Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Модели и формы органов ученического самоуправления: теория и практика
Модель — некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков.
Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.
В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Что касается ученического самоуправления:
во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;
во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;
в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;
наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику.
Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления
При составлении авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
Раздел I. Требования к качеству разработки модели
Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.
Научная обоснованность:
- наличие четкой цели создания и функционирования модели;
- раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью;
- педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления;
- опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа;
- учет современных педагогических достижений и передового опыта.
|
Четкость структуры:
- наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования;
- взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев;
- выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса;
- взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.
| Технологичность модели:
- разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления;
- воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения;
- предсказуемость результатов ее функционирования;
- возможность измерить результаты функционирования модели.
| Обеспечение функционирования модели:
- наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление;
- наличие методических разработок и материалов для школьного актива;
- наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки;
- наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения;
- наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).
| Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности:
- наличие системообразующей деятельности;
- разнообразие деятельности органов самоуправления;
- соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.
| Качество нормативно-регламентирующей базы:
- наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения;
- наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление.
|
Учет условий данного образовательного учреждения:
-учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально-психологического климата в коллективе;
- учет особенностей контингента обучающихся;
- учет типа общеобразовательного учреждения;
- учет воспитательного потенциала педагогического коллектива;
- учет воспитательного потенциала родительской общественности;
- учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.
| Положительное отношение к данной модели:
- отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники);
- отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий;
- отношение органов управления образованием разного уровня;
- отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.
| Творческий вклад авторского коллектива:
- особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления;
- уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.
|
Раздел II. Структура модели
Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.
Блок целеполагания:
Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
|
Позиционный блок:
Общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.
| Нормативный блок:
Дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.
| Содержательный блок:
Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
| Технологический блок:
Раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.
| Организационный блок:
Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
|
Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей
Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Соответствие нормативной базе
| Соответствие содержания целям и задачам
|
Соответствие содержания деятельности и технологий, которые используются в процессе этой деятельности.
|
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели
Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:
Качество самой модели,
ее соответствие внутренним потребностям коллектива
|
Стиль педагогического управления
| Постоянное обучение и самообучение актива
| Совершенствование нормативной базы
|
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели
Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:
Степень достижения поставленной цели
| Характер изменений отношения к данной модели
| Взаимодействие с внутренними процессами и социумом
| Характер внутренних процессов
| Накопление детьми социального опыта
|
Раздел VI. Перспективы развития модели
Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.
Эффективное функционирование модели
|
В случае моделирования школьного ученического самоуправления важно и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий.
Наглядно представить соотношение видов деятельности позволяет дополнительный прием — графическое описание — визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.
Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:
1. Модель всегда индивидуальна.
Исходной позицией создания модели ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели.
|
2. Модель — это объект, которого нет в действительности.
Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения
|
3. Модель носит прогностичный характер.
Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности.
|
4. Модели носят объяснительный характер.
- Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой ученического самоуправления.
- Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей.
- Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.
|
5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования.
Проектирование — акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать.
|
6. Модель является инструментом для конструирования будущего.
Возможность конструирования будущего
| Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного — связи между процессом ученического самоуправления и организацией учебного заведения.
|
Существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:
|