Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занавес открывается
Надежда – школьная учительница, которой далеко за тридцать - в квартире сейчас одна, на ней симпатичное домашнее платье. Надежда на вытянутой руке держит светящийся глобус, который сейчас крутится, она выходит на авансцену.
НАДЕЖДА: (в зрительный зал) Здравствуйте, дорогие мои дети!.. Ах, вы уже не дети, ну, конечно, вы же у меня совсем взрослые! Итак, мои взрослые юноши и девушки, на сегодняшнем уроке нам предстоит отправиться в удивительное путешествие по скандинавским странам. (Показывает рукой в зрительный зал.) Светочка, успокойся. (В зрительный зал.) Димочка, мы договаривались, на моем уроке все мобильные телефоны отключены. Спасибо, Димочка. Ребята, а давайте мы с вами отправимся туда, куда я сейчас наугад попаду пальцем? Согласны? Тогда поехали! (Надежда раскручивает глобус и останавливает его пальцем.) Ап!.. И куда же мы попали? Ковер на стене слегка начинает шевелиться, но Надежда этого не замечает. НАДЕЖДА: Правильно, мы попали в Швецию! Какая же там удивительная экономическая система! (смотрит на глобус) Нет, не попали мы пальцем в Швецию, попробуем еще раз. (Раскручивает глобус, ставит палец на глобус и опять промахивается.) Оп-ля! И снова промахнулась… Странно, откуда так дует?
Звучит музыка. Надежда оглядывается, и ковер на стене сразу перестает шевелиться. Надежда подходит к ковру, поправляет висящий на ковре букет увядших веток, затем она вновь раскручивает глобус и останавливает его пальцем.
НАДЕЖДА: Ап, ну опять мимо!.. Нет, надо включить обогреватель. Только куда я подевала его, не знаете, ребята?
Надежда ищет в комнате обогреватель, подходит к туалетному столику, ставит глобус на столик. Колокольчик на зеркале коротко звякнул. Надежда удивленно смотрит на колокольчик, озирается по сторонам.
НАДЕЖДА: Что это? Землетрясение?
Из-за ковра появляется рука, которая шарит по стене, но Надежда этого не видит. Надежда ищет обогреватель. Когда Надежда поворачивается к ковру, рука сразу же прячется за ковер, (и так два раза). И едва Надежда отворачивается, как ковер вновь начинает шевелиться, а колокольчик коротко позвякивать.
НАДЕЖДА: (Надежда поправила колокольчик.) Вроде, стихло… Ладно, будем считать, произошло маленькое землетрясение, и к уроку я готова. (Надежда достает из-под дивана обогреватель.) А после изложения нового материала я вызову к доске Максима и послушаю его жалкий лепет, потом сделаю объявление, что скоро им предстоит контрольная работа, они мне сразу – не надо, Надежда Сергеевна! И тут я скажу про подарки! Кто мне хорошо напишет контрольную по экономической географии, тот получит от меня… Телевизор сам включается, в телевизоре помехи, сквозь которые слышны обрывки телепрограмм, слышно, как переключаются каналы, затем отчетливее и громче звучит музыка. Свет начинает мерцать и мигать, в комнате на некоторое время становится немного темнее. Колокольчик вновь позвякивает. Из-за ковра пошел очень-очень небольшой дым. Надежда растерянно оглядывается по сторонам. Она смотрит то на телевизор, то на колокольчик и вздрагивает от каждого короткого позвякивания. (При желании, у Надежды здесь может быть танец-пантомима, под аккомпанемент колокольчика.) Вновь из-за ковра показалась рука, (которая хорошо видна в луче света), рука шарит по стене, словно ищет выключатель.
НАДЕЖДА: Подарок… мальчики получат…
Оглядываясь на колокольчик и телевизор, Надежда идет включать обогреватель и, наконец, она замечает, как из-за ковра выползает рука, затем нога, и вот уже из-за ковра просочился весь Николай Петрович. НАДЕЖДА: И девочки тоже… получат… Николай Петрович в строгом черном костюме. Возможно, он чем-то похож на жениха, в петлице его пиджака увядший цветок. (Маловероятно, чтобы Николай Петрович был одет в балахон колдуна, но в жизни всякое бывает, а уж в театре тем более.) Николай Петрович нередко передвигается «мелкими шагами», как в танцевальном ансамбле «Березка». Возможно, его движения иногда плавные, а лицо слегка бледное, и временами он выглядит слегка заторможенным, и чуть задумчивым. (Когда это необходимо, Николая Петровича может сопровождать цветной луч света.) Надежда роняет обогреватель. Нижеследующий диалог проходит в быстром темпе.
НАДЕЖДА: (кричит) Ай!.. Вы кто?! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А яНиколай Петрович, здравствуйте… (оглядывается) НАДЕЖДА: Привет, я вас не знаю. Но как вы оказались в моей квартире?! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Так я пришел… (Николай Петрович одним движением руки выключает телевизор.) НАДЕЖДА: Это понятно, что пришел, но откуда вы вдруг пришли?! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: С кладбища. НАДЕЖДА: Очень хорошо, что вы с кладбища, а то мне показалось, что вы из ковра пришли… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Правильно, я с кладбища, потом через ковер, и прямо к вам… НАДЕЖДА: Достаточно, я уже все поняла, это у меня кружится глобус, и сейчас я упаду в обморок… (Надежда едва не падает в обморок.) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Крепитесь, Наденька… НАДЕЖДА: Я стараюсь… И что же вы делали на кладбище? Простите за глупый вопрос, видимо, у вас там кто-то умер, приношу вам свои соболезнования. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (плачет) Спасибо, Наденька, только к несчастью, это я и умер… НАДЕЖДА: Надо же, как вас угораздило… А что если мы не будем так сильно огорчаться. Это со всяким бывает, как говорится, все там будем. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: И вот здесь вы совершенно правы, Наденька. НАДЕЖДА: Значит, вы покойник с кладбища, который проходит сквозь прямо стены? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да что ты, нет, конечно! Покойники – они лежат, а я, как видишь, хожу, и на вид, как живой, правда? НАДЕЖДА: Правда. Так вы что, привидение? (Надежда пытается дотронуться до Николая Петровича, но сразу отдергивает руку.) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Получается, что так… Вот уж не думал, что когда-то стану привидением, горе-то какое! (снова плачет) НАДЕЖДА: Сейчас я дам салфетку. (Берет с туалетного столика бумажную салфетку, приближается к Николаю Петровичу, останавливается.) Нет, не дам! Это же от вас так холодом тянет, ну просто мама дорогая!.. И позвольте спросить, но что вы в моей квартире забыло? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А я и правда забыл… НАДЕЖДА: У привидения склероз? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да… НАДЕЖДА: Так лечиться надо! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Наденька, ну, что вы такое говорите… Вспомнил! Это же меня ваш заговор привлек и помог через ковер пройти! НАДЕЖДА: Какой еще заговор?! Да это ты мне зубы заговариваешь… Надежда подкрадывается к телефону. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А вы звоните, я не мешаю. (Надежда взяла телефонную трубку и тут же ее бросила.) Только скажите, под ковром – это ваше? Николай Петрович достает из-за ковра небольшой сложенной листок бумаги, разворачивает и читает.
«Приди суженый-ряженый, Красотой моей привороженный, У обрыва я стою, на темну воду смотрю, Силы небесные призываю, Тебя, любимый, завлекаю...»
НАДЕЖДА: Хватит! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Так ваш заговор на привлечение жениха? НАДЕЖДА: Мой! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ну, вот я и пришел. НАДЕЖДА: Наконец-то… Отдай сюда! (Николай Петрович протягивает листок.) Нет, не приближайтесь! Положите на стол! Николай Петрович кладет листок на стол. Надежда хватает листок, сворачивает его и прячет у себя на груди. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (показывает на ветки на ковре) А на ковре у вас что это за веник? НАДЕЖДА: Ветки бузины. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Тоже для привороту? НАДЕЖДА: Тоже. Соседка говорит, они для замужества хорошо помогают. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Колокольчик тоже помогает? НАДЕЖДА: Колокольчик – это злых духов отгонять. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Боже, какая же вы темнота, Наденька. Двадцать первый век на дворе, передовая учительница, и какие-то глупые заговоры под ковром держите. НАДЕЖДА: Ну, интересно, так я же замуж хочу. И что-то мне подсказывает, что заговор сработал, и у меня жених появился? Я не могу в это поверить, просто тихий ужас… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Я не ужас, я Николай Петрович, значит, я жених теперь ваш? НАДЕЖДА: Не-ет!! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Но вы сами же сказали, что заговор сработал, так что теперь все… НАДЕЖДА: Что - всё? Ну, что – все?! И мы что, поженимся? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А у меня паспорта нет, как же мы наш брак зарегистрируем? НАДЕЖДА: Немедленно вон отсюда! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да никуда я не пойду. Наденька, мы же с вами так похожи, мы оба – две такие одинокие души… И мне тоже, так любви не хватает… НАДЕЖДА: А я, простите, тут при чем? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А ты мне ее дашь. НАДЕЖДА: Кого? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Любовь. НАДЕЖДА: Ма-ма!.. Мама, скорей! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Мама в санатории. НАДЕЖДА: Я забыла. А вы откуда знаете? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Я много чего знаю.
Николай Петрович щелчком пальцев включает телевизор, таким же способом переключает пару каналов, находит нужную музыку и начинает танцевать «Танец влюбленного покойника-привидения-жениха». НАДЕЖДА: Все, я вызываю полицию! (бросается к телефону) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Пожалуйста, тогда я сейчас уйду. (вздыхает) А ночью вернусь… (направляется к ковру) НАДЕЖДА: Нет! Останьтесь! Полиции не будет! (Кладет телефонную трубку.) Мы же сами все уладим, верно? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Если ты сумеешь мне помочь, я не приду к тебе ночью. НАДЕЖДА: Я обязательно сумею! Этот заговор сожгу, квартиру церковной водой оболью... НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Не поможет. НАДЕЖДА: Почему? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Потому. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: У меня гениальная идея! А что если мы брачное объявление на кладбище повесим, и развесим во многих местах, объявление про то,, что Николаю Петровичу срочно требуется невеста, ну как вам идея? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Объявление на кладбище? НАДЕЖДА: Да! Мне для вас ничего не трудно! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ну, просто бред какой-то… НАДЕЖДА: (обиженно) Как это бред? Ну, ты и наглый, вообще, я скажу… Да это ты сам бред ходячий! Я еще хотела ему как лучше, да видно не угодила… Тогда гуляй, откуда пришел! Давайте, привидение Петрович, через ковер или в дверь, но только прямо сейчас! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (оглядывается, радостно) Я вспомнил! НАДЕЖДА: Чего еще? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Вот вы меня гоните, а эта квартира моя! НАДЕЖДА: А вот это у нас уже никак не пройдет! И я не посмотрю, что ты привидение или какая там еще холера, и свою квартиру я никому не отдам! Мне квартиру пол года назад от города бесплатно дали, как победительнице конкурса на звание лучшего преподавателя школьной географии! Я лучшая географичка нашего города, и квартира моя! (топнула ногой) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А раньше была моя… НАДЕЖДА: Ну, всех испортил квартирный вопрос. Вам что там, на кладбище места не хватает? Да я знать не желаю, чья квартира была раньше, сейчас она только моя и мамина! Мы же с мамой всю жизнь прожили в маленькой комнатушке, в коммунальной квартире, и в очереди на эту прекрасную квартиру мы двадцать два года стояли, и если бы я не победила на конкурсе учителей, так мы бы еще столько же лет ее ждали! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Повезло вам, что я умер… НАДЕЖДА: Да, повезло! И в моей квартире не водятся привидения, домовые, клопы и тараканы, здесь только я и мама… водятся! А вы немедленно отсюда убегаете, иначе я, иначе...
Надежда хватает флакон одеколона в форме гранаты-лимонки, подбрасывает его на руке, Николай Петрович, не реагирует, тогда Надежда замахивается на него «гранатой». НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А это у вас граната? НАДЕЖДА: Одеколон. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: На гранату похож. НАДЕЖДА: Да, бутылочка похожа, оригинально, правда? Это французский… (Брызгает из флакончика в Николая Петровича, тот чихает.) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: И где вы только достали эту гадость?
На Лестничной площадке появляется Маша, она листает большую книгу и звонит во входную дверь квартиры Надежды.
НАДЕЖДА: На распродаже, мне сказали, что это французская туалетная вода, но, наверное, обманули. Я это ученикам в подарок купила, кто мне контрольную по географии хорошо напишет, мальчикам одеколон, а девочки – духи. (Во входную дверь квартиры раздается звонок.) Наконец-то, кто-то пришел меня спасать… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А, может, это ко мне? НАДЕЖДА: Подружка с кладбища? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ах, да… НАДЕЖДА: Сейчас мы вдвоем тебя быстренько из моей квартиры выгоним, уж ты не сомневайся!.. Надежда выбегает из комнаты. Николай Петрович идет к ковру и скрывается за ковром. Надежда вталкивает в комнату Машу, у которой в руках большая «Книга о вкусной и здоровой пище». НАДЕЖДА: Машенька, проходи скорей, ты только не бойся… МАША: Да я и не боюсь, а чего бояться? НАДЕЖДА: (оглядывается) Где же он? МАША: Кто? НАДЕЖДА: Маша, ты его не видишь? МАША: Ой, Надюша, у тебя что, никак мужчина появился?! Я поздравляю!.. НАДЕЖДА: Если бы мужчина… Привидение приперлось! МАША: Да ты что?! Неужели барабашка завелась? НАДЕЖДА: Да какая барабашка? Говорю же, натуральное привидение! МАША: Как тень отца Гамлета? НАДЕЖДА: Гораздо еще хуже, и оно такое наглое, просто жуть… Оно еще утверждает, что моя квартира – это его квартира! МАША: Кого? НАДЕЖДА: Да привидения, кого же еще! И знаешь, мне кажется, он собирается опять здесь поселиться. МАША: В твоей квартире? НАДЕЖДА: Ну, а где же! (Не без скрытой гордости.) И еще он хочет на мне жениться. МАША: Ну, конечно, ты ведь не такая уж и старая. Прости, я хотела сказать, у тебя еще полно шансов выйти замуж! НАДЕЖДА: Спасибо тебе, дорогая соседка, и ты нас благословляешь? НАДЕЖДА: Ну, естественно! В твоем-то возрасте нужно просто срочно выскакивать замуж, причем, за любого!.. Но это же невозможно! ГОЛОС НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА: (из-за ковра) Возможно! НАДЕЖДА: (Она испугалась, даже подпрыгнула, оглядывается.) А-а! МАША: Что с тобой? НАДЕЖДА: Слышала?! МАША: Нет, а что слышала? НАДЕЖДА: Тогда проехали… МАША: Кстати, ветки бузины ты повесила – это ты правильно. А я тебе еще заговор на привлечение жениха давала, ты его переписала? НАДЕЖДА: Переписала. МАША: Под ковер положила? НАДЕЖДА: (прижимает руки к груди) Положила. МАША: И что? НАДЕЖДА: Пришел покойник. МАША: Обалдеть! Наденька, да что ты такое говоришь? НАДЕЖДА: Машенька, а как ты думаешь, про что я тебе тут полчаса говорю?! МАША: Про барабашку. Ты мне ее покажешь? НАДЕЖДА: Нет. МАША: Почему? НАДЕЖДА: Она ушла. МАША: Жаль… А когда вернется? НАДЕЖДА: Не сказала! МАША: (Ищет в комнате барабашку.) Ну, надо же, опоздала я на барабашку посмотреть… А мне этот заговор прямо сразу помог. И сегодня ровно месяц, как я замужем, счастливая, просто сил нет. Правда, муженек впервые что-то начал капризничать, и на руках меня еще с утра не носил. (Осматривает комнату.) Барабашка, ты не хочешь мне показаться? Ты можешь и в мою квартиру заглянуть, я тебя не боюсь, у меня муж дома. (Надежде) Мой Андрюшенька сегодня выходной. НАДЕЖДА: Маша, да ты что, мне не веришь? МАША: Про привидение, которое хочет жениться, конечно, не верю. Пускай мы с Андрюшенькой совсем недавно в этот дом переехали, и всего два месяца мы снимаем квартиру напротив тебя, но мне ведь казалось, Надюша, что за это время мы с тобой уже стали, как подруги? Во всяком случае, мы с тобой хорошие соседки, а ты меня глупо так разыгрываешь, когда у меня в семье неприятности намечаются. Мой Андрюшенька сильно кушать у меня просит, представляешь? НАДЕЖДА: Впервые после свадьбы? МАША: Да, впервые! Только колбасу из магазина он больше не хочет. Я говорю, давай яичницу сделаю, но от яичницы он категорически отказывается, говорит, мою яичницу он уже видеть не может, ему котлетки подавай! НАДЕЖДА: Ну, так и сделай котлетки. МАША: Вот я и пришла с тобой посоветоваться. А если мне вот эти состряпать, а как они делаются, я не знаю. (Открывает книгу и показывает Надежде страницу.) НАДЕЖДА: Здесь же все написано, читать умеешь? МАША: А вкусные получатся? НАДЕЖДА: Вкусные, если не пережаришь. МАША: А мясо руками надо брать? НАДЕЖДА: Ну, а чем же? МАША: Нет, но я не могу! Я же недавно маникюр хороший сделала и потом, я брезгую сырое мясо руками брать. Я ведь уже год, почти как вегетарианка, потому что я за фигурой слежу. Мясо и курицу я совсем не кушаю, а только яйца и творожка немного. НАДЕЖДА: Так перчатки надень. МАША: Придется. А сколько раз надо мясо прокручивать в мясорубке? Здесь не написано… (показывает в раскрытую книгу) НАДЕЖДА: Одного раза хватит. Ты что, готовить совсем не умеешь? МАША: Совсем. Пока ведь я замуж не выскочила, мне же мама всегда готовила.
За ковром Николай Петрович чихнул. НАДЕЖДА: (оглядывается) Будь здоров, не кашляй! МАША: Это ты кому? НАДЕЖДА: Ему. Значит, хотела ты барабашку? Сейчас ее увидишь! МАША: Ой, что-то я уже и боюсь. А где она? НАДЕЖДА: (заговорщически Маше) Там! Надя и Маша подкрадываются к ковру и смотрят за ковер.
МАША: Ничего не видно… Знаешь, я лучше пойду… А ты с этим полтергейстом будь поосторожней, ты поняла?! НАДЕЖДА: Да это не полтргейст, впрочем, тебе не понять. Машенька, не оставляй меня!.. МАША: Но мне же котлетки надо... А если твоя барабашка снова появится, ты сразу мне звони, я прибегу посмотреть. НАДЕЖДА: Обязательно. Я за тобой закрою.
Надежда и Маша выходят из комнаты. Свет начинает мигать, затем мерцать. Возможно, на сцене на короткое время становится чуть темнее. Из-за ковра появляется Николай Петрович и начинает бегать по комнате, и что-то искать. Колокольчик нервно позвякивает. Маша выходит на «Лестничную площадку», дверь за ней закрывается. Маша смотрит на дверь квартиры Надежды, прикладывает руку к щеке и сокрушенно качает головой. Надежда осторожно входит в комнату и видит бегающего Николая Петровича. Колокольчик звенит. Николай Петрович останавливается и чихает. Колокольчик громко звякнул. Наконец, Николай Петрович замечет Надежду.
НАДЕЖДА: Явился - не запылился? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да, ковер у вас очень пыльный… НАДЕЖДА: Ой, простите великодушно! Я завтра же отдам ковер в химчистку, чтобы вы только не чихали! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Наденька, а где вся моя мебель? Вот здесь был шкаф, а здесь стоял мой любимый стол. И где же мое всё?! НАДЕЖДА: Да откуда я знаю, разворовали, наверное. Когда мы с мамой сюда въехали, квартира пустая была, одно только кресло вот здесь стояло. (Надежда показывает, где стояло кресло.) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Черное? НАДЕЖДА: Да, старое. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Кожаное? На этом месте?! НАДЕЖДА: Да, такое рваное и ужасное… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Так давай же мне его скорей! Куда ты его переставила? НАДЕЖДА: А мы с мамой это кресло на помойку выбросили. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (хватается за сердце) Не может быть… А где помойка, веди меня туда! НАДЕЖДА: Кресло мы возле мусорных баков оставили, и его давно уже отвезли на мусоросжигательный завод. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Нет… Это невозможно!.. (Николай Петрович падает на колени, а, может быть, не падает). В том кресле были все мои деньги, все мои накопления за всю мою жизнь! Я ведь банкам не доверял, и все деньги я дома хранил, и в черное кресло, под обивочку прятал, чтобы воры не нашли! В том же кресле были многие и многие тысячи, а в иностранных разных валютах вообще вот такая пачка была, и еще двадцать восемь золотых монет я зашил под обивочку, в спинку кресла! НАДЕЖДА: Вы что, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова начитались? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да при чем тут Ильфа и Петрова? Я эти деньги всю свою жизнь копил, ничего не покупал, вечно на всем экономил! От меня и жена из-за денег ушла! НАДЕЖДА: Из-за вашей жадности? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Прекрати надо мной издеваться! Я уже окончательно все вспомнил! Я за моими деньгами сюда пришел, чтобы с собой их забрать! НАДЕЖДА: Куда забрать? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Туда, в райские обители. НАДЕЖДА: А с деньгами в рай не пускают! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ты-то откуда знаешь? НАДЕЖДА: Мне почему-то так кажется. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да мало ли, что тебе кажется. Это мои личные деньги, значит, их надо ко мне поближе положить, куда-нибудь туда, в уголок, что ли… НАДЕЖДА: В гроб, что никто не уволок? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да! Собственно, а почему это мои же деньги и нельзя ко мне поближе?.. НАДЕЖДА: Да потому, что они пропали. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Нет, я этого даже слышать не желаю! Ты обязана мне их вернуть! НАДЕЖДА: А у меня денег нет. Мы с мамой живем от моей зарплаты до зарплаты, пенсия у мамы маленькая, и накоплений у нас никаких… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Тогда мне придется забрать у тебя что-нибудь ценное, в качестве компенсации… НАДЕЖДА: Берите, что хотите, мне не жалко.
Николай Петрович осматривает комнату, он осторожно пытается потрогать вещи, впрочем, не прикасаясь к ним, присматривается к подушке на диване, к зеркалу, креслу. НАДЕЖДА: Это в гроб не поместится. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: И без тебя вижу! Да у тебя тут вообще ничего ценного… НАДЕЖДА: Можете подушечку взять, если понравилась. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Не понравилась! НАДЕЖДА: Ну, как знаете. Интересно, а на вашем кладбище еще много таких как вы? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Нет. Я один там такой, неприкаянный… НАДЕЖДА: Вот что, неприкаянный, мне тоже очень жаль, что ваши денежки пропали, но с этим фактом нам как-то придется смириться. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Окончательно пропали? НАДЕЖДА: Окончательней не бывает. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Нет, я этого не переживу, я умираю!..
Николай Петрович начинает медленно «умирать». НАДЕЖДА: А вот это хорошая идея… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (перестает «умирать») Нет, без денег я не могу умереть… НАДЕЖДА: Кошмар!.. И кто только из гроба его выпустил?! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Я сам выбрался. Неожиданно вдруг очнулся, оглядываюсь по сторонам, и вижу, что я на кладбище, сижу на своей могиле, ты представляешь?! Я ведь уже больше года, как умер, и с тех пор не один месяц по кладбищу все брожу и пытаюсь что-то вспомнить. Живые иногда меня видят, но сразу же от меня убегают. Я им кричу: «Эй! Подождите, постойте!..» Но они бегут и бегут от меня, как бежал Мопассан от Эйфелевой башни… И никто почему-то за мной не приходит, ни ангелы, ни черти какие-нибудь, вот беда. НАДЕЖДА: Значит, мало нагрешили, раз черти не приходят. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да о чем ты вообще говоришь?! Я ведь живой был просто супер… супер… НАДЕЖДА: Супермен? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Суперправедник! Я при жизни экстрасенсорикой занимался, людей руками лечил, всякими разными пассами, и бесплатно даже... иногда. Но вдруг от сердечного приступа скоропостижно скончался, упал в кусты возле кинотеатра, и сутки там пролежал, а люди толпами шли в кино, и никто меня не замечал… И все мои пациенты сразу же про меня забыли, побежали лечиться к другим шарлатанам. Жизнь прошла зря!.. Жена от меня ушла, детей нет, денег нет, и квартира моя досталась городу и глупой учительнице, которая мои деньги на помойку выбросила-а! Я тебя задушу!..
Николай Петрович хочет задушить Надежду, она этого явно не хочет и убегает от него. НАДЕЖДА: Ма-ма! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Мама в санатории! НАДЕЖДА: Я помню! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Зачем жил, страдал, зачем экстрасенсорил?!. НАДЕЖДА: А при жизни вы были шарлатаном или вы настоящий экстрасенс-покойник? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да, конечно, я настоящий! НАДЕЖДА: Тогда вы обязаны знать, как вас можно туда, обратно… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Отфутболить? НАДЕЖДА: Простите, я не хотела вас обидеть, но надо же вас туда, как-то того… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Без денег? НАДЕЖДА: Ну, почему же без денег?! Я вам отдам все, что от моей зарплаты осталось. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Твои деньги мне не нужны, они мне вообще не нужны, я это уже понял… Конечно, я сильный был экстрасенс, и я знаю, что со мной произошло. Чтобы в райские обители подняться, мне энергии любви не хватает, вот поэтому я и превратился в мытаря. НАДЕЖДА: Мытари – это сборщики налогов были такие когда-то. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А в наше время так называются такие неуспокоенные души, которые после смерти бродят среди живых и любовь себе собирают, чтобы им, то есть, чтобы мне, можно было на крыльях чужой любви в райские обители подняться. Ну, так полюбижетыменямнетакплохобезденег! (Быстро приближается к Надежде.) НАДЕЖДА: (кричит) А-а, спасите!! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Взамен я исполню любое твое желание! Ну, хочешь, я стану твоим ангелом-хранителем? НАДЕЖДА: Все что угодно, только не это! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Неужели, я совсем тебе не нряви-люсь? НАДЕЖДА: Почему, вы очень милый, по-своему... НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Правда? И меня можно полюбить? НАДЕЖДА: Ну, конечно, можно! Только я вот этим делом с привидениями еще никогда не занималась. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Неужели? НАДЕЖДА: (закатывает глаза) Представьте себе! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Значит, у нас еще все впереди…
Телевизор включается. Николай Петрович начинает «соблазнительно» и «по привиденчески» танцевать, но почти сразу же прекращает свой танец. Телевизор выключается.
НАДЕЖДА: (кричит) Нет! Даже и не надейся! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: (разочарованно) И очень жаль… А если у нас будет платоническая любовь? НАДЕЖДА: Вот на платоническую я согласна. НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Наденька, тебе надо только молебен в церкви заказать за мой упокой, да на кладбище сходить, но обязательно с любовью. Авось, тогда я и поднимусь. Моя могила шестнадцать тысяч двести десять, а кладбище, возле санатория, что за городом… НАДЕЖДА: Мама моя как раз в этом санатории отдыхает. И все? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Все. НАДЕЖДА: Договорились! НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Но, главное, чтобы ты полюбила меня по-настоящему! Сможешь, Наденька? (Надежда согласно кивает головой.) А я в долгу не останусь! Я ведь могу сделать так, чтобы твои заветные мысли и мечты осуществились. Ты хочешь этого? НАДЕЖДА: И разве такое возможно? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ну, а как же! Я и живым был, тоже много чудотворил. Угнанные машины пачками находил, сбежавшего жениха за три часа невесте возвращал, да всего и не перечислишь. Так ты хочешь, чтобы твои заветные мысли чудесным образом и материализовались? НАДЕЖДА: (засмущалась) Боязно мне что-то, но давайте немножко попробуем… А можно так начудотворить, чтобы ко мне пришел тот, о ком я больше всего думаю? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Да это запросто! Но что-то я плохо его вижу. (прикладывает ладонь ко лбу, делает пассы) А-а, теперь увидел… Жди, скоро будет! НАДЕЖДА: Ну, если мы обо всем договорились, так, может, и попрощаемся? НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А не обманешь меня? НАДЕЖДА: Я что, враг себе? Все сделаю, как надо! И молебен закажу, и полюблю, да я вас уже полюбила! Вы же такой… хорошо сохранившийся. Надежда дарит Николаю Петровичу губами воздушный поцелуй.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Обнимемся на прощанье? НАДЕЖДА: Лучше не надо… Давайте, мытарь Петрович, вы поскорее проваливайтесь… Простите, я хотела сказать, вы улетайте в свои райские обители. (Напевает на мотив «Летите, голуби, летите...»). Летите, мытари, летите… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Ты мне обещала! НАДЕЖДА: (поет) Для вас нигде преграды нет… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: Прощай, Наденька! НАДЕЖДА: (поет) Несите, мытари, несите… НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: А что мне нести, с пустыми руками ухожу… НАДЕЖДА: (поет) Народам райским мой привет…
Надежда машет Николаю Петровичу рукой. Помахав рукой на прощание, Николай Петрович тоже посылает Надежде воздушный поцелуй и исчезает за ковром. Из-за ковра появляется очень небольшой дым. НАДЕЖДА: Прощайте!.. О, Боже мой!.. Надежда без сил падает в кресло и начинает дрожать, словно от холода, так что зуб на зуб не попадает: «ав-ав-ав». Сидя в кресле, она набирает телефонный номер.
НАДЕЖДА: (в телефонную трубку) Ма-ма, к-как ты отдыхаешь? Хотя, не важно... Мама, то, что тебе кефир не достался, это не важно!.. Слушай меня внимательно, тебе надо срочно заказать в церкви молебен за упокой Николая Петровича, который в нашей квартире раньше жил. И в церкви еще поставь десять, нет, поставь двадцать свечек для того, чтобы он поскорее поднялся… Да не из гроба поднялся, наоборот, чтобы он скорее убрался к себе в могилу! Я потом тебе все объясню, а сейчас ты сделай все, как я сказала! И еще сходи к нему на кладбище, могила шестнадцать тысяч двести десять, и отнеси туда печенье и конфеты, но только с любовью… Да затем, иначе нам житья от него не будет! А так, он же снова явится!.. Покойник, ну кто же еще!.. Да какой там, к дождю... Какой там, во сне!.. Ну да, во сне, во сне, конечно… И будет меня душить во сне, душить, или еще чего сделает, а я дома одна! (Ковер на стене начинает шевелиться.) Все, больше не могу говорить!.. Да, у меня картошка подгорает! (Ковер снова «оживает», Надежда снимает с ноги тапочек и бросает его в ковер.) Мама, принимайся за дело, я перезвоню! (Кладет трубку, подбегает к ковру на стене, заглядывает за ковер.) Неужели показалось? Мне надо срочно что-нибудь выпить…
Надежда обувает тапочек и выбегает из комнаты. Ковер вновь начинает шевелиться. Стены комнаты в квартире Надежды вспыхивают неясным, слабым свечением. Надежда возвращается в комнату, в руках у нее пузырек с каплями и стакан с водой, а под мышкой она еще держит игрушечную (или живую) морскую свинку. (Если реквизиторский цех театра не хочет содержать живых морских свинок, в таком случае, свинки в спектакле вполне могут быть игрушечными.) Надежда кладет свинку в кресло и трясет пузырек над стаканом.
НАДЕЖДА: Восемь, девять, десять...
Надежда капает из пузырька себе в рот и запивает водой из стакана. Поставив стакан с водой и пузырек на стол, Надежда берет в руки морскую свинку и садится в кресло.
НАДЕЖДА: Васенька, любименький ты мой, ты бы видел весь этот ужас, который здесь был. Нет, хорошо, что ты его не видел, мой сладкий, иначе ты бы обкакался от страха. (Целует морскую свинку в нос.) Единственная радость моей жизни - это ты, Васятка! Один ты меня любишь, за исключением, конечно, покойников...
Звучит музыка. Телевизор включает. Стены квартиры начинают мерцать и слегка светиться, на какое-то время освещение комнаты становится немного приглушенным. ОДИ: (Из-за ковра показалась голова Оди.) И меня! НАДЕЖДА: Что?!
Из-за ковра выбирается женщина, она держит на руках такую же, как у Надежды, морскую свинку, с бантом на шее. На Оди платье почти в точности такое, как и у Надежды. Наряды этих двух женщин почти одинаковые, разве что пуговицы могут быть другого цвета или иная отделка платья. (При желании, в первый раз Оди может появляться одетая в неопределенные, бесформенные хламиды, которые временами скрывают даже ее лицо, а во второе свое появление Оди выходит в таком же платье, как у Надежды.) Оди часто повторяет движения Надежды, либо одновременно с Надеждой, или с задержкой на секунду-другую, иногда откровенно пародийно.
ОДИ: Я тебе говорю, кроме твоей морской свинки, еще я тебя люблю! НАДЕЖДА: Кыш! Пошла отсюда! Убирайся на свое кладбище!
Надежда снимает с ноги тапочек и бросает его в Оди. Оди ловко уворачивается от летящего тапка, прикрывая при этом рукой свою морскую свинку.
ОДИ: Не смей бить мою радость!
Оди поднимает тапочек Надежды и бросает его в Надежду. НАДЕЖДА: (Прикрывает рукой свою морскую свинку от летящего тапка.) Исчезни! (Надежда хотела что-нибудь еще кинуть, но передумала. Она осеняет воздух крестным знамением.) Сгинь! Брысь! ОДИ: Ага, прям я так и сгинула. А живу я здесь, как будто ты не знала?
Надежда берет телевизионный пульт и выключает телевизор. НАДЕЖДА: И эта туда же… ОДИ: Но ты сама ведь хотела, чтобы пришел тот, о ком ты всегда думаешь… И ты все правильно у него попросила!.. Да ты не глупая корова… НАДЕЖДА: А я, кажется, про корову тебе ничего не говорила.
Надежда поднимает и обувает тапочек.
ОДИ: То, что ты глупая корова, это ты подумала. Наденька, неужели ты меня не узнаешь? Я же твое одиночество!
Оди пытается обнять Надежду, но она не хочет обниматься. Стены квартиры немного засветились.
Короткая пауза, во время которой Надежда разглядывает Оди.
НАДЕЖДА: Какая гадость! ОДИ: (обиженно) Мне кажется, ты мне не рада…
Снова стены квартиры перестали светиться.
НАДЕЖДА: Но я ведь надеялась, что большее всего я думаю о мужчинах, а пришло какое-то бесполое одиночество... ОДИ: Как это«бесполое»?! (с гордостью) Я одиночество женское! И чаще всего ты думаешь не про мужчин, а про меня, про свое одиночество! НАДЕЖДА: Ну, надо же… (рассматривает Оди) А худенькой тебя не назовешь… ОДИ: (обиженно) Так это все из-за тебя, это ты меня раскормила своими слезами. Когда ты плачешь, я толстею… Надежда кладет в кресло свою морскую свинку, поднимает с пола обогреватель и замахивается им. Одиночество испуганно прижимает к груди свою морскую свинку. НАДЕЖДА: Говоришь, одиночество свое я раскормила? А вот я придушу тебя шнуром от обогревателя, и ты сразу же исчезнешь, потому что тебя нет, и ты вообще не существуешь! ОДИ: Да что вы такое говорите! А я для тебя гораздо более реальна, чем все твои подруги! Просто раньше ты не могла меня видеть, хотя и всегда чувствовала, а твое привидение сделало так, что теперь ты меня видишь, и даже можешь со мной разговаривать, как здорово, правда?
И снова стены квартиры начали снова немного светиться.
«Стоп-кадр». Надежда бросила обогреватель и застыла с открытым ртом.
ГОЛОС НАДЕЖДЫ: Кажется, эта жуткая тетка – тоже привидение, которое, как песню, не задушишь, не убьешь… ОДИ: Я тебе не привидение, а повседневная реальность твоей жизни. ГОЛОС НАДЕЖДЫ: Поняла! Это же я сплю, и мне снятся кошмары! ОДИ: Что ты там бормочешь? ГОЛОС НАДЕЖДЫ: А что если действительно, мое одиночество живет у меня под ковром? ОДИ: Ты можешь называть меня гораздо короче – просто Оди, или Одюня, или Одюша. ГОЛОС НАДЕЖДЫ: Почему Одюша? ОДИ: Ты Надюша, а я – Одюша. Ты моя Надюшка, я – твоя Одюшка. Да и не спишь ты, глупая! ГОЛОС НАДЕЖДЫ. Нет, я сплю! Ну, хоть бы мужчина какой-то приснился, а то наверняка этот сон эротический, и такой дурацкий. Сначала покойник приснится, потом одиночество с крысой, ну просто безобразие! ОДИ: А хочешь, помогу тебе проснуться? ГОЛОС НАДЕЖДЫ: Хочу…
Конец «стоп-кадра». Оди щипает Надежду, которая вскрикивает и «оживает». НАДЕЖДА: Ай, больно же! ОДИ: Проснулась?
Стены квартиры перестали светиться.
НАДЕЖДА: Да! И ты тоже здесь? ОДИ: Конечно, а ты куда улетела? НАДЕЖДА: Я задумалась. Но ведь если я не сплю, тогда получается, что я кукукнулась… И у меня съехала крыша… ОДИ: Да ничего у тебя не съехало. НАДЕЖДА: И вот как же я теперь, сумасшедшая, в школе покажусь? ОДИ: Как всегда: «Здравствуйте, дети, ку-ку, на сегодняшнем уроке мы отправимся в удивительное путешествие, ку-ку…» (смеется) Надежда берет на руки свою морскую свинку, гладит ее. Оди тоже гладит свою свинку, которая у нее на руках. Надежда смотрит на Оди, Оди смотрит на Надежду, и далее они «зеркалят» друг друга. НАДЕЖДА: (собирается заплакать) Васенька, что же теперь нам делать? ОДИ: Только не реветь! НАДЕЖДА: Я постараюсь… (Надежда целует Васеньку. Оди тоже целует свою морскую свинку.) И прекрати ты меня передразнивать! Я кукукнулась, а у нее ни капли жалости! ОДИ: Ты не кукукнулась, и я тебя не передразниваю, это у меня само собой так получается. И моя зайка – она тебе не крыса, а как и у тебя, она морская свинка, и я ее тоже очень люблю. Одиночеству тоже ведь надо кого-то любить. Вот я и люблю – мою Наденьку, и моего поросеночка. (Целует свою морскую свинку.) НАДЕЖДА: Я своего Васеньку тоже очень люблю, счастье мое волосатое. (Целует Васятку, отплевывается, вынимает изо рта волосок.) А твоего поросеночка как зовут?
Оди тоже целует свою морскую свинку и отплевывается.
ОДИ: Зи-зи. НАДЕЖДА: Мальчик или девочка? ОДИ: Девочка. НАДЕЖДА: (радостно) А у меня мальчик. Так давай мы их поженим? ОДИ: Надо у Зи-зи спросить. (своей морской свинке) Хочешь замуж, моя миленькая?.. Говорит, что хочет. НАДЕЖДА: Зи-зи моего одиночества хочет замуж? Нет, это уже точно выше моих сил! Оди, давай мы с тобой присядем… ОДИ: Давай.
Надежда и Оди садятся. Далее многие их движения синхронны. Надежда и Оди синхронно гладят своих морских свинок, синхронно, или почти одновременно, целуют их.
