Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поисково-собирательская и фондовая работа музеев
Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций. Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами “другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда. В процессе фондовой работы осуществляются такие составляющие функции документирования, как учет и обеспечение сохранности музейных предметов, консервация и реставрация, их научное определение и классификация, составление паспортов и инвентарных карточек, накопление исторической информации. Все это способствует расширению источниковой и информационной базы музейного собрания, создает предпосылки для его эффективного использования в научных, экспозиционных, учебных, воспитательных и просветительных целях. Все собранные в результате поисково-собирательской работы музейные предметы составляют фонды музея, которые делятся на основной и научно-вспомогательный. Основной фонд – наиболее ценная и главная в количественном отношении часть – включает только подлинные памятники истории и культуры, в том числе вещественные источники (археологическая коллекция, предметы быта, труда, одежды, декоративно-прикладного искусства и народного (детского) творчества, пионерской и комсомольской атрибутики, школьной жизни и др.). Объекты природы также относятся к основному фонду. Это геологическая коллекция, чучела животных и птиц, рыбы, дары моря, древесные и ботанические образцы растений. К письменным источникам основного фонда относятся рукописные и печатные материалы, личные предметы (грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, свидетельства, членские билеты; книги, листовки, газеты (до 1955 года) и другие периодические издания). К изобразительным источникам относятся фотографии, предметы живописи, плакаты, карты. Научно-вспомогательный фонд практически имеется в каждом школьном музее. В него входят материалы, которые дополняют музейные предметы в экспозиции, помогают изучению, экспонированию памятников, раскрыть их содержание. Это карты, схемы, модели, макеты, муляжи, репродукции, фото- и ксерокопии. Подлинные материалы недостаточной сохранности, а также не имеющие легенд (описания и истории предмета), следует отнести к вспомогательному фонду. В процессе собирательской работы музейные предметы основного фонда подлежат обязательному учету и регистрации в книге поступлений (Инвентарной книге). Она должна иметь пронумерованные листы, прошнурована, скреплена печатью школы и росписью директора. Запись предметов производится в момент поступления в музей по установленной для школьных музеев форме. К сожалению, организаторы музеев зачастую увлекаются сбором музейных предметов, своевременно не фиксируя их легенд (истории, сведений о дарителях), даже оформляют экспозиции. И только потом, когда возникает необходимость паспортизации музея, начинают заполнять инвентарную книгу, при этом за давностью времени от момента поступления в школу невозможно восстановить данные о предметах, людях, их предоставивших. Рекомендуется также ведение инвентарных карточек на музейные предметы, где фиксируются основные сведения о предметах, дублируемые из инвентарной книги. Карточки являются основой создания различных картотек, являющихся справочным материалом для оперативной работы над коллекциями. Картотеки могут быть тематическими (сведения о памятниках истории и культуры из различных источников), топографическими (фиксируют местонахождение музейных предметов по разделам, витринам, шкафам), именными (содержат сведения о людях), алфавитными (по названию предметов по алфавиту) и др. Желательно в инвентарных карточках помещать фотографии подлинных экспонатов.
28).С.Е.Черных – архивист и краевед, отличник архивного дела, заслуженный работник культуры Казахской ССР, член Союза писателей СССР.
8 лет по комсомольскому призыву ушел в авиацию. Окончил Павлодарскую авиационную школу первоначального обучения летчиков и Сталинградское военное училище летчиков-испытателей в Новосибирске. Служил в боевых авиачастях на Урале, летал на реактивных истребителях МИГ-15 бис. Во время летной работы получил травму позвоночника и в декабре 1960 года был уволен в запас в звании капитана. Затяжная болезнь не сломила его воли. Увлечение краеведением, исследовательской и литературной работой привело его в областной государственный архив. С 1962 по 1967 год обучался и с отличием окончил заочное отделение Московского государственного историко-архивного института. С 1965 по 1988 возглавлял государственный архив ВКО. Постоянно вел исследовательскую работу. Печатался во многих журналах областного, республиканского и союзного значения: «Простор», «Дальний Восток», «Молодая гвардия», «Советские архивы», «Уральский следопыт» и др. Принимал участие в подготовке к изданию сборников: «Бесстрашные», «Герои Советского Союза - казахстанцы», «Герои социалистического труда - казахстанцы», «Очерки истории «Рудного Алтая», «Прииртышье мое» в 2-х томах. Под его руководством были подготовлены к печати и вышли в свет сборники «Они сражались за Родину», «Город рабочей доблести», «Зыряновск» и другие издания. Много лет С.Е.Черных работал в области документальной прозы. В 1981 году увидела свет его первая книга историко-документальных очерков «С берегов Иртыша». Затем последовали книги «Одна, но пламенная страсть» и «Под небом Алтая», написанные в жанре художественной биографии. Они посвящены жизни и творчеству выдающихся людей: П.Н.Васильеву, А.М.Волкову, Е.Н.Пермитину, А.С.Иванову, Н.А.Горбачеву, П.Н.Кузнецову, Н.И.Анову, братьям Белослюдовым и др. Он выявил множество ранее неизвестных фактов из жизни Абая Кунанбаева, К.Сатпаева, С. Аманжолова, Д. Панкратьева. Более 20-ти лет С.Е.Черных посвятил изучению жизненного и творческого пути талантливого советского поэта П.Н.Васильева. Результатом многолетнего труда является сборник «Воспоминания о Павле Васильеве», вышедшая в 1989 году, серия статей и очерков в различных изданиях, получивших всесоюзное признание. За время его работы архивные учреждения Восточно-Казахстанской области из отстающих вышли в число ведущих в республике, являясь пионерами многих прогрессивных начинаний. 14 декабря 1991 года после продолжительной болезни Черных С.Е. скончался в расцвете творческих сил. 29)Аба́ й (Ибраги́ м) Кунанбаев (каз. Абай Қ ұ нанбайұ лы (инф.)) (29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай, Семипалатинский уезд, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Российская империя — 23 июня[6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель[1], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиев. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона. Характерна история стихотворения «Қ араң ғ ы тү нде тау қ алғ ып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Некоторое время Абай работал волостным управителем. По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского. В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қ ара сө здер»).Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Кө зімнің қ арасы»[2] («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала родной: Абай Кунанбаевнбаев оказал большое влияние назарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году. В этом — высокое свидетельство неувядаемой славы Абая, основоположника новой казахской культуры, сияющей вершины казахской классической поэзии.
|