Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Словарь основных терминов по курсу
Адаптационная региональная политика — политика, ориентированная на имеющиеся возможности регионов и рыночные механизмы активизации бизнес-процессов (по мнению сторонников этой позиции, поддержка проблемных регионов снижает эффективность национальной экономики). Административно-территориальное деление — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Аналитические социально-экономические показатели — социально-экономические показатели, дополнительно привлекаемые при оценке эффективности интеграционных процессов для детализации, а также для характеристики специфических черт того или иного субъекта Федерации и расчета оценочных (см. ниже) показателей. Базовые отрасли экономики — отрасли реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство), а также инфраструктурные и жизнеобеспечивающие отрасли (транспорт и связь, энергетика, розничная торговля). Государство — основной институт политической, экономической, социальной и оборонной системы, занимающий часть принадлежащей ему земной поверхности для проживания на ней населения и проведения им трудовой и других видов деятельности. Основными признаками современного демократического государства являются: 1. наличие территории, признанной мировым сообществом; 2. наличие совокупности общенациональных учреждений, предназначенных для осуществления политической власти, а также для проведения на всей территории государства единой социально ориентированной политики в экономической, денежно-кредитной, финансово-банковской, налоговой, внешнеэкономической, демографической сферах; наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти в условиях рыночной экономики, а также осуществляющих взаимодействие с другими государствами, воплощаемое в геополитической и геоэкономической стратегии, отвечающей национальным интересам государства; 3. наличие демократических институтов, свободы слова и оптимальное сочетание государственной, частной и смешанной форм собственности на землю, недра и капитал; наличие политической и экономической независимости, а также соответствующих государственных, общественно-политических и оборонных организаций, обеспечивающих незыблемость территориального пространства государства и его политическую и экономическую независимость. Государственно-территориальное деление страны - [в федеративном государстве] процесс конституционного закрепления части территории государства за определенным субъектом Федерации, осуществляемый в большей степени либо в процессе образования нового государства, либо при его переустройстве, вызванном серьезными и жизненно важными геополитическими и геоэкономическими внешними и внутренними факторами. Государственно-территориальное образование - единица государственно-территориального деления страны. Государственно-территориальное пространство федеративного государства - совокупность равноправных субъектов Федерации, соединяемых общими интересами, которые в общем плане включают права человека, безопасность, свободу волеизъявления, экономическую свободу и др. Единое экономическое пространство страны — территория, на которой все хозяйствующие субъекты вне зависимости от форм собственности (государственная, смешанная, частная, иностранная) работают по единым законам и правилам, действующим на территории РФ и отвечающим как национальным интересам страны в целом, так и интересам ее населения. На едином экономическом пространстве страны верховенство принадлежит законам и нормативным актам федеральной власти, в связи с чем все положения законодательных и нормативных актов региональной власти не должны противоречить соответствующим актам федерального уровня. На едином экономическом пространстве страны нормативно-законодательные акты региональной власти не должны создавать искусственные барьеры для товарных потоков и финансово-хозяйственной деятельности отечественных товаропроизводителей, находящихся в других регионах страны. На едином экономическом пространстве страны при формировании государственного заказа федерального, регионального или местного уровня к участию в конкурсах в обязательном порядке допускаются все хозяйствующие субъекты, обладающие необходимым финансовым, технологическим и кадровым потенциалом и желающие принять участие в конкурсе на выполнение государственного заказа. Интеграция субъектов Федерации — процесс создания условий для более тесного управленческого, экономического, социокультурного взаимодействия регионов. Интеграция может осуществляться в различных формах — от договоров между интегрируемыми субъектами Федерации по реализации отдельных инвестиционных и других проектов до полного их объединения. Инфраструктура — совокупность отраслей экономики, от функционирования которой зависит уровень активной производственной деятельности в стране. К ним относятся транспорт, связь, энергетика, ирригация, а также образование, здравоохранение, общественные службы, связанные с обеспечением закона и правопорядка. Инфраструктура — фундамент и каркас современной экономики. В отечественной экономической литературе инфраструктуру рассматривают как комплекс отраслей общего пользования, создающих необходимые условия для функционирования как производственных предприятий, так и объектов самой инфраструктуры. К ним относят: различные виды транспорта (железнодорожный, трубопроводный, водный, автомобильный, воздушный, космический) и транспортного строительства (автодороги, аэродромы, пристани, порты); энергетику; системы связи (телефонно-телеграфные, Интернет и др.); водоснабжение и санитарно-техническое обслуживание. К инфраструктуре относят также линии электропередачи, линии связи, мелиоративные сооружения. Модернизация государственно-территориального устройства — процесс внутритерриториального переустройства государства, обусловленный важными геополитическими и геоэкономическими факторами и направленный на совершенствование состава и структуры субъектов Федерации, обеспечивающее их экономическую самодостаточность и повышение уровня жизни населения. Национальные интересы России в сфере экономики — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере экономики, имеющих долгосрочный характер и выражающихся в количественных и качественных характеристиках важнейших индикаторов состояния экономики и направленности их изменения. Объединение субъектов Федерации — формирование на базе нескольких субъектов Федерации одного субъекта Федерации с едиными структурами управления. Потенциал — имеющиеся средства, запасы и источники ресурсов, а также иные возможности государства или субъекта РФ, которые могут использоваться для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи. Природно-ресурсный потенциал страны — совокупность природных ресурсов государства, составляющая основу как формирования производственных и инфраструктурных комплексов, так и обеспечения жизнедеятельности населения и конкурентоспособного экспорта. Подразделяется на две составляющих — природно-ресурсный энергетический потенциал и природно-ресурсный сырьевой потенциал. Реальный сектор экономики — отрасли, которые производят товары (промышленность, сельское хозяйство, строительство). Регионализация — развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между административно-территориальными образованиями или государствами, входящими в один регион. Региональная политика в Российской Федерации - система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональное экономическое пространство — составная часть единого экономического пространства страны в горизонтально-географическом плане, отличающаяся особенностями воспроизводственного процесса, обусловленного природными, ресурсными, структурно-отраслевыми и другими факторами, присущими данному региону. Синергетический (синергический) эффект (от грвч. Synergos — вместе действующий) — эффект агрегирования, который представляет собой результат ситуации взаимозависимости агентов системы. В простейшем случае взаимодействия двух объектов при их объединении в новую структуру СЭ заключается в превышении эффекта совместного функционирования объектов над суммой эффектов их автономной деятельности. Система социально-экономических показателей, применяемых при оценке эффекта от объединения, — перечень имеющихся в статистическом учете социально-экономических показателей, которые привлекаются при оценке эффекта интеграционных процессов. Социум — исторически сложившийся социальный организм с единой системой жизнеобеспечения, цельность и устойчивость которого обусловлены факторами материального и духовного порядка, в том числе культурным. Территория государственная — определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. ТГ отделяется от территории другого государства границей. ТГ включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды (территория морей, примыкающих к сухопутной территории государства, входящих в состав ее территории и находящихся под его суверенитетом), пространство над ними (с сухопутной территорией, внутренними водами и территориальными водами). Территорией государственной считаются также суда, плавающие под флагом государства, и его воздушные суда, а также посольства и иные представительства государства, находящиеся в других странах. Трансграничные регионы — регионы, расположенные по периметру территории страны, активно участвующие в транснациональных экономических отношениях с приграничными государствами. Признаками трансграничных регионов являются: активный перелив транснационально ориентированных финансовых и ресурсных потоков; осуществление функции своеобразного транспортно-инфраструктурного коридора с приграничными государствами; активная социально-этническая диффузия населения, развивающаяся совместная социально-культурная среда; важная роль в реализации оборонно-защитного потенциала страны (Примеры: Приморский край, Сахалинская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Республика Карелия и др.) Устройство государства — форма территориальной организации государства, характеризующая его структурный состав в виде отдельных образований, типы которых могут быть различны. Федеральный округ — высшая форма государственно-территориального образования, инструмент общего управления государством, предназначенный для решения общенациональных задач в рамках определенной территории, обеспечивающий сочетание в управлении централизма и демократизма, федерального вмешательства и гарантий прав регионов, входящих в состав округа, осуществляющий функции контроля, регулирования и координации деятельности региональных органов при сохранении за ними их конституционно-правовых полномочий. Федеративное устройство государства — в конституционном праве одна из двух основных форм государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования (субъекты Федерации) с достаточно широкой компетенцией (имеют собственное законодательство и органы региональной власти). Это основное отличие Федерации (союзного государства) от унитарного (единого) государства. И то, и другое могут иметь одинаковую форму правления, то есть быть президентскими или парламентскими республиками, но федеративное устройство в отличие от унитарного означает значительно большую степень разделения властей по вертикали и децентрализации. Федеративные отношения — взаимоотношения Федерации и ее субъектов. Федерация — союз (объединение) различных территориальных структур (например, в бывшем СССР — союзные республики, в США — штаты, в Германии — земли, в Швейцарии — кантоны, в современной России — республики, области, края и другие образования), имеющих, наряду с федеральной, собственные законы, законодательные, исполнительные и судебные органы. При этом образуются единые союзные федеральные органы государственной власти, устанавливающие единое гражданство, денежную единицу. Федеральные конституция и законы имеют главенство перед законами структур, образующих федеративное государство. Финансовое пространство страны — составная часть единого экономического пространства, представляющая собой сферу финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами на разных уровнях по поводу процессов, связанных с различными аспектами движения капиталов и денежной массы. Финансовый сектор — банковская, денежно-кредитная и платежная системы, фондовый рынок и другие учреждения, осуществляющие формирование, регулирование и мониторинг финансовых потоков. Формальная экономика — все хозяйствующие субъекты, имеющие расчетные счета в банковской системе и проводящие все финансово-хозяйственные операции, связанные с приобретением сырья, материалов, топлива и энергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, определенных видов услуг, а также с реализацией готовой продукции (работ), по безналичной системе через банки. К формальной экономике, помимо всех юридических лиц, относятся также предприниматели без образования юридического лица, имеющие расчетные счета в банковской системе и кассовые аппараты. Экономический потенциал — совокупность и взаимодействие отдельных ресурсных потенциалов (природно-сырьевого, интеллектуального, трудового, производственного, инфраструктурного, инвестиционного и др.).
III. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативно – правовые акты: 1 Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1 от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. 1996. № 5, ст. 410. 3 Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
|