Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство Российской Федерации в области образования






Понятия:

Под образованием в настоящем Законе об образовании в РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.

В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

 

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

 

Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня.

Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;

2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;

3. имеет официальный характер;

4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

o наименование акта (например, закон, постановление, приказ);

o наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);

o дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;

6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;

7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;

8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;

9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

 

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей

Виды подзаконных актов:

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

o Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе " Готов к труду и обороне" (ГТО);

o Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека.

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Законом «Об образовании в РФ» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений, организаций, объединений. Но это не означает какого-либо ограничения индивидуального участия работников образования в этих движениях, организациях и объединениях.

 

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образовательное право — система юридических норм, регулирующих правоотношения участников образовательного процесса.

Источниками российского образовательного права являются:

o признанные Россией международные документы образовательного права,

o Конституция РФ,

o Федеральный Закон «Об образовании»,

o другие федеральные законы, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, принятые в соответствии с Законом об образовании и не противоречащие федеральным законам и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации.

Конституция РФ не только провозглашает право каждого человека на образование (ч. 1 ст. 43), но также закрепляет гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона «Об образовании в РФ».

В силу конституционных гарантий равенства прав граждан РФ (п. 2 ст. 6, п. 2.ст.19 Конституции РФ) и государственных гарантий прав граждан РФ в области образования (Закон «Об образовании в РФ») образовательно-правовой статус всех российских граждан должен основываться на единых принципах, выводимых на основании Конституции РФ, международных правовых актов, российского образовательного законодательства и соответствующих основным принципам государственной политики РФ в области образования:

o 1) равенство всех граждан в получении образования;

o 2) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

o 3) обязательность получения всеми детьми и подростками основного общего образования;

o 4) свобода выбора языка обучения;

o 5) свобода и плюрализм в образовании, свобода выбора образовательных учреждений и форм получения образования;

o 6) бесплатность основных видов образования;

o 7) материальная поддержка обучающихся и воспитанников со стороны государства.

Помимо перечисленных основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру российской системы образования в целом:

o 1) единство федерального культурного и образовательного пространства;

o 2) защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

o 3) демократический государственно-общественный характер управления образованием;

o 4) широкая автономия образовательных учреждений, наличие академических свобод;

o 5) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

o 6) научный характер образования, его постоянное развитие и совершенствование;

o 7) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

o 8) совместное обучение лиц мужского и женского пола.

o Определение таких принципов имеет важное общетеоретическое и практическое значение.

Российским законодательством предусматриваются следующие государственные гарантии прав граждан в области образования:

— возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости;

— ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, здоровья и судимости могут быть установлены только законом;

— создание государством системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования;

— общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бес платность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

— возмещение государством затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в размерах государственных нормативов;

— частичные или полные расходы государства на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи в период по лучения ими образования;

— создание условий гражданам с отклонениями в развитии для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

— содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

В широком смысле под термином «гарантии» понимается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от различных нарушений.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.

Что касается права человека и гражданина на образование, то оно обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Установление федеральным законодательством минимальных гарантий прав человека и гражданина в области образования следует рассматривать в качестве необходимых условий для обеспечения права на образование.

Можно выделить две самостоятельные группы гарантий реализации права на образование:

o гарантии реализации права на образование, а именно гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами – гарантии-условия реализации права. Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закрепленных норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм;

o гарантии качества образования, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности – это гарантии-средства охраны права.

Государственная политика России в области образования основывается на следующих принципах:

— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного Развития личности;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружаю щей природе;

— единство федерального культурного и образовательного пространства, вместе с тем защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;

— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Вопросы языковой политики государства в области образования регулируются в соответствии с Законом РФ «О языках народов РФ». В соответствии с этим законом и последующими федеральными нормативными актами граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке и на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или его уставом. Но в любом случае во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик в рамках федеральных законов о языках и образовании российских граждан.

Для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности, государство оказывает содействие в подготовке соответствующих специалистов. В соответствии с международными договорами Российская Федерация оказывает также содействие представителям народов РФ, проживающим вне ее территории, в получении ими основного образования на родном языке.

В целях обеспечения единства содержания и уровня образования в многочисленных образовательных учреждениях страны в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты.

Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

Субъекты РФ, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.

Однако в системе образования можно выделить следующие проблемы:

во-первых, хроническое недофинансирование системы образования,

во-вторых, комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества.

Например, в п. 3 ст. 8 федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. Одним из недостатков этого положения является то, что муниципальные образовательные учреждения получают финансирование только из бюджета и не допускает привлечение средств от частных лиц.

Реализация права на образование в Российской Федерации сопряжено с рядом трудностей препятствующих обеспечению этого права в полном объеме: недофинансирование образования, качество образования; отсутствие дополнительных льгот для отдельных категорий граждан в целях доступности образования - детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы и др. В этой связи предлагается ежегодно определять на федеральном уровне и субъектов РФ фиксированный процент от бюджета на развитие образования и меры по обеспечению доступности образования для вышеуказанных категорий граждан.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права выступают частью правовой системы нашей страны. В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регио­нального характера, а также международные договоры и соглашения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональ­ное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимо­сти и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязатель ным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профес­сионально-техническое образование, а также высшего образова­ния с учетом способностей каждого. Устанавливаются права ро­дителей и иных законных представителей выбирать школы для своих детей, причем, в том числе и негосударственные, которые должны отвечать минимуму требований для образования, установленному государством.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено: на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в сво­бодном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев, неполноценных в умственном или физическом отношении детей, детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в которую входит более 180 государств-членов. Ее задачи — содействовать укреплению мира и безопасности путем развития междуна­родного сотрудничества в области просвещения, науки и культу­ры, использования средств массовой информации и т.д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области по­литики, планирования и управления образованием, подготовки кадров в области образования, а также в области научного, технического и профессионального образования.

В 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т.д. В частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает государства, являющиеся ее сторонами, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей в области образования. Государства должны сделать начальное образование обязательным и бесплатным, среднее образование в различных его формах — всеобщим достоянием, обеспечив его общедоступность, высшее образование — доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения, что особенно важно на современном этапе развития цивилизации.

В последние годы приоритет в деятельности ЮНЕСКО отдается школьному образованию. Программы ЮНЕСКО представляют значительную ценность для многих стран, в том числе для России. И 1999 г. государства — члены ЮНЕСКО и Правительство РФ под­писали Соглашение об условиях выполнения проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО. В Москве на основании специального соглашения был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия пред­усматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование гово­рится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников ин­теллектуальной деятельности любой страны.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г., вступившая в силу для Российской Федерации 17 сентября 1999 г., устанавливает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одной из стран — членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. Российская Федерация ратифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г., которая для Российской Федерации вступила в силу 17 сентября 1999 г. Государства, которые являются сторонами Конвенции, при­знают любой период обучения, в течение которого студент, изучающий современные языки, проходил курс в университете другой страны — члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны.

Наиболее интересным и актуальным в сегодняшних условиях для нашей страны международно-правовым документом в области образования является Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация ), подписанная 19 июня 1999 г. министрами образования европейских стран. Она предусматривает необходимость координации политики в целях достижения в пределах первой декады третьего тысяче­летия следующих результатов:

1) принятия системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

2) формирование многоуровневой системы высшего образования (преимущественно двухступенчатой — бакалавриат и магистратура);

3) внедрение системы зачетных баллов (кредитных единиц);

4) развитие академической мобильности для студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала;

5) создания эффективной системы контроля качества высшего образования.

В подписанной государствами — участниками СНГ Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливаются обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. В рамках Содружества был разработан ряд модельных законов СНГ в области образования, которые должны приниматься за основу при формировании национальных образовательных законодательств государств-участников. Модельные законы принимаются Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 4 декабря 2004 г. были приня­ты три модельных закона СНГ в образовательной сфере — «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании» и «О статусе учителя».

Модельный закон от 7 декабря 2002 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» содержит дополнительные гарантии реализации права на образование лиц из числа соответствующих социальных категорий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал