Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство детей, оставшихся без попечения родителей






В соответствии со ст. 122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения обеспечивает устройство ребенка в семью по месту его фактического проживания.

Если не представляется возможным решить этот вопрос, то сведения о ребенке направляются органами опеки и попечительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных). Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти (Министерство образования и науки РФ), ведущий централизованный учет (федеральный банк данных).

Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, —

оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории РФ.

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. № 2482, устанавливающим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 3 названного Закона целями создания государственного банка данных о таких детях названы: осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей: оказание содействия в устройстве таких детей в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 4 Закона устанавливаются следующие обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях:

стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-техническое обеспечение (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о них;

защита документированной информации от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ней и другие требования.

Государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, с учетом ст. 122 СК РФ.

Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» содержит подробное

о11цсание требований, предъявляемых к документированной ин-^Ормации (ст. 6 и 7). На каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также на граждан, желающих принять на воспитание детей в свои семьи, заполняются анкеты установленной формы.

В соответствии с российским законодательством в области информации, информатизации и защиты информации «анкета ребенка» и «анкета гражданина» относятся к конфиденциальной информации. Использование федеральным и региональными операторами информации о детях-сиротах в коммерческих целях не допускается.

При нахождении семьи, желающей принять ребенка, непосредственное устройство ребенка осуществляет только орган опеки и попечительства. Региональные и федеральные органы исполнительной власти не вправе подменять органы опеки и попечительства в установлении факта, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам или нет.

В российском законодательстве предусмотрены следующие формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа как разновидность приемной семьи. Законодательство субъектов РФ может предусматривать иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, практика показывает, что предусмотренная в федеральном законодательстве возможность установления в законодательстве субъектов РФ иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда положительно реализуется региональным законодателем. Примером подобной ситуации является выделение в качестве иной формы устройства детей патроната несовершеннолетних (патронатная семья, патронажная семья, семья патронатных воспитателей). При этом региональный институт «патроната» в большинстве случаев подменяет институт «приемной семьи» с уменьшением объема предусмотренных федеральным законом компенсаций и льгот12.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона.

Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органов опеки и попечительства, а также прокурора в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Состоявшееся усыновление подлежит государственной регистрации в порядке, устаноштенном для государственной регистрации актов гражданского состояния, по месту вынесения судебного решения об устаноачении усыновления.

Семейный кодекс выделяет ряд условий усыновления:

1) согласие родителей ребенка (ст. 129) или лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке (ст. 131). Оно должно быть выражено в письменной форме.

Таково общее правило, из которого Семейный кодекс делает исключение, разрешая родителям выразить свое согласие на усыновление прямо в суде в процессе рассмотрения просьбы будущего усыновителя об установлении усыновления. Если родители изменили свои намерения, они вправе отозвать данное ими согласие до вынесения решения суда об усыновлении. Если родителям ребенка нет 16 лет, то кроме их согласия на усыновление требуется также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при их отсутствии — органа опеки и попечительства.

Статья 130 СК РФ разрешает усыновление без согласия родителей, если родители:

неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными;

лишены судом родительских прав;

по неуважительным причинам не проживают совместно с ребенком более 6 месяцев и уклоняются от его воспитания и содержания. Выплата родителем алиментов на ребенка даже по решению суда считается участием в его содержании, а потому не дает оснований для усыновления без согласия такого родителя.

В соответствии с п. 2 ст. 131 СК РФ допускается отступление от общего правила относительно согласия на усыновление опекуна (попечителя), приемного родителя, руководителя детского учреждения, заменяющего семью, если того требуют интересы несовершеннолетнего;

2) согласие ребенка, которому исполнилось 10 лет (ст. 132 СК РФ). Существует исключение, предусмотренное п. 2 данной статьи, которое касается случаев, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем;

3) согласие другого супруга, если он не усыновляет ребенка (ст. 133). Но если семья существует только формально, т.е. супруги прекратили семейные отношения, то п. 2 ст. 133 допускает усыновление без согласия супруга при раздельном проживании более одного года, особенно если место жительства другого супруга неизвестно.

В соответствии с п. 1 ст. 136 по просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записи актов гражданского состояния в качестве родителей усыновленного.

Для обеспечения интересов усыновляемого законодатель устанавливает перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (ст. 127 СК РФ):

несовершеннолетние;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ограниченные судом в своих правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

не способные по состоянию здоровья осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542;

лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть усыновителями одного и того же ребенка.

Устанавливая запреты к усыновлению, адресованные усыновителям. Семейный кодекс вместе с тем предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком — не менее 16 лет (п. 1 ст. 128 СК РФ).

Помимо этого не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124 СК РФ).

Особое место в Кодексе занимает ст. 139 «Тайна усыновления ребенка». По существу вопрос о разглашении или неразглашении тайны усыновления — дело самих усыновителей. Сохранять же тайну усыновления обязаны официальные лица, причастные к усыновлению, и другие лица, иным образом осведомленные об усыновлении.

Все правила СКРФ, касающиеся усыновления, распространяются и на случаи, когда ребенка — российского гражданина усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства.

Согласно п. 4 ст. 124 СК РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Выполнению этого условия призваны помочь ст. 122 СК РФ. определяющая правила выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Указанной категории усыновителей дети могут быть переданы лишь по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ст. 124).

Основанием для отмены усыновления судом могут служить следующие обстоятельства (ст. 141):

1) в зависимости от поведения усыновителя, которое свидетельствует:

о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителя;

о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами;

о жестоком обращении с усыновленным ребенком.

Также сюда следует отнести алкоголизм и наркоманию усыновителя;

2) другие основания.

Правом требовать отмены усыновления согласно ст. 142 СК РФ обладают: родители ребенка, его усыновители, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, органы опеки и попечительства, а также прокурор.

Опека (попечительство)

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным, поскольку понятие опеки относится к комплексным. С одной стороны, это способ восполнения дееспособности ребенка, с другой — своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. И наконец, с точки зрения семейного права опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения.

Согласно Гражданскому кодексу над малолетними детьми (не достигшими 14 лет) устанавливается опека (ст. 32), над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33).

Опекуны яатяются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ч. 2 ст. 32 ГК РФ).

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ч. 2 ст. 33 ГК РФ).

Таким образом, между опекой и попечительством почти нет разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного. А при защите его имущественных прав такая разница существует: опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные права в соответствии с требованиями ст. 26 ГК РФ. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство.

Опекунами (попечителями) детей не могут быть:

несовершеннолетние и недееспособные лица (п. 2 ст. 35 ГК РФ, п. 1 ст. 146СКРФ);

лица, лишенные родительских прав (п. 1 ст. 146 СК РФ);

ограниченные в родительских правах (п. 3 ст. 146 СК РФ);

лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией (п. 3 ст. 146);

отстраненные почему-либо от выполнения обязанностей опекунов или попечителей (п. 3 ст. 146);

бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146);

лица, не способные по состоянию своего здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146).

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542.

Для назначения лица опекуном или попечителем необходимо его согласие, при подборе кандидатуры необходимо учитывать, прежде всего, его нравственные качества, ценностную ориентацию как личности, способной направить развитие ребенка по нужному руслу, обращать внимание на отношения, существующие между будущим воспитателем (опекуном) и его воспитанником (подопечным), выявлять (когда это возможно) желание несовершеннолетнего любого сознательного возраста видеть рядом с собой в качестве родителя лицо, намеревающееся его заменить (п. 3 ст. 35 ГК РФ).

Опекуны (попечители) несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными. Однако при этом опекун не приобретает права на жилую площадь подопечного, а подопечный — на жилую площадь опекуна. Подопечный по достижении 16 лет с разрешения органа опеки и попечительства может жить самостоятельно (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

После вынесения органами опеки и попечительства решения (постановления) о назначении опекуна (или попечителя) либо без установления временных границ, либо на время у опекуна возникают права и обязанности как личного, так и имущественного характера, предусмотренные ст. 150 СК РФ. Что касается его личных прав, то они полностью совпадают с аналогичными правами роди-

телей (ст. 63 СК РФ). Отношения же опекуна с родителями подопечного, по существу, сводятся к регулированию вопроса относительно общения несовершеннолетнего с его матерью или отцом. В пункте 3 ст. 150 Кодекса имеется специальная оговорка: «Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка».

Имущественные права и обязанности опекуна определяются ст. 37 и 38 ГК РФ, ст. 60 СК РФ. Обязанности по опеке (и попечительству) выполняются безвозмездно (п. 1 ст. 36 ГК РФ, п. 5 ст. 150 СКРФ).

Подопечные имеют следующие права:

1) права, которые принадлежат каждому несовершеннолетнему в соответствии со ст. 54—57 СК РФ;

2) в соответствии с п. 1 ст. 148 СК РФ право на: причитающиеся им от родителей алименты; пенсию по случаю утраты кормильца;

пособия и другие социальные выплаты, в частности государственное ежемесячное пособие, выплачиваемое в соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. № 199;

3) другие права, предусмотренные гражданским законодательством.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает ряд дополнительных гарантий улучшения материального положения оставшихся без родителей выпускников детских учреждений, обучающихся во всех типах образовательных государственных и муниципальных учреждений, устанавливая право на бесплатное обучение, повышенную стипендию и др.

Особенностью опеки над несовершеннолетними является надзор (контроль) со стороны органов опеки и попечительства за деятельностью опекуна (п. 3 ст. 34 ГК РФ), который осуществляется по месту жительства подопечного и позволяет составить представ-

ление об условиях его жизни в семье, о степени добросовестности лица, заменяющего родителей. Такой надзор носит систематический характер: не реже двух раз в год информация о подопечном в виде акта обследования должна поступать в органы опеки и попечительства.

Опека и попечительство перестают существовать:

1) при усыновлении подопечного;

2) если подопечного почему-либо помещают в одно из детских учреждений на полное государственное попечение;

3) после возвращения ребенка к родителям (по решению органа опеки и попечительства);

4) в результате изменения семейного, материального положения опекуна, его болезни, необходимости ухода за нуждающимися в этом членами семьи и при других подобных обстоятельствах, существенно затрудняющих опеку и делающих ее просто невозможной, по просьбе самого опекуна;

5) из-за отсутствия взаимопонимания между опекуном (попечителем) и его подопечным;

6) вследствие ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем своих обязанностей по воспитанию подопечного, защите его прав и обязанностей;

7) при использовании опеки или попечительства в корыстных целях;

8) другие причины, когда опека не выполняет своего назначения, противоречит интересам подопечного, не имеет права на существование.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал