Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический режим
Для классификации всего многообразия государств мира используется понятие «форма государства», или «государственный строй», для раскрытия которого предварительно требовалось познакомиться с видами государственных органов. Форма государства – это способ организации государственной власти, выраженный в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. 1. Форма правления – способ организации взаимодействия высших государственных органов между собой и населением, в т. ч. порядок их образования. Различают монархическую и республиканскую формы правления на основании того, кто является главой государства. Правда, следует иметь в виду, что данная классификация появилась еще в античности и тогда просто объясняла – правит в полисе один или все; сегодня же, как сказано, имеется в виду должность главы государства, но по ней разграничить монархию, могущую быть чисто символической, и республику, например, диктаторскую, практически невозможно. Под монархией понимается форма правления, при которой глава государства не несет юридической ответственности перед населением и, как правило, наследует свою должность. Наименование монарха здесь не имеет значения, это может быть «кин» в Великобритании, князь в Люксембурге, папа римский в Ватикане, султан в Омане или «микодо» в Японии; монарх может быть даже коллегиальным, например, Совет эмиров в Объединенных Арабских Эмиратах. Обычно монархии являются наследственными, но бывают и выборными: избирают папу римского, в Свазиленде короля избирают племенные вожди, в Малайзии верховный правитель избирается на пятилетний срок из числа султанов штатов. Единственным критерием монархии, по сути, является безответственность монарха, невозможность его смещения законными способами. Но и в этом пункте современные монархические государства идут по пути возможности отрешения монарха от трона за антигосударственную деятельность. Все это говорит о ненаучности деления государств на монархии и республики. Но, в силу того, что эти названия используются в законодательстве, следует иметь представление о них. Монархии бывают неограниченными, где глава государства полновластен (Ватикан, Бруней, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), и ограниченные. Ограниченные монархии, в свою очередь, делятся на полуограниченные (дуалистические), в которых монарх лишен законодательной власти, но возглавляет власть исполнительную (Лихтенштейн, Иордания, Бутан, Тонга, Свазиленд), и парламентарные (конституционные), где монарх по большей части лишь символ нации (Великобритания, Швеция, Испания, Непал, Камбоджа, Таиланд, Япония, Лесото). Под республикой, наоборот, понимается форма правления, при которой глава государства несет юридическую ответственность, т. е. может быть отрешен от должности, и, как правило, избирается. Опять же следует помнить, что и в республиках власть может находиться в руках диктатора, мало отличающего от абсолютного монарха. Чаще всего единоличный глава государства в республиках именуется латинским термином «президент», но может иметь и иные названия («проеврос» в Греции, «джу щи» в Китае, «роись» в отдельных арабских странах, лидер революции 1 сентября в Ливии); бывают и коллегиальные главы республик (президиум в Боснии и Герцеговине, два капитана-регента в Сан-Марино). Республики, подобно монархиям, по объему полномочий главы государства делятся на президентские, где глава определяет основные направления политики (Россия, Иран, Китай, США, Бразилия, Ботсвана), и парламентарные, где президент в большей степени лишь арбитр между иными властями, а исполнительная власть находится в руках правительства, назначаемого парламентом или избранным парламентом президентом (Греция, Италия, Украина, ФРГ, Израиль, Индия, Монголия). Конечно, часто наблюдается смешанность признаков президентских и парламентарных республик, как во Франции. 2. Форма государственного устройства – это территориальный способ организации государственной власти. Здесь различаются унитарные и федеративные государства. Унитарные государства (от лат. unus – один), т. е. единые, либо вообще не имеют территориального деления (Мальта, Бахрейн), либо делятся на области, не являющиеся самостоятельными субъектами государственной власти (графства в Великобритании, регионы в Италии, ляни в Финляндии, воеводства в Польше, периферии в Греции, аймаки в Монголии). Федеративные государства (от лат. foedus – союз), т.е. союзные, состоят из государственноподобных субъектов, обладающих суверенитетом по определенному кругу вопросов (области и иные субъекты в России и Украине, стэйты (штаты) в США, Мексике, Бразилии, Индии, Малайзии и Нигерии, кантоны в Швейцарии, бундесланды в ФРГ, эмираты в Объединенных Арабских Эмиратах). Для федераций характерны самостоятельные выборы глав субъектов Федерации, т. к. назначенные главы из центра не способны осуществлять собственную суверенную политику по вопросам ведения субъектов Федерации. 3. Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. При демократическом политическом режиме власть осуществляется с учетом мнения большинства населения и правовыми средствами. Полным выражением этого режима является обладание суверенитетом самим народом. Важно, чтобы это было не только по закону, но и в действительности. При авторитарном режиме (включая тоталитарный) власть часто действует без учета мнения населения, опираясь на силовые средства. Между формой правления и государственного устройства, с одной стороны, и политическим режимом, с другой, нет прямой зависимости. Опыт показывает, что ограниченные монархии могут быть демократическими государствами, а республики – авторитарными диктатурами.
|