![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и назначение менеджмента качества как фактора эффективности функционирования предприятия
Понятие качества и его экономическое содержание Под качеством продукции следует понимать совокупность ее основных полезных свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей пользователя при применении этой продукции по целевому назначению. В современной трактовке под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность достигать основных целей своего функционирования в условиях конкурентного противодействия. Особенность данной трактовки состоит в том, что, как правило, цели предприятия отличаются своей множественностью и их носителями являются различные заинтересованные в деятельности предприятия социальные группы (потребители продукции предприятия, собственники его имущества, менеджмент предприятия, поставщики основных ресурсов, общество как экономическая система более высокого уровня иерархии).
Характеристика качества как объекта управления Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и часто являющихся случайными параметрами. Вместе с тем влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных факторов, определяющих результирующий уровень качества объекта, представляет собой управление качеством этого объекта. Как объект управления качество характеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, как совокупность полезных свойств объекта его качество является результатом комплекса процессов, в ходе которых сам этот объект формируется или изменяется. Это означает, что непосредственным объектом управления следует считать не качество само по себе, а скорее процесс возникновения данного качества. Во-вторых, для того чтобы качество могло быть управляемым объектом, необходимо, чтобы формирующее это качество управляющее воздействие представляло собой не разрозненные и эпизодически осуществляемые мероприятия, а системную совокупность целенаправленных и логически связанных между собой мер постоянного воздействия на все стадии процесса возникновения (создания) объекта, выступающего носителем данного качества. Опираясь на указанные базовые положения, современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством того или иного объекта принципиально не может быть эффективной после создания соответствующего объекта. Применительно к качеству выпускаемой предприятием продукции данный тезис означает, что основная деятельность по управлению качеством этой продукции должна осуществляться на предпроизводственных стадиях и непосредственно в ходе производственного процесса. Так, исследование издержек по обеспечению качества в области машиностроения показывает, что если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования машины требует затрат в 1000 д.е., то на стадии производства машины соответствующие затраты возрастают до 10 000 д.е., на стадии монтажа и наладки у заказчика — до 100 000 д.е., а в процессе непосредственной эксплуатации машины такие изменения могут потребовать до 1 млн. д.е. Все существующие подходы к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административный и экономический. Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100 %. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупненных процедур: · весь цикл жизни соответствующего изделия разбивается на отдельные этапы, для каждого из которых определяются основные стадии и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов); · вся совокупность возникающих дефектов структурируется по отдельным уровням и группам; · для каждой однородной группы возможных дефектов проектируется комплекс мер по их предотвращению и доведению результирующего уровня качества до 100 %. При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель. Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчетный уровень качества не задается неизменным на уровне 100 %, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, необходимой для его достижения. Деятельность многих предприятий показывают, что динамика затрат на обеспечение качества продукции и динамика возникающей отдачи, выражающейся в изменении уровня предельного дохода, связаны между собой относительно устойчивой зависимостью (рис. 1). Изображенная на рисунке область, заключенная между точками Q1 и Q4, характеризует зону положительной рентабельности, в долгосрочном масштабе времени являющейся основой существования любого предприятия. Первоначально вложенные в создание соответствующего продукта (носителя качества) средства обеспечивают предприятию принципиальную возможность прибыльной работы, основывающейся на предельно необходимом соответствии достигнутого уровня качества этого продукта требованиям рынка (точка Q1). По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит рост соответствующей удельной отдачи, который, однако, характеризуется все более медленными темпами (т.е. снижением уровня эластичности). Далее наблюдается ситуация (точка Qопт), при которой отдаление кривых достигает своего максимального значения. Это — оптимальная с точки зрения максимизации прибыли ситуация, при которой эластичность предельного дохода по затратам на повышение качества становится единичной и соответственно каждый рубль, вложенный в совершенствование качественных параметров дает один рубль дополнительного дохода. Если затраты на повышение качества начинают превышать достигнутый оптимальный уровень, то их отдача начнет снижаться, причем темпы данного процесса будут непрерывно возрастать. В конце концов возникает такая ситуация (точка Q4), когда предприятие, несмотря на высокий уровень качества своей продукции, принципиально не сможет прибыльно ее реализовать, поскольку покупатели будут негативно реагировать на чрезмерно высокий уровень производственных затрат. Конечный выбор предприятия относительно качественного уровня выпускаемой им продукции при экономическом подходе может варьироваться в зависимости от принятой этим предприятием стратегии своего экономического развития. Такой выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности Во-первых, предприятие может сконцентрироваться на умеренном (но тем не менее приемлемом для целевых покупателей) уровне качества выпускаемой продукции (точка Q1), что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счет относительно невысокой цены, существенно нарастить объемы производства и в конце концов обеспечить получение запланированного объема валовой прибыли. Кроме того, такой подход позволяет предприятию в значительной степени удовлетворять цели общества, поскольку существенно повышает объемы направляемых в бюджет отчислений из выручки и способствует росту числа рабочих мест на предприятии, а также цели поставщиков основных видов ресурсов, стремящихся к установлению стабильных долгосрочных контрактов с предприятием и заинтересованных в росте объемов закупок последним их продукции. Во-вторых, предприятие может выбрать стратегию обеспечения высокого качества (точка Q3) и, пожертвовав в краткосрочном периоде возможностью извлечения максимальной прибыли, приобрести на рынке хорошую репутацию. Данный подход предприятием выбирается в том случае, если общий баланс его целевых интересов смещен в сторону целей такой заинтересованной в его функционировании социальной группы, как покупатели продукции, т.е. когда рыночная власть последних оказывается достаточно высокой. В-третьих, предприятие может использовать наиболее рациональную с экономической точки зрения стратегию и выпускать продукцию такого качества, которая будет обеспечивать максимизацию валового дохода.
Рис.1Взаимосвязь качественных и стоимостных параметров продукции
Таким образом, при экономическом подходе качество как объект управления рассматривается не как неизменный норматив, а, скорее, как инструмент, позволяющий предприятию достигать целей своего функционирования с учетом их конкретной специфики.
Принципы, методы и терминология менеджмента качества Можно выделить следующие общие принципы менеджмента качества как науки и области практической управленческой деятельности. 1. Принцип системности, в соответствии с которым управление процессами обеспечения и улучшения качества любого объекта должно опираться на рассмотрение данного объекта в качестве системы, имеющей множество внутренних и внешних связей и в совокупности своих структурных компонентов обладающей эффектом целостности. 2. Принцип ориентации на потребителя. В соответствии с данным принципом любые управленческие воздействия на Объект, являющийся носителем соответствующих качественных характеристик, должны преследовать своей целью повышение уровня соответствия этих качественных характеристик потребностям представителей важнейших заинтересованных в использовании данного объекта групп. 3. Принцип вовлечения всех подсистем. Согласно данному принципу процесс управления качеством может быть эффективным только в том случае, если в деятельность по обеспечению и улучшению качества прямо или косвенно вовлечены все структурные подразделения и весь персонал предприятия. 4. Принцип комплексной мотивации обеспечения качества. Данный принцип означает, что для эффективной реализации процессов управления качеством необходима их поддержка соответствующей системой мотивации участников этих процессов. 5. Принцип “петли качества”. В соответствии с данным принципом полноценное управление качеством любого объекта должно обязательно предусматривать охват мерами предупредительного и корректирующего воздействия на всех стадиях жизненного цикла данного объекта. 6. Принцип предупредительной направленности. Данный принцип означает, что акцент в функционировании систем управления качеством должен быть сделан не на мерах по устранению последствий несоответствия реального качественного уровня того или иного объекта предъявляемым к нему требованиям, а на предупреждении возникновения такого рода несоответствий, т.е. на принципиальном устранении возможных причин их появления. 7. Принцип процессного подхода. Суть процессного подхода состоит в том, чтобы рассматривать каждое действие в качестве процесса, имеющего определенные характеристики на входе и выходе, и характеризующегося такими параметрами, как длительность и объем используемых ресурсов. 8. Принцип первоочередности участия руководства. Согласно данному принципу реализация механизмов обеспечения и улучшения качества принципиально может быть осуществлена лишь тогда, когда этому предшествует тщательная работа управленческого персонала предприятия по созданию необходимых стартовых условий. 9. Принцип объективности руководства. Реализация данного принципа призвана исключить из процессов управления качеством необоснованные решения, традиционно называемые волевыми. 10. Принцип непрерывного развития. В соответствии с данным принципом система управления качеством может эффективно функционировать лишь в том случае, если сама эта система будет находиться в состоянии непрерывного развития. Под менеджментом качества понимается совокупность принципов, приемов, средств и методов реализации функций управления процессами обеспечения и улучшения качественных параметров соответствующего объекта или системы. Как экономическая категория качество того или иного объекта определяется как совокупность характерных свойств, позволяющих данному объекту удовлетворять определенные социальные потребности в соответствии с его (объекта) целевым назначением. Международная организация по стандартизации дает тощее общее определение качества: качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
ТЕМА 2. ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С КОНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Единая система технологической подготовки произв одства (ЕСТПП) — это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия выпускать продукцию заданного уровня качества в требуемом объеме, при установленных сроках и затратах. Организация ТПП в соответствии со стандартами ЕСТПП осуществляется в три основных этапа, предусматривающих разработку технического задания, технического проекта, рабочего проекта. Разработка технического задания заключается в проведении организационно-технологического анализа существующих методов и средств ТПП, на основе которого разрабатываются технические предложения по ее организации и совершенствованию. В техническом проекте разрабатываются общая схема ТПП, организационная структура служб, основные положения по организации и управлению процессом ТПП, технические задания и алгоритмы для программирования задач для ЭВМ, осуществляются унификация и стандартизация форм документации и др. В рабочем проекте разрабатываются информационная модель ТПП, рабочая документация для решения задач на ЭВМ, организационные положения и должностные инструкции, осуществляются типизация и стандартизация технологических процессов, унификация и стандартизация технологической оснастки и др. В процессе технологической подготовки производства окончательно решаются задачи, связанные с обеспечением уровня качества, технологичности конструкций, собственно технологического проектирования (разработка технологических маршрутов и процессов), нормирования (расчеты трудоемкости операций и материалоемкости деталей), конструирования оснастки, применении специального и вспомогательного оборудования, выбора методов и средств контроля качества продукции. Технологическая подготовка производства изделий проводится в несколько последовательно проводимых этапов с разработкой технологической документации. Первый этап – разработка сначала межцеховых («расцеховка»), а затем и внутрицеховых технологических маршрутов, которые устанавливают последовательность прохождения заготовок деталей, сборочных единиц по подразделениям завода. В условиях единичного и мелкосерийного производства при универсальных оборудовании и оснастке, высокой квалификации основных рабочих для изготовления деталей и выполнения процессов сборки вполне достаточной оказывается разработка маршрутов. Второй этап – разработка подробных технологических процессов – допускается только для конструкций, проверенных ни технологичность. Ей предшествует группировка изделий по конструкционным и технологическим признакам. На этом этапе разрабатываются технологические карты (подетальные или подетально-пооперационные), рассчитываются и оптимизируются планировки оборудования и рабочих мест, формируются производственные участки, рассчитываются пооперационные нормы времени или выработки, нормы расхода материалов, проводятся оперативно-плановые расчеты. Третий этап – проектирование и изготовление необходимого оснащения – включает установление необходимых коэффициентов оснащенности, номенклатуры специального и унифицированного оснащения и специального оборудования, проектирование и установление очередности изготовления оснащения, выбор метода перехода на выпуск нового изделия с учетом уровня оснащенности, мощности инструментальных цехов и других факторов, изготовление специальной и комплекта унифицированной оснастки и др. Разработка оснащения выполняется специализированными конструкторскими подразделениями службы главного технолога (СГТ). Их специализация осуществляется по видам работ (механическая обработка резанием, обработка давлением, литье, сварка и т.д.). Количество и численность таких подразделений устанавливаются с учетом объемов проектных работ. Следует отметить, что этот этап занимает до 80 % трудоемкости и до 90 % цикла ТПП. Четвертый этап — выверка, отладка и сдача технологических процессов (документации, оснастки и т.д.) производственным цехам, изготовление пробной и установочной партий. Отладка разработанных процессов осуществляется как в лабораториях СГТ, так и непосредственно в производственных цехах. Сдача-приемка производственных процессов и технологической оснастки ведется официально утверждаемой бригадой, включающей технолога, инструктора оснастки, контролера цеха, мастера участка. Основные этапы и исполнители ТИП в машиностроении представлены в табл. 1. При этом подписывается специальный акт, имеющий большое значение в обеспечении технологической дисциплины — строгом соблюдении цехом спроектированной технологии. Планирование и координацию всех работ по стадиям и этапам, контроль сроков и комплектности выполнения ведет служба планирования подготовки производства (СППП), обычно подчиняющаяся заместителю главного инженера по подготовке производства. Таблица 1. Основные подсистемы, функции и исполнители технологической подготовки производства
Примечание: СГК — служба главного конструктора; СГТ — служба главного технолога; СГМ — служба главного метролога; СС — служба стандартизации; ОПС — организации и предприятия-смежники; ОТЗ — отдел организации труда и заработной платы; ЦВП — цехи вспомогательных (обеспечивающих) производств; ПЦ — производственные цехи; ПС — производственные склады; ОТК — отдел технического контроля.
В условиях осуществления полного технологического цикла производства для каждого нового изделия необходимо, как правило, разработать технологические процессы для заготовительной, обработочной и сборочной фаз, изготовить комплекты технологического оснащения, а иногда и специальное оборудование. При этом следует учитывать, что при подготовке производства современного сложного изделия на каждые 10 тыс. оригинальных деталей в крупносерийном производстве требуется разработать до 50 тыс. технологических карт, более 30 тыс. наименований технологической оснастки. В результате ТПП часто оказывается наиболее трудоемкой фазой технической подготовки производства. Выбор варианта технологического процесса Технолог обязан провести сравнительный анализ вариантов технологического процесса и выбрать наиболее эффективный процесс, обеспечивающий выполнение технического задания. Для определения наиболее экономического варианта необходимо по каждому варианту просчитать затраты на производство продукции. При этом нет необходимости выполнять расчет всех статей себестоимости, достаточно сравнить сумму затрат, меняющихся при изменении технологического процесса, т.е. технологическую себестоимость. Затраты, входящие в технологическую себестоимость (табл. 2), делятся на условно-переменные в условно-постоянные. Условно-переменные затраты меняются почти пропорционально изменению объема выпускаемой продукции, условно-постоянные – почти не зависят от объема производства. Таблица 2. Статьи технологической себестоимости продукции
Технологическая себестоимость изделия ST рассчитывается по формуле: где, SV, SC – условно-переменные и условно-постоянные затраты; N – количество изделий, выпускаемых за плановый период времени. Технологическая себестоимость всего выпуска изделий: Используя данные разных вариантов, следует сравнить технологическую себестоимость одного изделия и всего выпуска по каждому варианту. При сравнении двух вариантов технологии необходимо определить критический объем производства NK, при котором затраты по обоим вариантам равны: где SС1, SC2 – постоянные затраты по первому и второму вариантам; SV1, SV2 – переменные затраты по первому и второму вариантам: Определив величину критического объема производства, нужно сравнить ее с плановым выпуском данной продукции NП и выбрать наиболее эффективный вариант технологического процесса. Вариант с меньшими постоянными SC и большими переменными SV затратами выгоднее при NП < NK. При NП > NK выгоднее вариант с большими постоянными затратами SC и меньшими переменными затратами SV. Если внедрение нового технологического процесса требует дополнительных капитальных вложений, то сравнение вариантов необходимо осуществлять при помощи суммы приведенных затрат: где ЕН – нормативный коэффициент экономической эффективности; К – капитальные вложения, руб. в год / шт. Наиболее эффективным является вариант, имеющий минимальное значение приведенных затрат. Годовой экономический от применения нового технологического процесса рассчитывается как разность приведенных затрат по базовому и новому объектам.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Понятие о производственном процессе
В условиях современного машиностроительного производства производственный процесс представляет собой сложный процесс превращения предметов труда (сырья, материалов, комплектующих изделий) в готовую продукцию, удовлетворяющую потребности общества в целом и отдельных потребителей. В нем происходит соединение труда людей, средств труда и предметов труда. Производственные процессы в машиностроении носят сложный, комплексный характер. Они состоят из большого числа частичных процессов, протекающих в трех фазах производственного процесса: заготовительной, обработочной и сборочной. Каждая фаза — совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих частичных производственных процессов. Основные технологические процессы — части производственного процесса, предназначенные для непосредственного изменения формы, размеров или состояния поверхностей, механических, физических или иных свойств заготовки или детали, а также получение сборочных соединений. В зависимости от технического оснащения (по степени механизации и автоматизации) процесса различают ручные, механизированные, автоматизированные и автоматические производственные процессы. Вспомогательными производственными процессами называются процессы, в результате которых получается продукция, как правило, используемая на самом предприятии для обеспечения нормального функционирования основных процессов. Примером вспомогательных производственных процессов является изготовление средств технологического оснащения, механизации и автоматизации собственного производства, запасных частей для ремонта действующего оборудования, производство на предприятии всех видов энергии (электроэнергия, пар, газ и др.), проведение ремонта технологического оборудования. Обслуживающие производственные процессы обеспечивают основные и вспомогательные процессы услугами, необходимыми для их нормального функционирования. К обслуживающим процессам относятся транспортные и складские, материально-технического обеспечения, контроль качества продукции и производственных процессов. По характеру объекта производства различают простые и сложные производственные процессы. Простыми называются процессы, состоящие из последовательно выполняемых операций, примерами которых могут быть изготовление одной детали, партии одинаковых деталей, группы разных по конструкции деталей, но имеющих технологическое сходство и обрабатываемых на одном рабочем месте, участке, линии, а также некоторые процессы сборки изделия или его элемента. Структура такого процесса (порядок выполнения операций) определена технологией изготовления детали. Сложным процессом называется процесс, состоящий из последовательно и параллельно выполняемых операций. Примером такого процесса может быть изготовление сборочной единицы, состоящей из нескольких деталей, или всего изделия, которое включает определенное количество деталей и сборочных единиц. Структура сложного процесса зависит не только от состава технологических процессов изготовления и сборки, но и от порядка их выполнения, определяемого особенностями конструкции сборочной единицы или изделия.
Основные принципы рациональной организации производственных процессов При всем многообразии особенностей и методов сочетания производственных процессов во времени и пространстве можно определить некоторые принципы, правильное использование которых обеспечивает сокращение длительности производственного цикла, затрат ресурсов, повышает уровень рационального использования оборудования и производственных площадей и тем самым эффективность работы предприятия в целом. Основными принципами рациональной организации производственных процессов являются дифференциация, концентрация и интеграция, специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность, ритмичность, автоматичность, гибкость, электронизация, профилактика. Значение и относительная важность этих принципов в конкретных условиях производства могут меняться.
Организационно-технический уровень производства Организационно-технический уровень производства характеризуется такими составляющими потенциала предприятия, как производственный, научно-технический, трудовой, организационный потенциал. Производственный потенциал — это возможности предприятия выпускать продукцию в требуемых объемах, в необходимой номенклатуре и соответствующего уровня качества, что во многом определяет ее конкурентоспособность. Характеристики производственного потенциала следующие: • технические возможности (пропускная способность оборудования и производственных площадей, фактическая их загрузка); • удельный вес активной части основных фондов в общей их стоимости; • динамика удельного веса капитальных вложений в основные фонды в общей сумме финансовых вложений; • удельный вес действующего, бездействующего и резервного оборудования; • коэффициент обновления основного технологического оборудования; • коэффициент сменности работы предприятия и оборудования; • коэффициент внутрисменного использования оборудования. Научно-технический потенциал — это уровень качества системы научно-технической подготовки производства продукции, средств труда и предметов труда. Уровень качества системы научно-технической подготовки производства продукции определяют следующие характеристики: • уровень качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; • уровень активности инновационной деятельности; • наличие и уровень качества интеллектуальных активов; • наличие системы управления качеством; • наличие системы прогнозирования уровня качества продукции; • длительность цикла НТПП продукции; • доля затрат на НТПП продукции в общем объеме инвестиций. Уровень качества средств труда отражают такие характеристики: • технический уровень и состояние основных производственных фондов; • уровень технологии производства; • уровень метрологического обеспечения. Уровень качества предметов труда отражается такими характеристиками, как: • удельный вес комплектующих изделий, принятых после входного контроля; • удельный вес СДМ, не имеющих отказов по вине поставщиком комплектующих изделий (запасных частей для ремонта); • технико-экономический уровень комплектующих изделий. Трудовой потенциал — это уровень качества персонала, осуществляющего подготовку производства, основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы. Характеристики трудового потенциала следующие: • профессиональный уровень персонала; • уровень обеспеченности персоналом необходимой квалификации; • стабильность кадров; • уровень мотивации и дисциплины труда; • уровень организации труда; • затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала. Организационный потенциал предприятия — это уровень организации основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов, т.е. степень реализации принципов рациональной организации производственных процессов.
Типы производства Тип производства определяется комплексной характеристикой технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции. Основным показателем, характеризующим тип производства, является коэффициент закрепления операций Кз.оп. Коэффициент закрепления операций для группы рабочих мест определяется как отношение числа всех различных технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест:
где Коп i – число операций, выполняемых на i -м рабочем месте; Кр.м – число рабочих мест на участке или в цехе. Различают три типа производства: единичное, серийное, массовое. Единичное производство характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление и ремонт которых, как правило, не предусматриваются. Коэффициент закрепления операций для единичного производства обычно выше 40 (Кз.оп > 40). Серийное производство характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями. В зависимости от количества изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство. Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. Коэффициент закрепления операций для массового производства принимается равным единице (Кз.оп = 1) Рассмотрим технико-экономические характеристики каждого из типов производства. Единичное и близкое к нему мелкосерийное производство характеризуются изготовлением деталей большой номенклатуры на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. Это производство должно быть достаточно гибким и приспособленным к выполнению различных производственных заказов. Большое разнообразие работ, которые приходится выполнять многим рабочим, требует от них различных профессиональных навыков, поэтому на операциях используются рабочие-универсалы высокой квалификации. На многих участках, особенно в опытном производстве, практикуется совмещение профессий. Организация единичного производства имеет свои особенности. Ввиду разнообразия деталей, порядка и способов их обработки производственные участки строятся по технологическому принципу с расстановкой оборудования по однородным группам. При такой организации производства детали в процессе изготовления проходят через различные участки. Поэтому при передаче их на каждую последующую операцию (участок) необходимо тщательно проработать вопросы контроля качества обработки, транспортирования, определения рабочих мест для выполнения следующей операции. Особенности организации единичного производства сказываются на экономических показателях. Для предприятий, с преобладанием единичного типа производства, характерны относительно высокая трудоемкость изделий и большой объем незавершенного производства вследствии длительного пролеживания деталей между операциями. Структура себестоимости изделий отличается высокой долей затрат на заработную плату, которая, как правило, составляет 20…25 % Основные возможности улучшения технико-экономических показателей единичного производства связаны с приближением его по технико-организационному уровню к серийному. Применение серийных методов производства возможно при сужении номенклатуры изготовляемых деталей общемашиностроительного применения, унификации деталей и узлов, что позволяет перейти к организации предметных участков. Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры деталей партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени. Это позволяет использовать наряду с универсальным специальное оборудование. Массовое производство отличается наибольшей специализацией и характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры деталей в больших количествах. Цехи массового производства оснащаются наиболее совершенным оборудованием, позволяющим почти полностью автоматизировать изготовление деталей. Большое распространение получили здесь автоматические поточные линии. За каждым станком закрепляется выполнение, как правило, одной постоянно повторяющейся операции. Оборудование располагается цепочкой по ходу технологического процесса отдельных деталей. Рабочие специализируются на выполнении одной-двух операций. Детали с операции на операцию передаются поштучно. Массовое производство обеспечивает наиболее полное использование оборудования, высокий общий уровень производительности труда, самую низкую себестоимость изготовления продукции.
|