Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактика равноправия.
- Грамота для жизни, а не для школы: письменная и устная речь должна стать естественным продолжением развитой способности ребёнка прочитывать «тексты» своего жизненного пространства. - Организация матрицы занятий - событий, которые переживаются и наблюдаются взрослым и детьми. 9. Программа " Сообщество " («Step by step», Вашингтон, Джорджтаунский Университет). Создана в 1994 году по инициативе Фонда Джорджа Сороса, выделившего значительные средства, и компании «Международные Детские Ресурсы» с целью «содействия укреплению демократических принципов в образовании и усиления привлечения местных сообществ к воспитанию и обучению детей». Программа переведена на 19 языков, принимается в качестве альтернативной или вариативной министерствами образования более чем в 30 странах мира. Страны-участницы международного проекта получили «матричную» или «рамочную» программу, ключевые стратегии. Дальнейшая задача каждой страны, каждого детского сада и каждого педагога состояла в наполнении программы содержанием (национальным, местным, соответствующим потребностям и интересам конкретных детей). В 1998 году, когда программа получала гриф Министерства образования России, она получила новое название - программа «Сообщество». Так в российском названии подчёркнут важнейший для программы принцип создания вокруг каждой детской группы общности педагогов, родителей и ребят. Практика и философия программы Авторы программы исходят из понимания того, что «сегодняшним детям, где бы они ни жили, предстоит сталкиваться с изменениями». Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа стремится заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире. Программа свободна от закреплённых тематизмов, «единственно верных» методик; она предполагает, что каждый педагог в сотворчестве с детьми и родителями будет создавать свою собственную программу, учитывающую их и свои возможности, реальные обстоятельства, потребности, интересы, ресурсы местного сообщества. В то же время, программа предлагает определённые формы, соответствующие философии программы: - обязательный ежедневный групповой сбор для совместного планирования учебного проекта и дневного плана, - организация работы детей в Центрах активности на основе их собственного выбора; - ведение педагогического наблюдения, обеспечивающего информацию о ходе и перспективах развития каждого ребёнка, влияющего на выбор педагогических стратегий в детском саду и в семье; - объединение усилий семьи и детского сада, местного сообщества для создания условий развития детей. Программа имеет продолжение - Программа «Сообщество» для начальной школы от 6 до 10 лет, - сохраняющая философские и методологические подходы к пониманию и организации развивающей среды, процесса обучения. 10. Монтессори-педагогика Идеи, программы и практика российской монтессори-педагогики возникали на стыке следующих традиций: - концепция и практика свободного саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде, разработанная Марией Монтессори; - российская версия системы Монтессори начала века Ю.И.Фаусек (с 1913 по 1941 год); - идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого и развивающего обучения Л.С.Выготского; - опыт экспериментальной работы с детьми от 2, 5 лет; - «коммунарский» опыт последователей методики коллективных творческих дел И.П.Иванова. Основные принципы педагогики Марии Монтессори как системы саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде.
|