Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иоанн Кронштадтский






НЕИЗДАННЫЙ ДНЕВНИК *

Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника. К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хороню разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки - о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами - остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования.

Привожу здесь то, что успел выписать из трех тетрадей его дневника за 1904 - 1907 годы.

На первой странице отец Иоанн делает такой заголовок: " Некоторые заметки о богослужении Православной Церкви на память мне самому и дорогой братии моей - отцам иереям и диаконам, отчасти псаломщикам, 12 мая 1907 года". Написано неразборчиво и ниже стоит такая приписка: " Едва разобрал слово " отчасти" (читал " о печати"). Как я скверно, неразборчиво, слитно, некорректно пишу, безобразие. 6 июля 1907 г, " (Пример самоукорения. - Прим. авт.)

* Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М. 1992. Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса.

 

***

Вся сила в о. Иоанне Кронштадтском заключалась в его истинной, живой, деятельной вере во Христа Спасителя и Его учение, в полном проникновении этим учением, ставшим его родною и вечною стихией, истинным ведением, по слову Апостола, а не простым и холодным только знанием. В деле веры мы только еще к ней приближаемся, мы только желаем веровать, но нас борет масса сомнений: так ли это? - вдруг промелькнет в голове. От такого нашего состояния веры, - она не согревает и не наполняет наше сердце, она не занимает всецело наш ум, - вера скользит у нас и вот-вот готова оставить нас. Не то было у о. Иоанна. Он верил вне всяких сомнений, он, можно сказать, укрепился в вере; он говорил и думал об относящемся к вере не как переданном, а как бы самолично все испытанном и виденом. Когда говорил он о чем-либо духовном, то чувствовалось, что говорит как бы очевидец.

Вот пример его веры. Когда, однажды, он был в Чудовом монастыре, и мы показали ему св. Евангелие, писанное рукою святителя Алексия, то у него и в мыслях, кажется, не было спросить, по каким историческим данным оно относится ко времени св. Алексия, а сейчас же он припал к словам сего Евангелия и со слезами лобызал его, говоря: " Это ты, угодник Божий, писал, это твой почерк! Как я счастлив твою руку созерцать, твое писание лобызать".

Служил ли о. Иоанн, он весь входил в созерцание Господа, он видел Его как бы предстоящим и действующим. О. Иоанн так был укреплен в вере, что он весь был проникнут духовным созерцанием и со апостолом мог сказать: не я уже живу, а живет во мне Христос (Гал. 2, 20). От веры о. Иоанна исходили и все его благодатные дарования: дар молитвы, дар чудотворений, прозорливости, постоянного духовного бодрствования, ибо непреложно слово Господа: аще имате веру, и не усумнитеся... Горе сей речете: двигнися и верзися в море, будет (Мф. 21, 21).

Каким же путем достиг о. Иоанн такого необычайного дара веры? Путем постоянного бодрствования над собою, путем внимательной к себе жизни. Вот примеры этого внимания. Все, что в течение дня он переживал: проявление ли страстных чувств, движение ли дурных помыслов или же благодатные озарения, - всему этому он ежедневно подводил итог, плодом чего и был его дневник. Правда, здесь мы больше читаем духовные размышления, но это только часть его дневника, - другая же, где он себя укоряет, где часто указываются личности, на которых он гневался и по отношению к которым у него являлись те или другие дурные чувства, эта часть дневника не напечатана.

Имея такую внутреннюю внимательность к себе, о. Иоанн старался сознательно относиться ко всему, что касалось религии, церковной службы. Возьмется ли он читать канон, он уже читает его так, чтобы все понять, все пережить, ничего не пропустить из внимания; от этого и выходило, что когда он, бывало, читает, то или выкрикивает, или по несколько раз повторяет одно и тоже слово, или ворочается назад за несколько строчек, - все это оттого, что он желал из прочитанного ничего не пропустить, а все понять, все пережить. От такой внимательности церковные книги и правильники, по которым он читал, оказывались с многими пометками на полях и с подчеркнутыми местами. Вот, например, подчеркнуто выражение: " окаянную мою душу соблюди", а на полях написано: " Действительно, как я окаянен! " И такую внимательную жизнь он проходил не год и два, а более полувека и достиг того, что он весь был в Боге.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал