Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 1.
1. Гражданское судопроизводство как форма реализации права на защиту. Гражданско- процессуальная правоспособность. Гражданско-процессуальная дееспособность. 2. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса. 3. Правовое положение несовершеннолетнего как свидетеля в гражданском судопроиз- водстве Занятие 2. 1. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. 2. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны защиты. 3. Иные случаи участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Нормативно-правовые акты
12. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445. 13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 23.12.2010) // Российская газета. – 2010. – 27 декабря. - № 5372. 14. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст и справочные материалы с изменениями и дополнениями на 1 января 2009 года. - М.: Эксмо, 2009.
и дополнениями на 15 марта 2009 года. - М.: Эксмо, 2009.
Плюс». Литература 1. Афанасьев Н.П., Афонина Е.Е. Ювенальная юстиция в России? Да! // Сб. международных стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998. 2. Бабилова С.А., Штыкова Н.Н. Суды по делам несовершеннолетних в США, Англии и России. Сравнительно-правовой анализ: Учебное пособие. Муром, 2000. 3. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка// Российская юстиция. 1997. № 3. С. 28. 4. БойцоваВ., ГолованьА., Шасмутдинов Н. Ювенальная юстиция - защита для сирот // Российская юстиция. 1998. № 8. С. 17. 5. Введение в концепцию международных стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998. 6. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 32. 7. Карнозова Л., Максудов Р., Флямер М. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 74. 8. Косова О. Установление факта происхождения ребенка в особом судопроизводстве // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 41, 42. 9. Мельникова Э.Б. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. 1998. №11. С. 19. 10. Мельникова Э.Б., Ветрова Г.Н. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации (проект) // Правозащитник. 1996. №2. С. 18. 11. Проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в России и международный опыт создания ювенальной юстиции. СПб.: Программа развития ООН, 2000. 12. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1999. 13. Синицина И.В. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка // Юридический мир. 1997. № 8. С. 23-26. 14. Актуальные проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: Тезисы выступлений участников научно-практического семинара / Под ред. Л.М. Карнеевой. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. 15. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 34. 16. Булатов Б.Б., Галимов О.Х., Гирько С.И. и др. Производство дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебно-практическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2003. 17. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы// Российская юстиция. 2002. № 7. С. 13. 18. Ветрова Г.Н. Производство по делам несовершеннолетних. М., 1987. 19. Возбуждение и предварительное расследование дел о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие / Отв. ред. С.П. Ефимичев. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1982. 20. Гаврилов С.Т. Об опыте подготовки следователей по делам несовершеннолетних в г. Воронеже // Преступность и дети: сборник тезисов республиканской научно-практической конференции. М.: Российская криминологическая ассоциация, 1999. С. 34. 21. Гаврилов С.Т. Ювенальная юстиция // Главная тема. Социально-психологический журнал, 2003-2004. № 7. С. 10. 22. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб.: Питер, 2001. 23. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10. 24. Ермаков В.Д. Некоторые актуальные вопросы социальной и правовой защиты детей в современной России // Права ребенка. 1997. № 3. 25. Каневский Л.Л. Проблемы защиты прав и интересов участников судопроизводства при расследовании преступлений несовершеннолетних // Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры. СПб., 1998. С. 27- 28. 26. Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002. № 8. С. 36. 27. Мартыненко С.Б. Представители несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000. 28. Матвеев С.В. УПК РФ об участии законных представителей, близких родственников в расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 53. 29. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность/ Отв. ред. Ф.М. Решетников. М., 1990. 30. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. 31. Мельникова Э.Б., Ветрова Г.Н. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая модель) // Правоведение. 1996. № 2. С. 21-28. 32. Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних// Российская юстиция. 2000. № 6. С. 36. 33. Николюк В.В. Производство с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. Омск, 1994. 34. Организационно-правовые основы предупреждения и процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие.Воронеж: ВВШ МВД России, 1998. 35. Очередин В.Т. Обеспечение законности при расследовании преступлений несовершеннолетних следователями органов внутренних дел: Учебное пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1990. 36. Правосудие в отношении несовершеннолетних. М., 1998. 37. Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. В 2-х книгах. М.: Судебно-правовая реформа, 2000. 38. Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. М., 1999. 39. Проблемы предварительного расследования
Задачи по дисциплине «ювенальное право» 1. К школьному социальному педагогу обратилась по направлению классного руководителя мама пятиклассника. Сын в последнее время резко снизил успеваемость и поведение. Опишите этапы и методы работы консультанта. Что явится объектом, предметом и результатом его работы? 2. В четвертый класс в середине учебного года была принята школьница Анна П., младшая из четырех детей многодетной семьи мигрантов. Самому старшему ребенку в семье П. – 13 лет. В семье П. есть ребенок-инвалид (врожденный порок сердца, операция не дала положительных результатов). По данным психолого-педагогического обследования Анна П. имеет диагноз «педагогическая запущенность», родители педагогически несостоятельны. Как социальному педагогу организовать работу в данном случае? 3. «Несколько лет назад мы с мужем удочерили девочку с детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне не родная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушать, однажды даже отравилась. Сейчас дочери 14-ый год, учится плохо, часто пропускает школу, курит. Наших родственников не признает. Домой приходит поздно. Я волнуюсь. Как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах, да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила. Пожалуйста, помогите»? 4. Наташе 10 лет, она очень артистична, хорошо танцует, обладает лидерскими качествами. Родители её разведены, отец не живет в семье почти с рождения девочки. У Наташи есть брат, ему 2, 5 года; с самого рождения брата девочка занималась его обслуживанием и воспитанием, так как мама в состоянии алкогольного опьянения забывала о детях. Мама девочки очень агрессивна, часто употребляет спиртные напитки, устраивает драки, дебоши, издевается над детьми, избивает. У Наташи частые конфликты с мамой, она убегает из дома, не посещает школу. Какие должны быть действия в этом случае? 5. Антону 9 лет. Мама Антона рассталась с его папой, когда ему было 3 года. Папа обещал помогать семье, но потом исчез. Антон проживал вместе с мамой и бабушкой в общежитии. Вскоре, после продолжительной болезни, бабушка умерла и мальчика с мамой выгнали из общежития. Украли все документы. Фактически они стали бомжами. Скитались по чужим домам, жили в пригородах на даче. Мальчик до 9 лет никогда не учился в школе. Каковы действия в этой ситуации? 6. Родители Ефима (15 лет) жестко его контролируют: проверяют тетради, осматривают вещи, перепроверяют любую информацию, которую дает им сын. Недавно, когда родители выходные проводили на даче, Ефим установил замок на дверь в свою комнату и сказал родителям, что не будет впускать их туда. Как можно объяснить поведение подростка? Что можно порекомендовать родителям Ефима в плане гармонизации отношений с сыном? 7. У Семена (14 лет) постоянные конфликты с родителями. Родители требуют хорошей успеваемости, своевременного выполнения бытовых обязанностей, соблюдения режима. Семен часто игнорирует требования родителей. В ситуации жесткого обозначения родителями своих требований у подростку, он уходит из дома без согласия родителей на сутки-двое. Почему подросток так реагирует на конфликты с родителями? Что можно порекомендовать родителям Семена? 8. Классный руководитель обратил внимание на то, что в последнее время одна из учениц 7-го класса, прежде очень положительная скромная девочка, стала вести себя не совсем обычно – на перемене ни с кем не общается, отходит в сторону, если к ней приближаются одноклассники, на уроках чаще демонстрирует «отсутствующий» вид, однажды на улице ее видели с сигаретой в обществе взрослого мужчины. Бесед с классным руководителем избегает, говоря, что у нее все в порядке. Беседа с родителями тоже не дала никакой информации. Порекомендуйте, что предпринять в этом случае. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО» Назначением СРС является закрепление сведений, полученных студентами в ходе аудиторных занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий. В ходе СРС студент занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам семинаров и выбранной теме доклада, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. На основании собранных материалов готовятся устные выступления. Согласно учебному плану, СРС по дисциплине предусмотрена в объеме 32 часов. Распределение СРС запланировано в следующих формах: подготовка к семинарским занятиям – 28 часов, подготовка доклада на семинаре – 8 часов. При подготовке к лекциям студенту необходимо ознакомиться с содержанием курса для получения представления о проблеме, которую будет раскрывать преподаватель. При подготовке к семинарскому занятию студент на основании изучения литературы, рекомендованной ко всему курсу источников и литературы к данному занятию готовит ответы на вопросы семинарского занятия. Доклады на семинарах носят дополнительный к основным вопросам характер. Задача доклада – проиллюстрировать рассматриваемую на семинаре тему дополнительным фактическим или историографическим материалом. До начала семинарских занятий студенты выбирают по одной из тем докладов, предусмотренных планом семинарских занятий. Преподаватель следит за равномерным распределением докладов (не более 2-3 на семинар). При подготовке к докладу студенты используют источники и литературу, рекомендованные к данному занятию (п. 4.2.2.), а также проводят самостоятельный поиск материалов в библиотеках и ресурсах Интернет. Доклад ограничивается временем до 10 мин., в течение которых студент должен раскрыть основное содержание проблемы. Необходимо предусмотреть время (до 5 мин.) для ответов на возникшие в ходе доклада вопросы. Отвечая на контрольные вопросы и выполняя задания для самостоятельной работы, студент углубляет свои знания по предмету. Данные вопросы и задания могут быть использованы преподавателем при проведении контрольных срезов, в качестве дополнительных вопросов на экзамене. Темы курсовых работ из приведенного списка (п. 7.3.2.) студенты выбирают на третьем курсе в начале учебного года (до 1 октября). Предполагается, что курсовая работа на третьем курсе является углублением одного из аспектов предыдущей работы студента и формулируется преподавателем индивидуально каждому студенту с учетом примерной темы выпускной квалификационной работы.
|