![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.
Ход урока Организационный момент Работа в тетради: - Запишите в тетради дату, тему урока.
Фронтальный опрос. Какие разделы науки о языке мы изучали? (Орфография, морфология) Что изучает каждый из этих разделов? (Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи. Орфография - это раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов).
Слово учителя. Сегодня мы приступаем к изучению новых разделов науки о языке. Наш урок вводный. Мы узнаем историю названия разделов, познакомимся с основными понятиями. Начинаем с определения - синтаксис. Обращаю внимание учеников на плакат с определением. Синтаксис.Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Как вы поняли, нам придется что-то сочетать, выстраивать в определенном порядке.
Сценка 5 минут. В класс вбегают 3 ученика (работа с ними проведена заранее). У каждого на груди висит табличка с определенным словом. Учитель: Кто вы? Слова: Мы - Слова. Учитель: Вы чем-то расстроены? Слова: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего нужны слова? Учитель: Чтобы общаться. Слова: Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно иметь еще кое -что. Что? Ученики: Соединять слова. Слова: Правильно. Но вот беда, мы забыли, как построить предложение. Даже словосочетание не можем образовать! Помогите нам! Учитель: А кстати, вы знаете, что такое словосочетание? Ученики: Сочетание слов. Учитель: Идите сюда Яркий и Листья. - Ребята, листья могут быть яркими? Ученики: Да. Учитель: Значит, по смыслу эти слова связать можно. Слова: Но чего-то все-таки не хватает. Чего же? Ученики: Наверное, того, что называют грамматической связью. Учитель: А как же правильно сказать? Ученики: Яркие листья. Учитель: Молодцы! Итак, давайте еще раз скажем, что называется словосочетанием. Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание – это первая и самая маленькая синтаксическая единица. Учитель: А как же быть со словом Опадает? Ученики: Прибавим к остальным - получится предложение – Опадают яркие листья. Итак, давайте еще раз скажем, что называется предложением. Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица. Работа у доски. Здесь представлены слова: *быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко; *скоро, польёт, сильная, дождь; *небо, нахмуриться. Скажите, эти слова объединены между собой? (Общий смысл есть, но нет формы выражения) Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой из этой группы слов? (Изменить форму слова внутри каждой группы). Что же у нас получилось? (Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось). Скажите, что у нас получилось? (Связный текст). Давайте попробуем вспомнить, что такое текст.
|