Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Область применения программы
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Для студентов заочной
Формы обучения специальностей
Водоснабжение и водоотведение
(базовая подготовка)
Земельно-имущественные отношения
(базовая подготовка)
Челябинск, 2014 г.
Программа составлена
в соответствии с требованиями работодателей
| ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1
от
«05» 09 2014 г.
Председатель ПЦК
________ (Пашнина Т.Е.)
| УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по НМР
_______Крашакова Т.Ю.
«__»_________20___г.
|
Составитель: Лобанова Светлана Николаевна, преподаватель Южно-Уральского
государственного технического колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3. условия реализации учебной дисциплины
|
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫКИ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения программы
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС по специальности СПО 08.02.04(270813) Водоснабжение и водоотведение; 21.02.05.(120714) Земельно-имущественные отношения(базовая подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОГСЭ, вариативная часть, индекс ОГСЭ 05.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в различных речевых ситуациях;
-адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;
-владеть жанрами устной речи, необходимыми для свободного общения в процессе трудовой деятельности:
-уметь вести беседу,
-обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию,
-составлять тексты разных типов и стилей, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
-использовать навыки редактирования текста;
-передавать содержание текста в виде аннотаций, тезисов, конспектов, рефератов;
-составлять рецензии на статью, книгу и любой текст, связанный с профессиональной деятельностью.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-различия между языком и речью,
-функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-нормы русского литературного языка,
-специфику устной и письменной речи,
- правила продуцирования текстов разных жанров,
- правила речевого этикета.
1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение примерной программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 64 часа;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| | ЗИ, ВВ
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 72
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 8
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| -
| практические занятия
| 4
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 64
| в том числе:
|
|
Выполнение заданий контрольной работы
|
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1.
| Культура речи и языковая норма
| 27
|
| Тема 1.1. «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина, в основе которой языковая норма.
| Содержание учебного материала.
| 1
|
| «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина Современный русский язык, тенденции его развития, проблема его экологии. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Понятие нормы, коммуникативная целесообразность нормы.
Литературный язык и языковые нормы, их типы
| 1
| Практические занятия
| -
|
| Тема 1.2. Орфоэпические нормы
| Содержание учебного материала
| 1
| 1
|
| Орфоэпические нормы Понятия «орфоэпия», «акцентология». Варианты русского литературного произношения гласных и согласных звуков, заимствованных слов.
Акцентологическая норма. Разноместность и подвижность как свойства русского ударения. Вариативные нормы ударения.
| Тема 1.3.
Нормы русского правописания
| Содержание учебного материала
|
| 2
|
| Нормы правописания.
| Практические занятия: Орфографический и пунктуационный разбор текста.
| 2
| Тема 1.4.
Лексическая норма и основные коммуникатив-ные качества речи.
| Содержание учебного материала
|
1
| 1
| 1.
| Лексическая норма и основные коммуникативные качества речи. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Основные коммуникативные качества речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность.
| Тема 1.5. Грамматические нормы
| Содержание учебного материала
|
| 2
|
| Грамматические нормы(морфологическая, словообразовательная, синтаксическая).
| Практические занятия: Корректировка морфологических и синтаксических ошибок
| 2
| | Самостоятельная работа студента по разделу
Выполнение заданий контрольной работы. Изучение литературы по разделу.
Составление личного плана повышения уровня грамотности.
Работа с орфоэпическими словарями - составление личного орфоэпического словарика «Трудные случаи ударения и произношения».
Изучение по различным информационным источникам тем: «Орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте.Работа с орфографическими словарями – составление личного словаря «Мои ошибки».
Работа с толковыми и фразеологическими словарями. редактирование газетных статей, подбор из газет, журналов, устной речи примеров с речевыми ошибками, публицистическими штампами, клише.
Работа с различными информационными источниками, изучение понятий: «части речи», «морфология», «морфема», «словообразование», «синтаксис». Изучение тем: «Синтаксические единицы языка», «Стилистические возможности словообразования», «Морфологические нормы употребления форм различных частей речи»;. «Нормы употребления словосочетаний и предложений». Составление словаря международных словообразовательных элементов; подбор примеров с использованием профессиональных и научных словообразовательных элементов.
| 20
|
| Раздел 2.
| Функциональные стили современного русского языка
| 21
|
| Тема 2.1.
Понятие функциональ-ных стилей речи
| Содержание учебного материала
|
1
| 1
|
| Понятие стилей русского языка, функциональные стили и их взаимодействие.
Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
| Практические занятия:
| -
| | Самостоятельная работа студента по разделу.
Выполнение заданий контрольной работы. Изучение литературы по разделу, выполнение творческого заданиея - лингвистический анализ художественного текста.
Изучение по различным информационным источникам тем: «Официально-деловой стиль», «Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов», «Язык и стиль деловой беседы», «Официально – деловая письменная речь. Культура составления деловых писем», «Реклама в деловой речи».
Составление деловых писем; подбор из текстов примеров с разными типами связи в словосочетаниях, предложениях, свойственных деловому стилю речи.
Изучение по различным информационным источникам тем: «Научный стиль в его устной и письменной разновидности»,
Изучение понятий: жанры научной речи, научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме, аннотация, рецензия, конспект, реферат.
Работа над рефератом по выбранной теме.
Изучение по различным информационным источникам тем: «Общественно-публицистический стиль Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приемы и принципы построения.
Культура ораторской речи, Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения, Средства структурирования текста».
Подготовка публицистической речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией. составление отзыва (рецензии).
Изучение по различным информационным источникам тем: «Особенности разговорной речи. Разграничение разговорности и просторечия, Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия ее функционирования. Роль внеязыковых факторов».
Наблюдение над речью (своей, окружающих) с целью корректировки ошибок в употреблении речевых конструкций различных стилей речи.
| 20
|
| Раздел 3.
| Функционально-смысловые типы речи
| 11
|
| Тема 3.
Описание; языковые средства и специальные приемы
| Содержание учебного материала
| -
| 1
| 1.
| Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
| | Самостоятельная работа студента по разделу
Выполнение заданий контрольной работы
Изучение по различным информационным источникам понятий описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи. Подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы. Виды описаний: деловое (научно-популярное) и художественное. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний.
Изучение жанров повествований: рассказ, пересказ, сообщение (отчет и доклад). Языковые средства и специальные приемы жанров-повествований. Работа с различными информационными источниками- пересказ прочитанного художественного текста, составление отчета.
Изучение тем: «Понятие«рассуждения»; структура рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Взаимосвяэь рассуждения и других фунционально -смысловыхтипов речи». Подбор примеров аргументов различных видов из текстов рассуждений
| 11
|
| Раздел 4.
| Речевая деятельность и речевое взаимодействие.
| 13
| 1
| | Самостоятельная работа по разделу: изучение по различным источникам тем: «Виды речевой деятельности: слушание, говорение, писание и чтение.Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения в различных ситуациях служебного общения. Активное чтение. Жанр и композиция текста. Деловой спор. Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор.
Понятие речевого этикета. Способы передачи этикетной информации. Речевые клише для выражения приветствия, просьбы, благодарности, прощания. Культура выражения несогласия. Критика и комплимент. Речевое поведение в конфликтных ситуациях»
Выполнение домашней контрольной работы.
| 13
|
| Всего:
| 72
|
|
|