Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система основных понятий

(При изложении не должна теряться.Расширять можно, ссужать нельзя.)

С СТАТУС- основное понятие, указывающее на МЕСТОв социальной структуре общества (группы) (Совокупность ролей) Дает статическоеизображение предмета социологии. Статическая сторона описывается социальной структурой общества. Р РОЛЬ- основное понятие, указывает на способ ПОВЕДЕНИЯв социальной структуре общества. (Совокупность прав и обязанностей) Даетдинамическоеизображение предмета социологии, которая описывается социальной системой. Определение роли: модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами.
с-1 Социальная структура общества- совокупность незаполненных статусов (пустых, т.е. незаполненных людьми.) Примечание ЛАС: Структура, с позиции философа, это способ связи элементов в системе. Точнее была бы категория - состав, а не структура. С другой стороны, статус как роль ближе к понятию структуры, так как роль обеспечивает отношение связи между статусами. Роль это действие, приводящее изменениям в рамках существующих статусов. (Закон функционирования) Р-1 Права и обязанности определяются социальными нормами.
С-2 Если заполним статусы людьми, то получим социальные группылюдей. р-2 Социальные нормы(закон, обычай, традиция)- предписания, что необходимо делать.
С-3 Социальный состав населения- это совокупность социальных групп. Р-3 Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие, регулярно повторяющийся процесс.
С-4 . Связь статусов, ролей, социального контроля и институтов. Статусы, роли, социальный контроль формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмом такого удовлетворения выступают социальные институты. Р-4 Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Социальные отношения-отношения взаимосвязи между статусами. (Менее фундаментальные отношения между статусами - межличностные отношения.)    
С-5 Потребности физиологические, социальные, духовные. Важнейшие у всех людей одинаковы. А второстепенные различны. Важнейшие, универсальные потребности характеризуют общество в целом. Данные потребности и реализуются социальными институтами Р-5 Социальные функцииобеспечивают взаимосвязь статусов. (Статус учителя относителен статуса ученика, а не родителя, к примеру. Поэтому и обеспечивается не связь, а взаимосвязь. Между учителем и учеником возникают определенные отношения.) Свойства вещи проявляются через отношения меду вещами. Так и социальные функции проявляются через социальные отношения
С-6 Социальные институты- учреждения, призванные удовлетворить фундаментальные потребности общества. . Р-6 Поведение. (ЛАС. Из логики понятие “ Формальное поведение “) Из первого (роли) ясно, что социальная рольуказывает на поведениечеловека, которое определяется уровнем культуры(у животного инстинктом). Уровень культуры зависит от качества социализации
С-7 Фундаментальные (основные) институты- семья, производство, религия, образование, государство. Р-7 Социализация- процесс освоения социальных ролей.
С-8 Основные институты состоят из множества неосновных-социальных практик.Например в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, полиция, прокуратура и т.д. Р-8 Социально зрелая личность - результат социализации.
С-9 Социальная стратификация- совокупность больших социальных групп. Расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Статусы расположены вертикально, а не горизонтально. Только на вертикальной оси статусы могут соединяться в новые группы- страты, классы, сословия, которые отличаются по признаку неравенства Р-9 Культура- предмет социализации. (Если понимать культуру как опыт прошлого, который должна освоить молодежь. ЛАС) Преемственность культуры достигается через социализацию. Культурав социологии понимается как совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.  
С-10 Страты- социальные слои. Р-10 Социализация проходит под социальным контролем (общественное мнение, цензура итд.) Социальный контроль-механизм регуляции поведенияиндивидов и групп, включающий социальные нормы и санкции.
С-11 .Социальное неравенство Р-11 Санкции- меры вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний (социальных норм).
С-12 Конкретизация общей модели стратификации: · шкала доходов (рубли. доллары · шкала образования (лет обучения) · шкала власти(число подчиненных) · шкала профессионального престижа(в баллах экспертов) Р-12 Девиантное поведение- отклонение от социальных норм или их нарушение.
С-13   Р-13 Социальная система- все то, движется работает действует. Социальная система включает в себя совокупность социальных институтов и организаций, а также социальные взаимодействия и роли.  
С-14   Р-14 Социальная мобильность- переход из одной страты в другую. Вертикальная социальная мобильность- переход в неравную страту. Горизонтальная социальная мобильность- переход в равную страту.

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Софора японская | ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Понятие социального обслуживания .. .. .5

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал