Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи урокаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Образовательная (дидактическая): o знать что такое раскол и выявлять причины конфликта власти и церкви; o оценивать роль православной церкви в политической истории страны в XVII веке; o связывать раскол православной церкви с общеевропейской Реформацией; o продолжить формировать умение выявлять влияние политических событий на духовную жизнь страны; o познакомить с культурным наследием эпохи; o знать жанровые особенности " Жития протопопа Аввакума..." Воспитательная: o воспитывать у учащихся чувство гражданственности, уважения и любви к прошлому своей страны, её культурному наследию; o способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия. Развивающая: o продолжить формировать навыки работы с текстом (выделять главное, сравнивать, выявлять общее и отличительное); o развивать умение сравнительного анализа и обобщения, ведения диалога с использованием межпредметных связей; o совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение; o развивать умения формулировать выводов, адекватных полученным результатам; o продолжить развитие навыка работы в группе.
Оборудование урока: интерактивная доска Smart, мультимедийная презентация, компьютеры, подключённые к сети Интренет, репродукции картин А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”, В.Суриков “Боярыня Морозова”, С.Иванов “Во времена раскола", Г.Мясоедов " Сожжение протопопа Аввакума", тексты из «Жития протопопа Аввакума».
Основные понятия урока: священство, царство, церковная реформа, раскол, раскольники, никониане, старообрядчество, патриарх, протопоп, инок, рукоположение, национальный характер, фанатизм, новаторство.
Личности в истории: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум.
Предварительное домашнее задание: вспомнить события периода Смуты, деятельность патриархов Гермогена и Филарета, повторить содержание церковной реформы 1653-1655 гг.; события противостояния царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, ознакомиться с содержанием документов и отрывками из " Жития протопопа Аввакума, им самим написанное" с которыми предстоит работать на уроке.
Эпиграф: " Раскол XVII века имел для всей русской истории гораздо большее значение, чем принято думать." Н.А. Бердяев
Ход урока: 1. Организационная часть: мотивация. Начать урок целесообразно отталкиваясь от эпиграфа с обсуждения событий, являющихся базовыми для понимания процессов, протекавших в XVII веке и напрямую связанных с темой интегрированного урока. Учитель: XVII век оставил неизгладимый след в истории нашей страны. Смутное время начала века поставило под угрозу само существование российской государственности. Только благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков мы сохранили свой суверенитет. Память об этих событиях мы свято чтим и поныне, ежегодно отмечая праздник... (День народного единства, 4 ноября).
Восстанавливать страну из разрухи, возвращать утраченные территории нам пришлось не одно десятилетие. Преодолевать трудности, не сломаться испокон века русскому человеку помогала.... (христианская вера, церковь). В период феодальной раздробленности, во времена монгольского ига, в период становления Московского царства она оставалась стержнем, становым хребтом России. В Смуту роль церкви пошатнулась, но, благодаря патриарху Гермогену, смогла сохранить своё значение. Его духовное сопротивление полякам, бесстрашное обличение до последнего вздоха, нашло отклик в сердцах многих верующих. После Смуты усиление церкви связано с именем патриарха Филарета.
2. Актуализация знаний: Учитель: Какую роль сыграл патриарх Филарет в усилении церкви? (Имея влияние на своего сына, царя Михаила, ему удалось сосредоточить в своих руках как светскую, так и духовную власть. Практически он был правителем в течение 14 лет. Все его усилия были направлены на укрепление страны и самодержавия.) Учитель: Что же произошло в середине XVII века? (раскол). Какой смысл мы вкладываем в термин " раскол"? (На доске репродукция картины А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”) Какие позиции выявились в российском обществе во время преобразований патриарха Никона? (никониане и старообрядцы) В чём противоречие?
|