Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличия дополнительного образования детей от других видов образования






 

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика социально-педагогической деятельности позволяет в отличие от других видов образования объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы учащихся – одарённых, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки и т.д.

Это обстоятельство объективно предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей на базе школ.

Дополнительное образование призвано расширять как общий кругозор, так и практические навыки человека. Российское правительство осознает, что одних общеобразовательных школ для развития гармоничной личности недостаточно. Поэтому, вот уже на протяжении десяти с лишним лет вкладываются немалые средства для развития детских спортивных комплексов, студий юного творчества и т.п.

Одним общеобразовательным школам не под силу охватить все аспекты в развитии современного ребенка. Основное официальное образование закладывает немалый багаж знаний согласно школьной программе. Но ввиду ее объемности педагогам практически не хватает времени охватить и другие направления в формировании подрастающего поколения.

Дополнительное образование также очень ценно потому, что оно позволяет варьировать общее образование, стимулировать школьников к учебе и применять полученные в школе знания и навыки на практике. Но главная его роль заключается в том, что оно способствует развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему адаптироваться к обществу и полноценно организовывает время досуга. Дополнительное образование - это поиск школьником нестандартных, новых для него возможностей решения различных жизненных проблем и ситуаций (в том числе неопределенности), который позволяет выбрать свою будущую судьбу и мотивирует ребенка постоянно развивать свою личность.

Безусловно, базовое и дополнительное образование не должны быть разделены, потому что в этом случае они абсолютно неполноценны. Точно так же, как целостен и каждый ребенок, и образование должно быть комплексным и обеспечивающим разностороннее развитие школьника со всеми его огромными интересами и запросами. Как говорил А.С. Макаренко, для идеала необходимо, чтобы каждый элемент жизни ребенка был заполнен его образованием.

Дополнительное образование будет полноценно реализовать своей потенциал, если вся педагогическая система будет работать четко и слаженно. По этой причине педагогам, которые обучают детей в школе, и которые занимаются их дополнительных образованием, важно знать друг друга и понимать свои проблемы Для создания единого образовательного пространства и в каждой школе и в стране в целом необходима их взаимопомощь и совместная деятельность.

Педагоги, которые работают в основном и дополнительном образовании должны знать специфику, сложность и характерные черты работы друг друга. По этой причине им необходимо особенно хорошо понять моменты, которые помогут в дальнейшем разобраться, как совместить основное образование с дополнительным в современной школе. К тому же, в различных регионах нашей страны уже есть кое-какой опыт такой интеграции в образовании, который дает свои положительные результаты.

Специфика дополнительного образования в школе заключается в следующем:

· добровольное использование школьником своего свободного времени, чтобы реально развивать свои потенциальные способности;

· свобода в выборе вида деятельности, педагога и учебного плана;

· возможность в любой момент сменить направление деятельности, своего педагога или коллектив;

· творческий характер образовательного процесса, который осуществляется в дополнительном образовании;

· специфичные взаимоотношения школьника и его учителя, которые заключаются в сотрудничестве, сотворчестве и индивидуальном подходе к ученику;

· возможность получить до профессиональную подготовку.

Исходя из этих характерных черт дополнительного образования в рамках школы, специалисты выделяют следующие его функции:

1. Образовательная. Ребенок получает знания по выбранным дополнительным образовательным программам.

2. Воспитательная. Через приобщение школьников к культуре происходит их ненавязчивое воспитание, определяются нравственные ориентиры, формируется школьная культурная среда и расширяется культурный слой образовательного учреждения.

3. Креативная. Чтобы реализовывать все творческие интересы школьников на индивидуальном уровне, формируется гибкая система образования.

4. Компенсационная. Школьники осваивают новые виды деятельности, которые дополняют или даже углубляют основное образование, а также создают положительную атмосферу для освоения стандартов общего образования. Детям предоставляются какие-либо гарантии успешности в выбранных ими сферах творчества.

5. Рекреационная. Дополнительное образование организовывает содержательный досуг, чтобы восстанавливать психофизические силы школьников.

6. Профориентационная. Дополнительное образование формирует стабильный интерес к социально-значимым направлениям деятельности, помогает школьникам определиться со своими жизненными планами, в том числе с будущей профессией. Кроме того, школа стремится не только помочь ребенку осознать и развить свои интересы, но и определиться с выбором учреждения дополнительного образования, где он может еще больше развивать свои способности.

7. Интеграционная. Данная функция подразумевает создание единого пространства образования в школе.

8. Функция социализации. С помощью дополнительного образования ребенок осваивает необходимый социальный опыт, приобретает навыки развития качеств личности и социальных связей, которые необходимы в жизни.

9. Функция самореализации. Дополнительное образование помогает ребенку определиться в культурно и социально значимых видах деятельности, почувствовать свою успешность и саморазвиваться.

Все вышеперечисленные функции доказывают нам, что дополнительное образование обязательно должно включаться в любую образовательную систему. По этой причине отношения учителей базового и дополнительного образования должны быть не соперническими, а развиваться в тесном сотрудничестве.

Сейчас некоторая часть дополнительного образования является платной. Это объясняется тем, что и система образования, и конкретно дополнительное образование имеют крайне низкий уровень финансирования. В этой среде не хватает высококвалифицированных кадров, материально-технической базы.

С помощью предоставления услуг на платной основе, работники дополнительного образования могут переосмыслить и оценить свой потенциал, они анализируют собственные резервы, а также по-новому понимают свою роль в образовательной системе.

Кроме этого, платные услуги позволяют поддерживать конкуренция в данной сфере, укреплять материальное состояние учреждения дополнительного образования, а также повышать ответственность за итоги своей деятельности. Помимо этого, развиваются формы и способы обучения, содержание образования обновляется.

Для того же, чтобы вырастить разносторонне развитых людей, имеющих и хорошую интеллектуальную базу, и умеющих творчески мыслить, да к тому же физически здоровых, правительство делает ставку на дополнительное (внешкольное) образование, закладывая определенную статью в бюджете. И касается это не только системы образования. Вовлечены в формирование дополнительного обучения и другие структуры: система спорта и здорового образа жизни, система культуры и даже всевозможные общественные организации.

Учреждения дополнительного образования помимо всего прочего занимаются и воспитательным процессом, помогая подрастающему поколению адаптироваться во взрослой жизни, приучают к здоровому образу жизни и адекватной самореализации. Данные учреждения играют большую роль в профилактике безнадзорности подростков, заполняя досуг детей вне школы и дома, тем самым сокращая в стране всплески асоциального поведения молодежи.

Помимо всего прочего, дополнительное образование позволяет подрастающему поколению сделать правильный выбор своей будущей профессии, а также формирует ребенка как самобытную и самодостаточную личность, которая не «зацикливается» только на своих проблемах, а, подрастая, активно вовлекается в проблемы общества, в котором живет.

Поэтому так важно, чтобы в системе дополнительного образования работали грамотные и высококвалифицированные педагоги, способные стать не только помощниками семьи в воспитании гармоничной личности, но и настоящими наставниками, дающими путевку во взрослую жизнь.

И, несмотря на то, что в Российской Федерации развито не так уж много направлений дополнительного образования подрастающего поколения (эстетическое воспитание и техническое творчество, эколого-биологическое направление и краеведение, физкультура и спорт, а также детский туризм), тем не менее, за столько времени результаты их работы уже видны «на лицо». Все больше подрастает молодежи с осознанием своей гражданской позиции и основами политической культуры.

Именно благодаря внедрению дополнительного образования в России была решена проблема здоровой семьи, являющейся неотъемлемой составляющей общества в целом.

Значит, есть уверенность, что Российская Федерация идет по пути развития нравственно здорового общества. А все потому, что была сделана «правильная» ставка – на формирование подрастающего поколения.

Заключение

Таким образом основным отличием дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

 

Список литературы:

 

1. Блонский П.П. Педагогика: Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений/ П.П. Блонский; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010. - 288 с. –

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 512 с.

3. Сорокова Мария Геннадьевна. Система М.Монтессори: Теория и практика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2013. - 384 с.

4. Телеева Е.В., Залесова Н.В. Педагогические технологии. Учебное пособие. – Шадринск, 2012. – 90с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим. специальностям./ Иван Федорович, Харламов. - Изд. 4-е, переработанное и дополненое - М.: Гардарики, 2013. - 514 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал