Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы диагностики состояния здоровья человека.




Наблюдения - это метод познания пед.явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. n включенное и невключенное (сам диагност включен в этот процесс), n непосредственное и опосредованное (когда между объектом и наблюдателем имеются прямые отношения), n открытое и скрытое (проводятся с ведома испытуемых), n непрерывное (лонгитюдное) и дискретное (ведется о начала до конца пед процесса), n монографическое и узкоспециальное (охватывает большое количество взаимосвязанных явлений или выборочно), n наблюдение-поиск (проводится с целью «пед.разведки» для обнаружения фактов, задающих корректировку темы изучения учащихся, на стадии диагн. эксперимента), n полевое и лабораторное (осуществляется в естественных для диагностируемых условий или искусственно заваемых ситуациях. Организационные этапы наблюдения: 1) выбор объекта наблюдения и установление контингента наблюдаемых лиц; 2) составление плана наблюдения, для чего определяются параметры наблюдаемых объектов, время и место наблюдения; 3) подготовка протокола наблюдения; 4) проведение наблюдения и ведения протокола; 5) оформление результатов наблюдения (группировка, классификация, подсчет полученных данных); 6) обобщение результатов наблюдения и формулирование выводов по ним. Контент – анализ эффективный метод психолого-педагогической диагностики, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Основные операции этого метода были разработаны в 20-30 –е годы 20 века американскими социологами Х.Лассуэлом и Б. Берельсоном в основном для изучения материалов средств массовой информации. Задача к.-а. состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности в продуктах письменного творчества. При этом производится перевод массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой. Опыт и эксперимент. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации м пр., целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для уч-ся или учителя. Опыт – основа поисковой исследовательской деятельности педагога-практика. Обобщение опыта становится научным методом в том случае, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения какой-либо проблемы). Диагностический эксперимент – это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы. По условиям проведения выделяются следующие виды экспериментов: естественный (полевой), лабораторный, мысленный. По целевым установкам: поисковый, констатирующий, формирующий или преобразующий, контрольный, сравнительный. По масштабу: глобальные, локальные, микроэксперименты. Основные фазы диагн. экс-та: 1 фаза - подготовительная (этапы – аналитический, моделирующий, проектировочный, организационный); 2 фаза – проведения (исполнительский, этап первичной обработки); 3 фаза – подведения итогов экс-та (теоретический, оформительский). Опрос – метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной и письменной) информации путем заочного или очного общения педагога с опрашиваемыми. - групповой и индивидуальный, - очный и заочный, - устный и письменный, - целенаправленный и свободный, - специализированный и массовый, - стандартизированный и нестандартизированный, - глубокие, - явные и скрытые, - сплошные и выборочные; - Беседа, - Интервью, - Анкетирование, - Социометрические методы; - Тест. Требования к диагностическим методам n Операционализация. Требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. О. предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой диагност, чтобы удостовериться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются. n Верификация. Требование, означающее, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на наличие методики экспериментальной диагностики описанного в нем явления. n Объективность. Требование, которое характеризуется корреляцией (совпадение или согласованностью) между результатами, полученными двумя оценивающими лицами. Необходимо, чтобы коэффициенты корреляции в этом случае были близки к единице (r=1). О. связана с чистотой измерения (испытания), она исключает субъективизм в оценке результатов диагностики в целом. n Стандартизация. Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения диагностического метода. С. в диагностике – это неизменность заданных вопросов и задач, точность соблюдения испытуемыми инструкции, а диагностами - способов вычисления и интерпретации результатов. n Надежность. Один из критериев качества результата в диагностике, относящийся к степени точности и устойчивости показателей диагностируемого признака. Имеет два значения: надежность методики как определённого инструмента и как относительная неизменность объекта диагностики. Существуют 3 основных приема оценки надежности диагностической методики. Прием ретеста, или повторной диагностики, позволяет обработать одни и те же задания, выполненные одними и теми же испытуемыми в разное время, и просчитать взаимосвязь результатов, выраженную в коэфициенте самокорреляции. Прием деления пополам – подборка однажды выполненных заданий делиться пополам, затем устанавливаются результаты каждого испытуемого по обоим полутестам и вычисляется коэффициент корреляции между полученными результатами. Прием параллельного теста – для измерения одних и тех же знаний конструируются два различных набора заданий, которые по своему содержанию напоминают близнецов; оба набора заданий предлагаются непосредственно друг за другом или при удобном случае. В тестовой методике учитывается 3 коэффициента надежности: стабильности, эквивалентности, внутреннего постоянства. n Валидность (адекватность). В. показывает, в какой мере диагностический метод измеряет то качество (свойст, о. характеристику), для оценки которого он предназначен. В. говорит о степени соответствия метода своему назначению. Понятие В. относится не только к методу или методике, но и к критерию оценки её качества, критерию валидности. n Точность. Точность методики отражает её способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. n Однозначность. Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с её помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы её валидности свойства. то методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом может оставаться валидной. n Репрезентивность. Р. это представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. Р. тестовых норм – соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам. которые могли бы быть получены на множестве испытуемых, для которых предназначена методика. Тематическая Р. – это мера представленности в наборе диагностических заданий той предметной области, на которую направлена методика т.е. области поведения в случае тестирования психологических свойств или области знания в случае пед.диагностики. n Диагностическая ценность. Д.Ц определяется путем проведения предварительного опыта с так называемой «нейтральной группой», результаты которого в дальнейшей диагностической работе не используются. Интерпретация материала. Теоретические методы. n Анализ (классификационный, структурный, функциональный, причинный); n Синтез; n Моделирование; n Индукция; n Дедукция; n Идеализация; n Мысленный эксперимент; n Сравнение; n Обобщение; n Ранжирование; n Классификация;

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал