Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Основные социологические школы в XIX - начале XX вв.






3.2.1 Марксистское направление в социологии (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Материалистическое понимание истории. Понятие способа производства. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания. Основы теории идеологии.

Этапы исторического развития человеческого общества. Понятие общественно-экономической формации. Основы теории прибавочной стоимости. Проблема отчуждения.

Марксистская концепция классов, классовой борьбы. Происхождение и сущность государства.

Социальные революции как «локомотивы истории». Социалистическая революция и этапы построения бесклассового коммунистического общества.

Радикальное и реформистское течения в марксизме в XIX - XX в.в.

3.2.2. Э. Дюркгейм и его социологическая школа

Методологические принципы «социологизма» Э. Дюркгейма. Понятие социального факта. Правила социологического метода.

Теории общественного разделения труда, механической и органической солидарности. Социальная патология. Понятие аномии. Самоубийство, его типы и причины.

Социальная природа религии. Священное и светское. Социальный генезис коллективных представлений и коллективного сознания. Основы теории морали. Нормативная функция морали. Роль ритуала.

Социологическая школа Э. Дюркгейма, ее основные представители (М, Мосс, М. Хальбвакс). Журнал «Социологический ежегодник».

3.2.3. М. Вебер и «понимающая социология»

Методологические основания социологии М. Вебера. Проблема объективности социологического знания и принцип «свободы от ценностей». Идеальный тип как мыслительная конструкция, его методологическое значение в исследовательской практике. Проблема понимания в социологии.

Исследование генезиса капитализма в Западной Европе. Роль религиозно-нравственной мотивации экономического поведения. «Протестантская этика и дух капитализма». Сравнительный анализ хозяйственной этики мировых религий

Типы господства и механизмы власти. Анализ бюрократии как рационального аппарата легальной власти. Политический лидер. Харизма. Политика и наука как призвание и как профессия.

Значение социологии М. Вебера для развития социологической науки в XX в.

3.2.4. Российская социология в XIX - начале XX вв.

Предыстория социологии в России. Социально-политические идеи русского просвещения ХУШ века. Социально-политические воззрения декабристов. Социальная философия П.Я. Чаадаева. Славянофильская и западническая традиции в общественной мысли XIX века. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Революционно-демократическое направление в русской общественной мысли (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Идеи «общинного социализма».

«Субъективная школа в социологии». П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский. С.Н. Южаков.

Марксистское направление в социологии в России. Критика Г.В. Плехановым народнических воззрений. «Легальный марксизм» П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.

В.И. Ленин как социолог. Его концепция развития капитализма в России. Империализм как высшая стадия капитализма. Анализ социально-классовой и партийно-политической структуры российского общества. Обоснование необходимости социалистической революции как способа разрешения антагонизмов капиталистического общества. Классовая точка зрения на проблему демократии. Понятие диктатуры пролетариата как власти, не ограниченной законом.

Позитивистская ориентация в русской социологии (Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев). Многофакторная теория общества М.М. Ковалевского. Анализ им генезиса и природы социальных институтов (обычаев, законов, собственности, государства).

Неокантианская ориентация в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев).

3.2.5. Партикулярные школы в социологии конца XIX - начала XX вв.

Понятие партикулярной школы. Ключевая роль одного или ряда частных факторов при построении социологической теории.

Географическая школа (Г.Т. Бокль, Ф. Ратцель). Теория Л.И. Мечникова о влиянии мировых рек на развитие цивилизации.

Органическая школа. Общество как организм (П. Лилиенфельд, А. Шеффле). Изучение сообщества животных (А. Эспинас).

Психологическая школа. Г. Тард о подражании как основном типе социальной связи. Психология народов (В. Вундг, Л. Уорд). Психология толпы в интерпретации Г. Лебона.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал