Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспозиция.

АНАЛИЗ ПЕРВОЙ БАЛЛАДЫ ШОПЕНА.

Выполнил:

Студент 3 курса МПФ КГУ им. Некрасова

Никита Аккуратов

Г. Кострома, 2014 г.

ПЛАН АНАЛИЗА.

 

1. История создания.

 

2. Особенности формы.

 

3. Характеристика тем:

· Экспозиция

· Разработка

· Реприза

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Баллада соль-минор была написана в 1831 году в Вене. Этот год был трагическим для Польши. Это восстание было борьбой польского народа за независимость от Российской империи. В этом году восстание в Польше было жестоко подавлено. И под таким впечатлением Шопен написал балладу Соль-минор. Это было выражение одиночества автора, находившегося вдали от дома.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ.

Форма – сонатная. Но здесь своеобразное решение, то есть своеобразный тональный план: в репризе обе темы проходят в тех же тональностях, что и в экспозиции.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.

Вступление. Баллада открывается небольшим вступлением. Данная тема представлена октавным унисоном. Эта тема нетороплива, здесь звучит лейтмотив рассказчика. Характер величавый и эпичный. Затем звучит ответ, и фактура превращается в аккорд. Сначала это субдоминантовый секстаккорд, а затем – секундаккорд 6 ступени.

Экспозиция.

В экспозиции две темы не контрастны друг с другом.

Главная партия – это меланхоличный, задумчивый вальс. Эта тема меланхоличная, задумчивая, выразительная, неторопливая. Варьирование и повтор рисуют размышления автора вслух. Тут затактовый поток восьмых, среди которых можно заметить секундовое задержание как одно из проявлений «Шопеновской доминанты», то есть доминанты с секстой.

Связующая партия – лирическая и взволнованная тема. Здесь интонации становятся более острыми и порывистыми с опеванием тонического звука.

Побочная партия – более мягкая, более оптимистичная по настроению, душевная, мягкая и лиричная мелодия. Хотя здесь есть и скачки на широкие интервалы. Также эта мелодия звучит в виде аккордов в правой руке. Тональность - Ми-бемоль мажор. Эта тема доходит до совершенной каденции и начинается дополнение к ней.

 

Разработка.

Здесь и облик, и соотношение обеих тем существенно меняется. Главная утрачивает характер задумчивого рассказа. Меняется тональность на ля-минор. Главная партия свертывается, превращается в органный пункт. Печальные интонации перерастают в напряжённые. Побочная партия, которая была тихой, теперь становится мощной, но праздничной и ликующей, ля мажор. В разработке «снимается» противоречие между приглушенностью звучания и приподнятостью интонаций побочной. Она масштабно расширяется и звучит открыто, страстно, восторженно. Этому способствует насыщенное аккордовое полнозвучие, охватывающее огромный фортепианный диапазон, сильная динамика. Кульминация побочной темы переходит в бурлящие предыктовые пассажи к новому эпизоду в разработке.

Следовательно, вторичное сопоставление основных образов баллады обнаруживает их контраст и противоположные тенденции развития: сжатие, драматизация, омрачение одного и расширение, динамизация, просветление другого. Таким образом в разработке появляется явный конфликт.

 

Эпизод в разработке (Es-dur) – это полный виртуозного блеска и изящества скерцозный образ. Его драматургическая роль заключается в продлении атмосферы ликования, достигнутой в разработке. Стремительность движения, прихотливость мелодического рисунка подчеркивают легкую непринужденную грацию.

Зеркальная реприза носит остро трагический характер. Длительное господство радостных эмоций (П.П. в разработке, эпизод, П.П. в начале репризы) никак не готовят к катастрофе. Появление главной темы в g-moll воспринимается как горестное переключение от прекрасной мечты к реальной действительности. Как и в разработке, главная тема сжата. Но если ранее ее тенденция к драматизации не была завершена, то здесь она реализуется с огромной силой, особенно в бурной, полной отчаяния коде.

Кода насыщена драмой, и поэтому очень динамизирована. Таким образом, в балладе через музыкальный язык идёт повествование от прекрасного прошлого до трагедии и катастрофы в настоящем времени.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Утренний хорал Пичема
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал