Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпиграф:Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кемвместе править праздники и будни, иземля, на которой стоит твой дом.
В.Распутин Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: Поэт Владимир СКИФ написал стихотворение, которое называется «Валентину Распутину». Россия будет спасена - 3. Биография В.Г. Распутина (слайд 2) В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно – Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман – газета». (слайд 3) Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». С 1966 года Распутин – профессиональный литератор. С 1967 года – член Союза писателей СССР. (слайд 4) В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой»» (1976). В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 году — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). Слайд 5 В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь». 4. Философский аспект повести. 1) Аналитическая беседа. - Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры). - Как описана Матёра? Слайд 6 (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, " встречая и провожая годы". Остров надежно, " утюгом" стоит на Ангаре. " Лучше этой земли не сыскать", - решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень. " И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра? " 2) Словарная работа Слайд 7 Матёра - матерый; мать; материк. Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости; 2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный. Аналитическая беседа: - Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры? (Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. - Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты.) - В чем конфликт повести? (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?) - Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены? (Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе. Представителями молодого поколения являются также Воронцов, Жук). 3) Работа в группах Слайд 8 Составим таблицу – сравнительную характеристику «стариков» и «молодёжи», сопоставив их по разным параметрам, приводя примеры из текста (Реализация домашнего задания).
- В чем заключается нравственная красота Дарьи? (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, " покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать " могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой " не стоит село").) - Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? (У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. " Обсевки")
Выводы: столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.
Аналитическая беседа: - Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей). 4) Просмотр эпизода фильма «Прощание» (Режиссер Элем Климов, 1981 год). Анализ сцены разорения кладбища. - Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Выводы: Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников. 5 Итоги урока Слайд 9 Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования. «К чему искать какую – то особую вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…» Но надежда все же преобладает. Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому нет конца. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро. Обратимся к нашему эпиграфу. Прокомментируйте его. 6. Домашнее задание 1. Выделить экологические проблемы повести. 2. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о символах повести: образ огня (пожара) – главы 8, 18, 22; образ «лиственя» - глава 19; образ Хозяина – глава6; образ Матёры. 7. Комментирование оценок.
Урок 2 Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: Второй урок по повести Распутина «Прощание с Матёрой» мне опять хочется начать со стихотворения, посвященного писателю. Станислав КУНЯЕВ - Итак, мы заговорили о символах. А что такое «символ»? (Знак, предмет, образ, несущий определенную смысловую нагрузку). - Посмотрим, какие символы есть в повести «Прощание с Матерой» и попытаемся разобраться, что они означают. 3. Символический аспект повести. 1. Реализация домашнего задания. Выступления учащихся с сообщениями о символах повести. (Примерные сообщения) После каждого сообщения следует обсуждение. Ученик 1: Образ огня. Слайд 10 Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении. (Феникс - умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым).
Ученик 2: Образ «лиственя». Слайд 11 Дерево. В народной культуре славян - объект поклонения. В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников " рощениям" и " древесам", о молениях под ними. О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня - дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы. K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связано явление чудотворных икон. K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У южных славян практиковался обычай " венчать" молодых вокруг дерева (или предварять этим действом обряд венчания). Старому дереву лесного орешника - при отсутствии священника - можно было исповедаться: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах просил у дерева прощения. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их. Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира - общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью. Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол - туловище, корни - ноги, ветки - руки, соки - кровь и т.п. Есть " мужские" и " женские" деревья (береза - березун, дубица - дуб), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна - вверх. При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево. Вместе с тем, в некоторых поверьях, рост такого дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. Посему старались не сажать крупных деревьев около дома. Южные славяне не сажали орешник, веря, что когда его ствол сравняется с шеей человека его посадившего, то он умрет. Ученик 3: Образ «Хозяина». Слайд 12 Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжёт свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матерее, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина – покровителя Матеры. Ученик 4: Образ Матёры. Слайд 13 «Матера» - главный образ – символ повести. Это и название деревни, и острова, на котором она стоит. Этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом (, Всемирный потоп — страшная катастрофа, широко распространённая в мифологических представлениях народов мира и описанная в ряде религиозных текстов, представлявшая собой широкомасштабное наводнение, приведшее к гибели почти всех людей. Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение, нарушение табу, убийство животных и т. п., или без особой причины), и с Атлантидой (Атлантида (др.-греч. Ἀ τ λ α ν τ ὶ ς) — легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами). Матёра – это и образ матери – земли, и метафорическое название России, родной страны, где «от края до края…хватало…и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре». 2. Слово учителя: Символы помогают нам понять авторский замысел. Мы видим, какую дополнительную смысловую нагрузку несут образы огня, дерева, острова. В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни. Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести «Прощание с Матёрой». 4. Экологический аспект повести. 1. Слово учителя. Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле. 2. Аналитическая беседа: - Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе? (От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям). - Есть такой термин «экология души». Как вы его понимаете? (Охрана нравственной, духовной чистоты людей). - Связаны ли между собой экология природы и «экология души»? (Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.) Учитель: Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные. 5. Итоги урока. Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина " Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина. 6. Домашнее задание. 1) Подготовиться к сочинению по повести Распутина «Прощание с Матерой! (составить развернутый план) 2) Прочитать повесть «Живи и помни». 7. Комментирование оценок.
Список литературы и Интернет – источников: 1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. «Молодая гвардия», - 1980. 2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008. 3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал. 4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny. 5. librero.ru/article/myth/org/ cim/ 6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-... 7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот. 8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.
|