Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глубинная и семантическая память.

Эти виды памяти являются дополнительными системами и играют разную роль в становлении рабочих моделей.
Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия. Это некоторый обобщенный образ поведения, который складывается на основе повторяющейся последовательности взаимодействий с близким взрослым. Поведенческая схема (наподобие сенсомоторной) обобщает опыт отношений с матерью и закрепляет привычные формы поведения. Например, ребенок, как правило, радуется при звуке шагов матери.
В отличие от этого, семантическая память включает обобщенные представления о структуре отношений и о конкретных отношениях с другими людьми, выраженные в вербальной форме. Это может быть информация, полученная от других людей (например, что говорят родители о своем отношении к ребенку и о его поведении), и собственные вербальные умозаключения ребенка. В последнее время в систему памяти был введен еще один вид — эпизодическая память. Эта память сохраняет конкретные случаи из жизни, важные и личностно значимые эпизоды, которые могут фиксироваться как визуально, так и вербально. В отличие от глубинной, эта память доступна сознательному контролю и является более гибкой и лабильной.

 

4.Качество привязанности.

В основе этой характеристики лежит безопасность (или небезопасность), которую обеспечивает (или не обеспечивает) объект привязанности. Качество привязанности выявляется в специально разработанном тесте “Незнакомая ситуация”. Поскольку эта методика является классической для теории привязанностей и в настоящее время все шире используется в разных исследованиях, остановимся на ней подробнее.
Тест “Незнакомая ситуация” первоначально разрабатывался М. Эйнсворт для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста (1 — 2 года) в присутствии и в отсутствие матери. Экспериментальная ситуация включает восемь эпизодов длительностью по три мин каждый. После эпизода предварительного знакомства с лабораторной игровой комнатой ребенку дается возможность исследовать новую привлекательную игрушку в присутствии матери. Затем в ту же комнату входит незнакомый взрослый человек, который сначала спокойно сидит в стороне; через 3 мин незнакомец меняется с матерью местами и предлагает ребенку поиграть с ним. В следующем эпизоде мать уходит и оставляет ребенка с незнакомым взрослым. Через 3 мин мать возвращается и начинает играть с ребенком; еще через 3 мин незнакомый человек и мать исчезают вместе, оставляя ребенка наедине с игрушками. В последнем эпизоде мать снова встречается со своим ребенком и уже не расстается с ним.
Главными показателями качества привязанности в этой методике является реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью.
По реакции ребенка на разлуку и встречу с матерью обычно выделяется три группы детей.
Дети группы “В” огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название “безопасная привязанность”.
Дети группы “А” обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности назван “избегающая, небезопасная привязанность”.
Наконец, дети третьей группы “С” дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и “взяли на ручки”. Данный тип привязанности обычно называют “амбивалентная небезопасная привязанность” или “тревожно-амбивалентная привязанность”.
Дети группы “В” имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей группы “А” отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей третьей группы (“С”) матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.
Широко известное Балтиморское исследование М. Эйнсворт представляет собой годовое лонгитюдное исследование 26 пар мать— младенец, в ходе которого фиксировалось поведение матерей в следующих 4-х ситуациях: 1) кормление, 2) непосредственный зрительный контакт, 3) реакция матери на крик ребенка, 4) телесный контакт. Наблюдения показали, что уже в первые 3 мес. жизни младенца существуют значительные индивидуальные различия в поведении матерей и в их отношении к ребенку. Одни матери использовали ситуацию кормления для общения с ребенком, проявляли чуткость и гибкость в обращении с ним, другие просто давали бутылочку и уходили, третьи заставляли есть через силу. Столь же существенные различия наблюдались и в других ситуациях. Например, процент случаев игнорирования крика ребенка колеблется от 4 до 94%. Реакция матери на крик ребенка является особенно важной для выделения и осознания себя. Если мать не реагирует на его крик, младенец не видит последствий своей активности, не выделяет себя и не чувствует отношения к себе.
Согласно теории привязанности, качество привязанности, возникшее в раннем детстве, определяет дальнейшее развитие всех познавательных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребенка. Результаты лонгитюдного исследования детей 7, 9, 12, 15 и 17 лет показали, что дети с безопасной привязанностью показывают преимущество в интеллектуальном развитии в младшем школьном и подростковом возрасте. Дети с амбивалентным типом привязанности обнаруживают отставание в логическом мышлении и в установлении причинно-следственных связей.
В другом лонгитюдном исследовании две группы детей с разным типом раннего опыта общения с матерью сравнивались в дошкольном и младшем школьном возрасте. Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа “В”) могут иметь значительные трудности в обучении и в решении познавательных проблем в дошкольном возрасте, но, несмотря на это, они имеют более высокий потенциал интеллектуального развития, который реализуется в школьном возрасте.
Теория привязанности распространяется на область клиники и патологии. Различного рода акцентуации и психические аномалии рассматриваются как результат разных типов негармоничных ранних отношений с родителями и связываются с определенным качеством отношений привязанности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь и привязанность. | Beauty professional
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал