Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






по делу N 33-1618/2015

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу N 33-1618/2015

 

Судья Кайгородова О.Ю.

 

Судебная коллегия по гражданским делам < адрес> вого суда в составе:

Председательствующего Кузнецовой С.В.

судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда < адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску У.Г. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия

 

установила:

 

У.Г. обратилась в суд к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Просила признать незаконным отказ ответчика во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением; возложить на ответчика обязанность включить У.Г. с ДД.ММ.ГГ в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование указанных требований указала, что в 2000 году умерла мама, У.Т. В 2003 году была помещена в учреждение общественного воспитания и за ней было сохранено право пользования квартирой, находящейся по адресу: < адрес>, общ. пл. 70, 9 кв. м, жил. пл. 55, 2 кв. м. В 2008 году умер отец У.А.

Поскольку в указанной квартире проживает 9 человек, она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец получил отказ, по причине достижения У.Г. возраста 23 лет. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку ранее неоднократно обращалась с подобной просьбой, но ей было отказано по причине того, что она обеспечена жилым помещением. То обстоятельство, что по указанному выше адресу нет возможности для проживания, о чем свидетельствуют соответствующие акты, а норма жилой площади меньше установленной законом, является основанием для включения ее в списки с 17.04.2013.

Решением Центрального районного суда < адрес> от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:

Признать незаконным отказ Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству У.Г. во включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить У.Г. в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГ года.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в исковых требования У.Г. в полном объеме, указывая, что в соответствии с действующим законодательством о социальной поддержке детей-сирот указанные отношения носят заявительный характер, право на обеспечение жилым помещением возникает у гражданина с момента внесения его в соответствующий список детей-сирот для обеспечения жильем, и сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет при условии включения их в список до достижения указанного возраста. После достижения возраста 23 лет указанные граждане не относятся ни к одной из названных в законе категорий лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, истец до достижения 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, в связи с чем, утратил право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц. Поскольку истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список после достижения возраста 23 лет, то отказ управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является законным.

Кроме того, судом не учтено, что У.Г. не состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку за ней было закреплено жилое помещение в < адрес>, расположенное по адресу: < адрес>. Вопрос о снятии закрепления до достижения 23-летнего возраста разрешен не был. Доказательств того, что истец обращался в уполномоченный орган для постановки на учет по улучшению жилищных условий в качестве сироты до достижения 23 лет не представлено.

Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что определенный законодателем срок реализации указанной категории граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года. Указанный возраст является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению. К тому же каких-либо доказательств уважительности пропуска срока истцом не представлено. Кроме того, по аналогичным делам есть решения судов, вступившие в законную силу, об отказе в исковых требованиях.

В суде апелляционной инстанции истец У.Г. и представитель истца К. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав истца и его представителя, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом установлено, У.Г. ДД.ММ.ГГ года рождения, до достижения 18-летнего возраста была помещена в учреждение общественного воспитания, поскольку мать истца умерла, отец находился в местах лишения свободы. В 2008 году умер отец.

Постановлением администрации < адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** за У.Г. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: < адрес>.

ДД.ММ.ГГ У.Г. обратилась в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставив необходимые документы.

В ответе от ДД.ММ.ГГ истцу, со ссылкой на ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сообщено об отказе во включении в указанный список, поскольку на момент заявления возраст превышал 23 года.

При повторной обращении к ответчику с заявлением о включении в вышеуказанный список на получение жилья, истцу также отказано.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано по уважительным причинам.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона в редакции от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 пункта 1 статьи 8 названного Закона).

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона). В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 17.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ 3 136-ФЗ " О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17.1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.

В силу ранее действовавшей редакции ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ранее действовавшим законодательством жилые помещения предоставлялись только детям, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.

С ДД.ММ.ГГ такое условие исключено из закона, в качестве основания предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда законодатель предусмотрел, невозможность проживания в жилом помещении.

Таким образом, к уважительным причинам, по которым истец до достижения 23-летнего возраста не реализовал право на получение жилья, относится и то обстоятельство, что изменения в закон были внесены после того, как У.Г. исполнилось 23 года (13.02.2012).

Доводам ответчика о наличии закрепленного за истцом жилья судом дана надлежащая правовая оценка.

Как следует из постановления администрации < адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** за У.Г. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: < адрес>.

Согласно ответу администрации < адрес> (отдел по охране прав детства) по запросу суда, У.Г. с заявлением об отмене закрепленного жилого помещения в целях обращения в Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края для включения ее в список нуждающихся в предоставлении жилыми помещениями обратилась 03.04.2013.

Постановлением от ДД.ММ.ГГ *** было утверждено заключение о невозможности проживания У.Г. ДД.ММ.ГГ года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: < адрес>. общ. пл. 70, 9 кв. м, где зарегистрирована У.Г. и 9 членов семьи.

Согласно данному заключению, общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, составляет 7, 9 кв. м, что является менее учетной нормы площади жилого помещения - 12 кв. м общей площади, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения жилого помещения в городе Барнауле.

Факт проживания в данном жилом помещении 10 человек был установлен актом обследования сохранности жилья, закрепленного за воспитанниками учреждений общественного воспитания от 02.02.2005, утвержденного председателем комитета по образованию администрации < адрес> (л.д. 71).

Информация о наличии в собственности У.Г. жилых помещений в Управлении Росреестра по Алтайскому краю и филиале ФГУП " Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю отсутствует.

В силу ст. 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ 3 136-ФЗ " О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края" на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность осуществлять учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 149-ЗС " О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека. (п. п." ж" п. 1 ст. 1 Закона).

С учетом изложенного, оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация < адрес>, закрепляя в 2003 году за несовершеннолетней У.Г. жилое помещение по адресу < адрес>, общей площадью 70.9 кв. м, не приняла во внимание то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, за которыми закреплено данное жилое помещение, была менее учетной нормы площади жилого помещения. Таким образом, орган опеки и попечительства должен был принять меры по признанию невозможности проживания лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении и поставке его на учет, поскольку именно на него, в силу закона, возложена обязанность по контролю за реализацией прав данной категории граждан.

Между тем, до достижения 23 лет право пользования указанным выше жилым помещением за истцом было сохранено, данное обстоятельство также объективно лишало его возможности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что по независящим от истца обстоятельствам У.Г. была лишена права воспользоваться гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ до достижения возраста 23 лет, суд пришел к правомерному выводу о сохранение за ним права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном указанным законом.

Вопреки доводам жалобы определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях до 23-летнего возраста без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Доводы жалобы о том, что по аналогичным делам, есть решения судов, вступивших в законную силу об отказе в исковых требованиях, являются несостоятельными, поскольку по каждому делу решение принимается с учетом конкретного дела, с иным составом лиц, участвующих в деле и по иным фактическим обстоятельствам.

Поскольку судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены и применены нормы материального права, регулирующие отношения сторон, выводы суда мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах и подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности, а доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Центрального районного суда < адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Очаговость грибковых заболеваний по ДДУ | Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал