Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обсуждение поэмы.
- Прочитайте эпиграф к поэме. Сообщение уч-ся о происхождении эпиграфа к поэме. Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти. - Каков смысл эпиграфа? (Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.) - Определите тему поэмы. (Судьба романтического героя, взятого в плен и выросшего в стенах монастыря, страдающего от неволи и решившего вырваться на желанную свободу любой ценой.) - Какова идея произведения? (Свобода – высшая ценность человека.) - На прошлом уроке мы установили, что лишь в небольшой главе рассказано о жизни героя, а все остальные 24 главы включают в себя те 3 дня, которые провел Мцыри на свободе. Почему автор пошел на такое построение поэмы? (Эти 3 дня значат для героя больше, чем жизнь, проведенная в монастыре. Именно так, как в эти недолгие минуты на воле, желал бы жить герой. Здесь он раскрывает свой внутренний мир.) - Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа. (А) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы. Б) «…Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе. В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог; Быть свободным для Мцыри – вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. В душе его живет образ незнакомого желанного «мира тревог и битв».) - Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний? ● Слушание аудиофрагмента поэмы «Мцыри» (главы 6 и 11). - Что особенного вы отметили, слушая эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри, воспринимая этот пейзаж? (Увиденное Мцыри резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию. Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле. «Пышные поля», «холмы», «груды темных скал», «седой, незыблемый Кавказ» как символ свободы – все это увлекает героя. Он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу, чувствует легкость и непонятную жажду. Ощущается любовь к жизни в этом человеке.)) ● Слушание аудиофрагмента поэмы «Мцыри» (глава 12, 13). - Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? (Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.) ● Слушание аудиофрагмента поэмы «Мцыри» (глава 16-18). - Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом? (В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.) - Среди предложенных иллюстраций к поэме выберите ту, которая изображает эпизод борьбы Мцыри с барсом. Каким показан на ней герой? - Автор обращает внимание на стремления юноши, на его внутренний мир. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?»). Каково значение слова «исповедь»? (Покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-либо; сообщение своих взглядов, мыслей.) - В каком значении употреблено это слово в поэме? (Исповедь помогает раскрыться внутреннему миру юноши. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим страстью к свободе, жаждой жизни со всеми ее печалями и радостями. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, атмосферой, где сковываются все естественные стремления.) - Почему герой устает от природы? (Свобода оказалось для него избытком кислорода. Пережив столько за 3 дня, сколько не было за все время нахождения в монастыре, Мцыри устает от переживаний. Он жертва цивилизации.) - Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.) - Найдем ответ на вопрос «Зачем живет человек?» с точки зрения монахов и Мцыри. Соотнесите положения каждого из мнений с героем или героями, которые его придерживаются. 1) Идеал – покой. Самоотречение ради служения высшей идее. Отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья. Смирение и пассивность. (Монахи.) 2) Испытывать радость встречи с бурей, грозой… Вольность – смысл жизни. Жизнь с ее напряжениями, препятствиями и опасностями. Тяга к сильным и вольным людям. (Мцыри.) Анализ с художественных средств в поэме. - Работа с сигнальными карточками (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение). «Но юность вольная сильна, // И смерть казалась не страшна!» (эпитет); «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола); - «Я грыз сырую грудь земли…» (метафора); «Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение); «Он был, казалось, лет шести; / Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение); «…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора); «Сама земля дышала мне…» (олицетворение). «Груды скал» (метафора). «Объятья каменные» (эпитет). - Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться с тем, что он считает для себя родным). - Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова. - А теперь вскроем конверты. (Читают уч-ся.) Анненский И.Ф. Мцыри всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв». Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней. Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови.
Белинский В.Г. …Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью. Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
Коровин В.И. Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую перед ним необозримые возможности для героической деятельности.
- Близка ли ваша характеристика главного героя поэмы к мнению критиков?
|