с металлических частей, а у аккумуляторных батарей открытого исполнения, кроме того, проверяются и при необходимости корректируются уровень и плотность электролита. Подготовленные аккумуляторные батареи подключаются к зарядным устройствам или соединяются в последовательно-параллельные группы и вместе с элементами зарядной цепи подключаются к выпрямительному устройству. В процессе заряда поддерживается постоянный ток заряда, осуществляется контроль за напряжением батарей и уровнем электролита, отбирается излишек электролита у батарей открытого исполнения. В процессе заряда аккумуляторных батарей открытого исполнения, особенно в заключительный его период, может наблюдаться «кипение» электролита. Этот процесс является нормальным и свидетельствует о том - что зарядное напряжение на аккумуляторах превысило 1, 5—1, 55 В. Особенности заряда герметичных аккумуляторные батарей определяются тем, что для таких батарей являются недопустимыми все режимы эксплуатации, которые могут сопровождаться интенсивным газообразованием внутри аккумулятора! В этом случае резко возрастает внутреннее давление в аккумуляторах и, следовательно, возникает опасность их выхода из строя из-за разгерметизации корпуса или взрыва.. К одним из таких режимов относятся все случаи заряда, при которых зарядное напряжение на аккумуляторах может превышать предельно допустимое значение—1, 5 В, в частности следующие случаи:
Кроме того, интенсивное внутреннее газообразование может наблюдаться при заряде герметичных аккумуляторов в условиях повышенных температур. Поэтому при заряде герметичных аккумуляторных батарей должны строго соблюдаться следующие правила: Ø Заряд должен проводиться только при температурах, указанных в инструкции па эксплуатации. Ø Для исключения перезаряда обязательно должен быть проведен доразряд батареи до напряжения из расчета 1В на аккумулятор током нормального разряда Ø Ток и время заряда не должны превышать установленных значений. В процессе заряда, особенно при заряде после длительного хранения, необходимо следить за зарядным напряжением. Если зарядное напряжение превышает 1, 5В на аккумулятор, батарею следует немедленно отключить от зарядной цепи. Если до этого момента она Техническое обслуживание аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации. Категорирование аккумуляторных батарей Работоспособность щелочных аккумуляторных батарей сохраняется длительное время при соблюдении рекомендованных в инструкциях режимов эксплуатации батарей, а также своевременности, правильности и полноты проведения их технического обслуживания. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей в процессе их эксплуатации в составе средств связи заключается в контроле и поддержании на требуемом уровне внешнего состояния батарей, систематическом проведении контрольно-восстановительных циклов, а для батарей открытого исполнения, кроме того, в периодической смене электролита, проверке и корректировке его уровня и плотности. Контроль внешнего состояния батареи, или, как принято его называть, общие подготовительные операции, проводится не реже чем раз в неделю (при проведении на средствах связи регламентов № 2 и 3), а также перед началом любых работ с аккумуляторными батареями: при подготовке к заряду, перед проведением контрольно-восстановительных циклов и сменой электролита, при постановке на хранение и перед вводом в действие. Выполнение общих подготовительных операций заключается в следующем: в осмотре аккумуляторной батареи, при этом необходима убедиться в отсутствии механических повреждений. Наличие на корпусе батареи или ее отдельных аккумуляторов трещин, а на поверхности герметичной аккумуляторной батареи, кроме того, солей является признаком ее неисправности. Такая батарея должна быть заменена исправной; в удалении пыли с поверхности батареи влажной чистой ветошью, в проверке состояния токовыводов и в случае их окисления - зачистке шлифовальной шкуркой (№ 5—12). Для аккумуляторных батарей открытого, исполнения дополнительно удаляются с поверхности соли, проверяется состояние вентильных пробок и уплотнительных колец, проверяется и при необходимости корректируется уровень и плотность электролита. Одним из важнейших видов технического обслуживания для аккумуляторных батарей открытого исполнения является смена электролита. Она позволяет очистить аккумуляторы от вредных примесей, ухудшающих работоспособность батареи, а также привести плотность электролита в соответствие с температурными условиями эксплуатации. Смена электролита в аккумуляторах производится в следующих случаях: - при переводе техники на осенне-зимний или весенне-летний период эксплуатации (при проведении на средствах связи регламента № 5); - при заметном снижении емкости аккумуляторов; - при проведении операций по восстановлению емкости (контрольно-восстановительных циклов - КВЦ); - после наработки в соответствии с приложением 4. Операции по смене электролита несколько отличаются для аккумуляторных, батарей различных типов. Так, например, перед сменой электролита аккумуляторные батареи типа 2НКП-20, 2НКП-24, 10НКБН-3, 5, 5НКЛБ-70 необходимо зарядить, аккумуляторы других типов — разрядить. Операции по восстановлению емкости аккумуляторных батарей позволяют увеличить срок службы, дают возможность своевременно принять меры по восстановлению емкости, а также провести отбраковку и замену неисправных батарей, или батарей, емкость которых существенно уменьшилась и не может быть восстановлена. Такие операции проводятся не реже одного раза в 6 месяцев (при проведении регламента № 5), а в случае резкого снижения времени непрерывной работы средств связи при питании от аккумуляторной батареи — немедленно. Контрольно – восстановительные циклы: Как правило, КВЦ включает в себя 1—2 восстановительных и 1 контрольный цикл со следующими параметрами: восстановительный цикл (первый и второй) - режим заряда — усиленный, режим разряда - током нормального режима до напряжения 1 В на каком-либо аккумуляторе данной батареи; контрольный цикл (третий) - режим заряда — нормальный, режим разряда — током нормального режима до напряжения аккумуляторной батареи из расчета 1 В на аккумулятор. Возможные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения: Неисправности аккумуляторных батарей в большинстве случаев являются результатом несвоевременного или некачественного технического обслуживания, а также результатом нарушения правил их эксплуатации. Неисправности аккумуляторных батарей, обнаруженные своевременно, как правило, могут быть устранены. Лишь в тех случаях, когда неисправность вовремя не обнаружена, аккумуляторные батареи выходят из строя. При проверке работы аккумуляторов (батарей) и обнаружении неисправностей большую роль играет точность и правильность показаний измерительных приборов, так как неисправность этих приборов может послужить основанием для неправильного заключения о состоянии батареи. | Название вопроса записать на доске. Раскрыть содержание понятия «Щелочной аккумулятор». . Раскрыть содержание понятия «Щелочная АКБ». Классификацию АКБ дать под запись, используя Слайд №1. (Рис. 1). Обосновать предпочтение применения в ВС НК АКБ. Электрические данные щелочных АКБ дать под запись в конспект используя Слайд №2. (Табл. 1). Устройство ЩА дать под запись используя Слайд №3 (Рис. 2). Принцип действия ЩА дать под запись. Для пояснения устройства ЩА открытого типа использовать Слайд №4 (Рис. 3-прил.) Для пояснения устройства герметичных ЩА использовать Слайд №5 (Рис. 4-прил.) Дать под запись в конспект маркировку ЩА. Название вопроса записать на доске. Режимы работы ЩА дать под запись в конспект. Дать определение «режим заряда». Перечислить зарядные устройства. Режимы заряда дать под запись в конспект. Особенности заряда герметичных ЩА дать под запись в конспект. Пояснить порядок проведения технического обслуживания ЩА, его цели. Пояснить понятие «КВЦ». Перечислить причины возможных неисправностей ЩАКБ. |
Заключительная часть занятия- 5 минут.
В заключительной части занятия преподаватель проводит разбор занятия, отмечает степень отработки изученных приемов в целом во взводе, объявляет выставленную оценку, называет фамилии студентов, наиболее отличившихся на занятии. Отвечает на вопросы студентов, дает задание на самоподготовку и подготовку к очередному занятию и объявляет об окончании занятия.
Задание на самостоятельную подготовку и рекомендуемая литература:
На самостоятельной подготовке студентам рекомендуется изучить вопросы, рассмотренные на данном занятии, используя при этом ниже перечисленную литературу: