Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании

ВНИМАНИЕ!

Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании

 

УДК 373: 3 ББК 60я72 Б24

 

Баранов, П.А.

 

П24 Обществознание: полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экза­мен).

 

ISBN 978-5-17-057401-8 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 978-5-271-22704-2 (ООО «Издательство Астрель»)

 

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура книги соответствует кодификатору элементов содер­жания по предмету, на основе которого составлены экзаменацион-ммо аадания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: ♦ Об­щество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма из­ложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к ж шмону Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каж дую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

 

Содержание

 

 

Предисловие.....................-................ 7

 

Раздел 1. ОБЩЕСТВО

Тема 1. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества................. 9

Тема 2. Общество и природа........................ 13

Тема 3. Общество и культура....................... 15

Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной,

политической и духовной сфер общества........ 16

Тема 5. Социальные институты..................... 18

Тема 6. Многовариантность общественного развития.

Типология обществ........................ 20

Тема 7. Понятие общественного прогресса............. 30

Тема 8. Процессы глобализации

и становление единого человечества........... 32

Тема 9. Глобальные проблемы человечества............ 34

 

Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Культура и духовная жизнь.................. 38

Тема 2. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая и элитарная;

молодежная субкультура.................... 42

Тема 3. Средства массовой информации............... 46

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления... 48

Тема 5. Наука................................... 52

Тема 6. Социальная и личностная

значимость образования..................... 55

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества.

Мировые религии.......................... 57

Тема 8. Мораль. Нравственная культура.............. 64

Тема 9. Тенденции духовной жизни

современной России........................ 71

 

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Человек как результат биологической

и социальной эволюции..................... 74

Тема 2. Бытие человека........................... 77

Тема 3. Потребности и интересы человека............. 78

 

 

 

 

Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы..... 80

Тема 5. Мышление и деятельность.................. 88

Тема 6. Цель и смысл жизни человека............... 91

Тема 7. Самореализация.......................... 93

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность.

Социализация индивида.................... 94

Тема 9. Внутренний мир человека.................. 97

Тема 10. Сознательное и бессознательное.............. 99

Тема 11. Самопознание............................ 102

Тема 12. Поведение............................... 104

Тема 13. Свобода и ответственность личности........... 106

 

Раздел 4. ПОЗНАНИЕ

Тема 1. Познание мира........................... 109

Тема 2. Формы познания: чувственное

и рациональное, истинное и ложное........... 110

Тема 3. Истина, ее критерии.

Относительность истины.................... 113

Тема 4. Виды человеческих знаний................. 115

Тема 5. Научное познание......................... 117

Тема 6. Социальные науки, их классификация......... 123

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание........... 125

 

Раздел 5. ПОЛИТИКА

Тема 1. Власть, ее происхождение и виды............. 131

Тема 2. Политическая система,

ее структура и функции.................... 137

Тема 3. Признаки, функции, формы государства....... 140

Тема 4. Государственный аппарат................... 149

Тема 5. Избирательные системы.................... 151

Тема 6. Политические партии и движения.

Становление многопартийности в России....... 156

Тема 7. Политическая идеология.................... 165

Тема 8. Политический режим.

Типы политических режимов................ 168

Тема 9. Местное самоуправление.................... 172

Тема 10. Политическая культура.................... 174

Тема 11. Гражданское общество..................... 178

Тема 12. Правовое государство...................... 183

Тема 13. Человек в политической жизни.

Политическое участие...................... 186

 

 

Раздел 6. ЭКОНОМИКА

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство...............195

Тема 2. Экономическая культура....................203

Тема 3. Экономическое содержание собственности......205

Тема 4. Экономические системы....................208

Тема 5. Многообразие рынков......................211

Тема 6. Измерители экономической деятельности......220

Тема 7. Экономический цикл и экономический рост.....223

Тема 8. Разделение труда и специализация..........,. 227

Тема 9. Обмен, торговля...........................229

Тема 10. Государственный бюджет...................230

Тема 11. Государственный долг......................233

Тема 12. Денежно-кредитная политика................235

Тема 13. Налоговая политика.......................249

Тема 14. Мировая экономика: внешняя торговля,

международная финансовая система...........253

Тема 15. Экономика потребителя....................260

Тема 16. Экономика производителя..................263

Тема 17. Рынок труда.............................269

Тема 18. Безработица..............................273

 

 

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 1. Социальное взаимодействие

и общественные отношения..................276

Тема 2. Социальные группы, их классификация........280

Тема 3. Социальный статус.........................285

Тема 4, Социальная роль..........................288

Тема 5. Неравенство и социальная стратификация......291

Тема 6. Социальная мобильность....................298

Тема 7. Социальные нормы.........................301

Тема 8. Отклоняющееся поведение,

его формы и проявления....................303

Тема 9. Социальный контроль......................306

Тема 10. Семья и брак как социальные институты.......309

Тема 11. Демографическая и семейная политика

в Российской Федерации....................314

Тема 12. Молодежь как социальная группа............, 317

Тема 13. Этнические общности.......................319

Тема 14. Межнациональные отношения................323

Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения... 333 Тема 16. Конституционные основы национальной политики

в Российской Федерации....................339

Тема 17. Социальные процессы в современной России.....342

 

 

Раздел 8. ПРАВО

Тема 1. Право в системе социальных норм............ 350

Тема 2. Система права: основные отрасли,

институты, отношения..................... 360

Тема 3. Источники права.......................... 363

Тема 4. Правовые акты........................... 364

Тема 5. Правоотношения.......................... 368

Тема 6. Правонарушения.......................... 371

Тема 7. Конституция Российской Федерации.......... 374

Тема 8. Публичное и частное право.................. 383

Тема 9. Юридическая ответственность и ее виды....... 384

Тема 10. Основные понятия и нормы государственного,

административного, гражданского, трудового

и уголовного права в Российской Федерации.... 389

Тема 11. Правовые основы брака и семьи.............. 422

Тема 12. Международные документы

по правам человека........................ 430

Тема 13. Система судебной защиты прав человека....... 433

Тема 14. Основы конституционного строя

Российской Федерации..................... 435

Тема 15. Федерация, ее субъекты.................... 439

Тема 16. Законодательная, исполнительная

и судебная власти в Российской Федерации..... 444

Тема 17. Институт президентства.................... 454

Тема 18. Правоохранительные органы................ 458

Тема 19. Международная защита прав человека

в условиях мирного и военного времени....... 463

Тема 20. Правовая культура........................ 468

Литература...................................^. 475

 

Предисловие

Справочник включает материал школьного курса «06-ществознание», который проверяется на едином государс­твенном экзамене. Структура книги соответствует Стан­дарту среднего (полного) образования по предмету, на ос­нове которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы кур­са: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальныеот­ношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую найравленность книги.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему понима­нию и запоминанию теоретического материала.

В процессе подготовки к экзамену по обществозна-нию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе кото­рых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представ­лены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обще-ствознанию, уровне их сложности, особенностях их вы­полнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

— распознавать признаки понятий, характерные чер­ты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальны­ми реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объ­ектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную ин­формацию, представленную в различных знаковых систе­мах (схема, таблица, диаграмма);

— распознавать понятия и их составляющие: соотно­сить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и общество­ведческими терминами, понятиями;

—применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из пред­ложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мне­ния, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— перечислять признаки какого-либо явления, объек­ты одного класса и т. п.;

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явле­ний, действий, ситуаций;

— применять социально-гуманитарные знания в про­цессе ^шения познавательных и практических задач, от­ражающих актуальные проблемы жизни человека и обще­ства;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определен­ной теме из оригинальных неадаптированных текстов (фи­лософских, научных, правовых, политических, публицис­тических);

— формулировать на основе приобретенных социаль­но-гуманитарных знаний собственные суждения и аргу­менты по определенным проблемам.

Это позволит преодолеть определенный психологичес­кий барьер перед экзаменом, связанный с незнанием боль­шинства экзаменуемых, как им следует оформить резуль­тат выполненного задания.

 

 

Раздел 1. Общество

Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме то­го, с огромной многозначительностью. Это обусловило нали­чие множества определений данного понятия.

Понятие ^общество* в широком смысле слова можно оп­ределить как обособившуюся от природы, но тесно с ней свя­занную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединениия людей.

Общество в узком смысле слова — это:

— круг людей, объединенных общностью цели, интере­сов, происхождения (например, общество нумизматов, дво­рянское собрание);

— отдельное конкретное общество, страна, государст­во, регион (например, современное российское общество, французское общество);

— исторический этап в развитии человечества (напри­мер, феодальное общество, капиталистическое общество);

— человечество в целом.

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существова­ния или бытия общества. Общество вырастает из самого жиз­ненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соеди­нять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредст­венного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно вы­полнять набор определенных функций:

— производство материальных благ и услуг;

— распределение продуктов труда (деятельности);

— регламентация и управление деятельностью и поведе­нием;

— воспроизводство и социализация человека;

— духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в про­цессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

 

 

Общественные отношения — многообразные формы взаимодей­ствия людей, а также связи, возникающие' между различными социальными группами (или внутри них)

     
Материальные отношения   Духовные (идеальные) отношения
Возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него   Формируются, предварительно «проходя через сознание» лю­дей, определяются их духовны­ми ценностями
Производственные отноше­ния; экологические отно­шения; отношения по дето-производству   Моральные отношения; полити­ческие отношения; правовые от­ношения; художественные отно­шения; философские отноше­ния; религиозные отношения

Общество характеризуется как динамическая самораз­вивающаяся система, т. е. такая система, которая способ­на, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущ­ность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодей­ствующих элементов. В свою очередь, элементом называет­ся некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за преде­лы отдельных элементов; структуру системы образует взаимо­связь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать сис­темами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объеди­ненные кооперативными, согласованными связями и процес­сами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспро­изведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистема­ми называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образу­ют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

 

 

Основные сферы общест­венной жизни Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономиче­ская Производство, распределе­ние, обмен и потребление ма­териальных благ и соответст­вующие отношения Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Социальная Отношения между классами, сословиями, нациями, про­фессиональными и возраст­ными группами; деятель­ность государства по обеспе­чению социальных гарантий Системы здраво­охранения, соци­ального обеспече­ния, коммуналь­ные службы и др.
Политиче­ская Отношения между граждан­ским обществом и государст­вом, между государством и политическими партиями Парламент, прави­тельство, партии, общественные ор­ганизации и др.
Духовная Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления Школы, вузы, те­атры, музеи, биб­лиотеки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека

I

• Материальные потребности

• Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности

• Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке

• Потребность в самореализации, са­моутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном со­вершенствовании

Основные сферы общественной жизни

' i

•• Экономическая *■ Социальная

*■ Политическая • Духовная

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-твор­ческая деятельность, расовые, этнические, национальные от­ношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно вы­деляются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающая­ся система характеризуется следующими специфическими чертами",

1. Оно отличается большим разнообразием различных со­циальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связа­ны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отноше­ний, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные свя­зи и отношения даны людям в их языке, различных поступ­ках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способ­ность своей активной совместной деятельностью создавать и вос­производить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный еди­ный организм, в котором тесно переплетены различные социаль­ные группы, самые разнообразные виды деятельности, обес­печивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, не­завершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, опреде­ляющих его развитие. Человек есть универсальный компо­нент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкно­вение соответствующих потребностей, интересов, целей, воз­действие таких социальных факторов, как общественное мне­ние, официальная идеология, политические установки и тра­диции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моде­лей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуп-

Al.

равляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Образец задания

___ Выберите правильный ответ. Какой из признаков ха­рактеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей Ответ: 4.

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

В широком смысле слова   Весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений

Природа

В узком смысле слова

Весь материальный мир, за исключе­нием общества, т. е. совокупность естественных условий существова­ния человеческого общества

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материаль­ных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельнос­ти людей часть природы неразрывно с ней связано.

 

 

 

Общество   Природа  
Действуют люди, ода­ренные сознанием и имеющие цели Действуют слепые, бессознательные силы  
Взаимосвязь  

Гармоничная

Конфликтная

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде­ние качественно нового материального единства, так как чело­веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух от­ношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с по­мощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и приро­дой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совер­шенствования орудий труда общество оказывало усиливаю­щееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Бдва появившись на свет, общество стало оказывать весь­ма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредст­вом снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя­ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи­тельности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за­ключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы

Исторический период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом -
Античность Природа — совершенный космос, противопо­ложный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют еди­ное целое
Средневековье Природа — результат творения Бога, нечто бо­лее низкое по сравнению с человеком, по­скольку только человек обладает Божествен­ным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отно­шение к природе, а вместе с тем и к греховно­му ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходи­мо обуздать, подчинить себе. Поскольку при­рода — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой

Окончание табл.

Исторический период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом
  Божественного разума, приоткрывает в про­цессе познания природы сокровенный замы­сел Бога
Возрождение Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. От­ход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истин­ному предназначению человека
Новое время Природа — объект экспериментирования че­ловека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи меж­ду человеком и природой
Современность Необходимость формирования нового миропо­нимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, от­крытый диалог человека и природы

Сб.

Образец задания

Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь при­роды и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, яв­ляется частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязне­ние воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудше­нию здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разно­образной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культу-

рами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Понятие «общество» Понятие «культура»
Имеет отношение к систе­ме взаимоотношений ин­дивидов, принадлежащих к общей культуре Имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их при­вычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят

Система взаимоотношений во многом складывается объ­ективно, под влиянием закономерностей общественного раз­вития. Поэтому они не являются непосредственным продук­том культуры, при всем том, что осознанная деятельность лю­дей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Образец задания

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе-

В5.

ние которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, за­частую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, пре­вращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это гово­рит о широте, многомерности содержания понятия «культура». Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       
       

Ответ: АББА.

Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная са­мостоятельность, они функционируют и развиваются по зако­нам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловлива­ют друг друга. Например, влияние политической сферы на

культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государ­ство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не те­ряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основ­ных сфер общественной жизни и выделении одной приоритет­ной является дискуссионным. Существуют сторонники опре­деляющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро эко­номических отношений, удовлетворяет самые насущные, пер­вичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве при­оритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют из­менения в сознании людей, переход к иным духовным ценнос­тям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов яв­ляется подход, приверженцы которого утверждают, что каж­дая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Образец задания

| ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

  УЧРЕЖДЕНИЯ   СФЕРЫ ЖИЗНИ
  (ОРГАНИЗАЦИИ)   ОБЩЕСТВА
А) парламент 1) социальная сфера
Б) система здравоохранения 2) политическая сфера
В) общественные организации    
Г) правительство    
Д) коммунальные службы    

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

Ответ: 21221.

Тема 5. Социальные институты

Социальный институт — это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечи­вающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл! очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ни-

ми складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Образец задания

I C5. I Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты обществаf? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие ин­формацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лю­дей, реализующих определенные функции, в обществе, глав­ная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политиче­ские, социальные институты, институты действующие в ду­ховной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Инс­титуты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения органи­зации общества ключевыми институтами являются: наследова­ние, власть, собственность, семья и др.

Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)

Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Виды

Виды

Прогрессив­ные

Регрессивные (реакционные)

Кратко­временные

Долговре­менные

(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие ре­формы Алек­сандра II)

(например, ре­формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — ♦ Контррефор­мы» Александ­ра III)

(напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

(например, неолитиче­ская револю­ция — 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция xvm-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типоло­гий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной ти­пологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах от­сутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управле­ния и несколько социальных слоев населения, расположен­ных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, комму­нистическое общество (в качестве критерия в данной типоло­гии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве кри­терия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

Окончание табл.

Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль-ное) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, контролируемое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания высту­пает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду

производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип над­стройки определяется характером базиса. Он же представ-

ляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та­ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно-исторических формаций:

I

Первичная (архаичная)

Вторичная (экономическая)

Перво­бытно­общинная

Рабо-

владель ческая

I—*---' Капита-

1феодаль- листи-ная ческая

Третичная

' Коммуни­стическая:

1) социализм;

2) комму­низм.

Формации

1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса

Сформиро­вались в со­ветском об-ществозна-нии

в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в ми­ровой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных куль­тур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько произ­водственным базисом, сколько специфическим для нее обра-

зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два под­хода.

Теория цивилизации

±

Стадиальный подход

Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация —

большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура

Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустов-ско-гамлетовское» Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Окончание табл.
Линии Западная Восточная
сравнения цивилизация цивилизация
6. Отношение Стремление к про- Стремление к воспроиз-
к прогрессу грессу, постоянное водству самих себя, под-
  изменение форм де- держанию традиционно-
  ятельности, исполь- го образа жизни.
  зование новаций. Развитие общества носит
  Развитие общества циклический характер
  носит постепенный,  
  поступательный ха-  
  рактер  

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать

Окончание табл.

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;
Окончание табл.
Линии Формационный Цивилизационный
сравнения подход подход
5. Недос- роль человеческого фак- — сводит к минимуму
татки тора, человеческую возможности исследова-
  деятельность; ния закономерностей ис-
  — недостаточное внима- торического развития
  ние уделяется своеобра- человеческого общества
  зию, уникальности, непо-  
  вторимости отдельных об-  
  ществ и народов  

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

1 В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

I Эволюция I Ответ: Революция.

Тема 7. Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

— Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

— Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

— Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

— Современные исследователи — положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному

Регресс (от лат. regressus — об­ратное движение) — это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет

Развитие человеческого разума

Совершенствование нравст­венности людей

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека

Прогресс науки и техники

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека — в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В2.

Образец задания

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; об­щественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «про­гресс». Ответ: Стагнация.

Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государ­ствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глуб­же осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и наро­дов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустри­ального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Ин­тернета, спутникового телевидения.

Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транс­национальных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; со­здание международных организаций в экономической и фи­нансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимо­зависимость экономик отдельных государств. Успех или кри­зис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть стано­вится бессильной перед глобальными процессами. Это подтал­кивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, напри­мер, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
• Стимулирующее влияние на эко­номику: — появление возможности созда­вать товары в тех регионах ми­ра, где их производство обойдет­ся дешевле; — возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для даль­нейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработ­ке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурно­го единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечествен­ного производства • Игнорирование эконо­мической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание опреде­ленного образа жизни, за­частую противоречащего традициям данного обще­ства • Оформление идеи сопер­ничества: наиболее мощ­ные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономи­чески слаборазвитых странах • Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

По вопросу о становлении единого человечества существу­ют следующие точки зрения:

— Единство человечества — только кажущееся. Люди го­ворят на тысячах языках, исповедуют разные религии, при­держиваются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с ин

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детские игрушки | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.074 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал