Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Агропромышленного производства
Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство до 2005 г. были установлены Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Ныне он прекратил свое действие, но и новый федеральный закон до сих пор не принят, поэтому ряд предусмотренных ранее мероприятий реализуется на основе подзаконных актов, кроме того, в субъектах Федерации принимаются собственные законы. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям: - формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; - защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; - развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; - развитие социальной сферы села; - иные направления, определенные законодательством РФ. Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства должна гарантироваться возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и стимулироваться формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством. В случае нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции[89]. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции – в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство РФ. Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие ввиду сокращения спроса на них. Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ[90]. Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством РФ. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. В качестве основы для установления гарантированных цен используются целевые цены (нормативные индикаторы), которые устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Государственное регулирование развития социальной сферы села производится путем государственной поддержки в соответствии с федеральными целевыми программами, а также в виде дотаций, предоставляемых местным бюджетам, в порядке, установленном действующим законодательством. Субъекты РФ осуществляют государственную поддержку социальной сферы села в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ[91]. Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 в структуре федеральных органов исполнительной власти выделены Министерство сельского хозяйства РФ и подчиненные ему: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству и Федеральное агентство по сельскому хозяйству (в настоящее время последнее упразднено; его функции переданы Министерству). Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181[92] утверждены Вопросы Министерства сельского хозяйства РФ. Этим постановлением установлено, что Министерство сельского хозяйства самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты законов и актов Президента и Правительства РФ по следующим вопросам: 1) реформирование и финансирование развития в АПК и рыболовстве; 2) государственная поддержка организаций АПК и рыболовства; 3) программы по развитию села; 4) использование земель сельхозназначения; 5) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; 6) племенное животноводство и элитное семеноводство; 7) техническое и технологическое обеспечение в АПК и рыболовстве; 8) производство и оборот этилового спирта из пищевого и не пищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 9) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; 10) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ; 11) охота и охотничье хозяйство. Собственное регулирование сельского хозяйства осуществляется и на уровне Алтайского края. Законом Алтайского края от 12 июля 2005 г. № 44-ЗС «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае»[93] определены правовые основы агропродовольственной политики в Алтайском крае, установлены порядок и условия оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Основными целями агропродовольственной политики Алтайского края определены: 1) развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; 2) обеспечение населения Алтайского края и других регионов РФ доступными высококачественными продуктами питания; 3) увеличение занятости, улучшение социальных условий и повышение уровня жизни сельского населения; 4) создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; 5) формирование объемов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, материально-технических ресурсов для государственных региональных нужд; 6) формирование сырьевой базы отраслей легкой, перерабатывающей и пищевой промышленности для обеспечения их устойчивого развития; 7) создание на селе объектов кооперативной и муниципальной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, кредитования и страхования. Основными принципами агропродовольственной политики Алтайского края являются: 1) признание необходимости поддержки сельскохозяйственного производства в Алтайском крае; 2) последовательность и устойчивость мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства; 3) прозрачность агропродовольственной политики; 4) равная доступность всех субъектов предпринимательства к информации о государственной агропродовольственной политике; 5) равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовой формы; 6) исполнение обязательств между администрацией Алтайского края и сельскохозяйственными товаропроизводителями; 7) установление уровня поддержки сельскохозяйственного производства на очередной год в размере не менее 6 процентов бюджета Алтайского края (с 1 января 2006 г.); 8) взаимодействие администрации Алтайского края, Алтайского краевого Совета народных депутатов, представительных и исполнительных органов муниципальных образований с общественными организациями, отраслевыми союзами и ассоциациями сельскохозяйственных производителей в Алтайском крае по вопросам развития агропромышленного комплекса. Основные инструменты агропродовольственной политики Алтайского края: 1) определение минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне общественно необходимых затрат на ее производство с учетом рентабельности, обеспечивающей расширенное воспроизводство; 2) закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции для региональных нужд; 3) субсидирование части расходов предприятий из краевого бюджета по производству сельскохозяйственной продукции; 4) инвестиции в развитие производства сельскохозяйственной продукции; 5) система кредитования, лизинга техники, оборудования и племенных животных; 6) предоставление государственных гарантий Алтайского края по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными предприятиями; 7) развитие информационного обеспечения сельских территорий; 8) стимулирование научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе. В целях поддержки ценовых соотношений на сельскохозяйственную и промышленную продукции администрацией Алтайского края разрабатываются мероприятия, включающие: 1) определение объемов (квот) по видам сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными товаропроизводителями через залоговые операции по гарантированным ценам; 2) снижение спекулятивных издержек рынка при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 3) проведение закупочных и товарных интервенций. Администрацией Алтайского края ежегодно разрабатываются мероприятия товарно-кредитной поддержки сельскохозяйственного производства, включающие: 1) меры по стабилизации и развитию рынка сельскохозяйственной продукции; 2) меры по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) организацию закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, их реализацию на внутреннем и внешнем рынках; 4) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям бюджетных кредитов на проведение сезонных мероприятий в области сельскохозяйственного производства. Законом Алтайского края предусмотрена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся в неблагоприятных природно-климатических условиях; племенного и товарного животноводства, рыбоводства, пчеловодства и птицеводства; элитного семеноводства; производства льна; развития садоводства; обновления основных фондов сельского хозяйства; личных (подсобных) хозяйств и вновь образованных сельскохозяйственных товаропроизводителей; сельской кредитной кооперации; системы страхования урожая сельскохозяйственных культур; мероприятий по улучшению плодородия земель, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений; проведения научно-исследовательских работ, внедрения инновационных технологий и распространения передового опыта в сельском хозяйстве; кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края.
|