![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О крестном ходеСтр 1 из 11Следующая ⇒
ПРАВИЛА Благочестиваго поведения в доме Божием Издание Кишиневской епархии По благословению Составители: епископ Зосима, Панкратов А. предисловие " Вся же благообразно и по чину да бывают" 1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ, 2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, З. ОБ ОДЕЖДЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ. О ЛЕСТОВКЕ. О ВХОЖДЕНИИ В ЦЕРКОВЬ. 6. О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ. О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ. О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ О КРЕСТНОМ ХОДЕ ПРИЛОЖЕНИЕ I. КАКО КРЕСТИТИ ЛИЦЕ СВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ II. ПРИЛОЖЕНИЕ III. ПРИЛОЖЕНИЕ IV. ПРИЛОЖЕНИЕ V. ПРИЛОЖЕНИЕ VI. ПРИЛОЖЕНИЕ VII. 1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ, " Дом Мой есть дом молитвы" (Лк. 19, 46). Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели, - совершения собирающимися здесь християнами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела-хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом. Здесь таинственно пребывает сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных християн. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки, - правую, Богом данную, веру и хри-стиянское благочестие. Обобщая сказанное, можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Ису-са Христа, " не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4). И еще: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей. Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: " Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня..." (Мф. 15, 8-9), - чтобы не уподобляться бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя християнином. 2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, Как уже было сказано, храм есть место невидимого присутствия Божия, и, следовательно, идя в церковь, человек идет на встречу с самим Господом, Творцом и Владыкой всего мира, видимого и невидимого. Это свидание с Создателем многие святые отцы сравнивали с приходом к земному властителю, - царю, князю или иному светскому начальнику. Вот, например, что пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: " Не видишь ли, о! возлюбленный, предстоящих пред царем тленным, как ему со страхом предстоят, не отходя от своего места, ни беседуя, ни очами смотря туда и сюда, но со страхом и боязнью предстоят, как вкопанные. Внимай это, человек, и как к земному царю, так и к Богу приступи со страхом и с боязнью." (Преп. Ефрема Сирина слово " О святых Тайнах"; сборник поучений преп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея, М., 1652, л. 320 об.). Хорошо известно, что эти слова святого Ефрема о пред-стоянии земному правителю, произнесенные весьма давно, справедливы и сейчас: чем выше ранг начальника, к которому человек идет по какому-либо делу, тем тщательнее он к этой встрече готовится, - собирается с мыслями, если нужно - готовит необходимые документы, и внешне на приеме старается быть пристойным: приходит в приличной одежде, разговаривает вежливо. Если же приходится идти, что называется, на самый верх, то здесь уже специальные службы самого начальственного лица особыми способами производят проверку желающего попасть к правителю; например, не является ли он находящимся в розыске преступником и тому подобное. В случае же нашей встречи в храме с Богом, Который несравненно выше любого земного властителя, этой " специальной службой" является наша собственная християнская совесть. Все старинные руководства о поведении в церкви единодушны в одном: перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться с мыслями, " умножить свою совесть", то есть вспомнить соделанные грехи и ответить самому себе на вопрос: а можно ли мне (достоин ли я?) сегодня придти к Богу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос верно, необходимо четко знать, в каких случаях правила святой Церкви запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням. Таких моментов немного, поэтому назовем их здесь все. Итак, входить в старообрядческий храм нельзя:
|