НАДЕЖДА: И успокоимся… (целует свою свинку) ОДИ: Успокаивайся. (целует свою свинку) НАДЕЖДА: И попытаемся собраться с мыслями… (целует свою свинку) ОДИ: А чего тебе здесь непонятно? Твоя Одюша – это твое второе «я», ну типа, как живое зеркало. НАДЕЖДА: А почему мое зеркало такое ужасное и на меня совсем непохожее? ОДИ: Потому что твоя Одюша - это твои ужасные, одинокие мысли. (Надежда отворачивается от Оди.) Вот посмотри ты на меня… НАДЕЖДА: Не хочу… ОДИ: И ты сразу увидишь, о чем ты всегда думаешь. «О-о, какая же я старая, одинокая корова!» (Показывает «старую, одинокую корову».) НАДЕЖДА: Ужас… Ну, конечно, я одинокая, у меня ведь мужа ни разу еще не было, зато появилось раздвоение личности. Ну, почему я такая несчастная?! (плачет) ОДИ: Прекрати! У меня же целлюлит! НАДЕЖДА: Прекратила. ОДИ: А, давай, мы посадим наших свинок в клетку, пускай они познакомятся. Если уж ты замуж никогда не выйдешь, тогда мы хоть нашим свинкам свадебку сыграем, с капустой и морковкой, и пойдут у них детки, вот радости-то будет! (Сажает свою свинку в клетку.) НАДЕЖДА: А почему я замуж не выйду? ОДИ: Тебе уже поздно, да и зачем? Нам с тобой и вдвоем хорошо, правда? НАДЕЖДА: (встает) Мне кажется, я все поняла... Ну, иди, Васенька, знакомься… (Сажает свою морскую свинку в клетку.) Значит, вот он ты какой, мой венец безбрачия! А я уже давно подозревала, что на мне есть венец безбрачия, да только не знала, что он у меня такой противный, да еще разговорчивый. Значит, всю правду в женских журналах пишут, что на некоторых женщинах сидит злой такой венец безбрачия… ОДИ: Да я же не злая, и я люблю тебя всей душой!.. НАДЕЖДА: Но вот как избавиться от него, об этом не пишут. ОДИ: Ты меня обидела. Неужели ты избавиться от меня хочешь? НАДЕЖДА: А ты сомневаешься? ОДИ: Подумаешь, да я и сама от тебя уйду, когда ты жениха себе найдешь. НАДЕЖДА: А он у меня все не находится! (плачет) ОДИ: Нет! Я же толстею! НАДЕЖДА: Так тебе и надо! ОДИ: Наденька, ты не переживай, в наши дни удачно выйти замуж – это дело почти невозможное! Конечно, можно иногда отыскать мужчинку более-менее интересного, зато бедного, как церковная мышь. А вот если подцепишь богатенького, так он будет квазимодой, и с характером, как у крокодила. А миллионеров – так тех уже давно всех расхватали, о них ты даже и не мечтай. И вообще, мужчины теперь пошли далеко не первый сорт. НАДЕЖДА: Да мне хотя бы третий! ОДИ: Но я не могу тебя отдать какому-нибудь третьесортному мужику! НАДЕЖДА: А я детей хочу, у меня возраст уже запредельный!.. ОДИ: Не переживай, значит, мы найдем тебе донора! НАДЕЖДА: А мужа? ОДИ: Мужа для этого дела не надо. НАДЕЖДА: (Надежда подбегает к ковру, отодвигает ковер от стены, кричит за ковер.) Мытарь Петрович, вы кого мне прислали?! Что вы мне подсунули?! Я же, честное слово, всегда думаю только про мужчин!.. ОДИ: Не слышит, он уже на кладбище. НАДЕЖДА: (кричит за ковер) Скорее жениха мне пришлите, а жуткое мое одиночество заберите! ОДИ: Ладно, если тебе так приспичило, я сама тебе жениха найду. Говори, какой тебе нужен? НАДЕЖДА: Допустим, хороший мне нужен, чтобы любил меня очень, и чтобы обеспеченный был, и пускай он будет помоложе меня, собственно, а что в этом плохого? И пусть он сразу же сделает мне предложение… ОДИ: Правильно, чего кота за хвост тянуть. Все сказал, ничего не забыла? НАДЕЖДА: Все!
Оди кружится и танцует.
Стены квартиры на короткое время немного засветились.
ОДИ: (заглядывает за ковер и воет) Ау-у! Готово!.. НАДЕЖДА: И что у тебя там готово? ОДИ: Он бежит к тебе со всех ног. НАДЕЖДА: Как у тебя все просто… ОДИ: Конечно, просто, я ведь всесильное, всемирное одиночество.
На Лестничной площадке сейчас к двери в квартиру Надежды подходит Маша и звонит в дверь.
НАДЕЖДА: Это у тебя мания величия, ты обыкновенный венец безбрачия. (Звонок во входную дверь. Надежда замерла.) А я никого не жду. ОДИ: Так это же твой пришел. НАДЕЖДА: Которого я всю жизнь ждала? ОДИ: Конечно, твой принц на белом коне, прискакал, бедняга! НАДЕЖДА: Ой, а что мне делать? ОДИ: Двери открывать. А я должна исчезнуть, и уже навсегда, у тебя ведь жених появился… НАДЕЖДА: Конечно, ты исчезнешь, я ведь больше не одинокая… Нет, я пока не могу даже поверить!.. Ну, как же я волнуюсь… Надежда вертится перед зеркалом, поправляет прическу, платье.
Снова звонок во входную дверь. Оди очень страдает от расставания с Надеждой. Оди подходит к ковру и начинает достаточно активно «исчезать и испаряться».
ОДИ: Видишь, я уже исчезаю, прямо на глазах испаряюсь!..
Луч света, в котором стоит Оди, возможно, меняет свой цвет, а стены квартиры пару раз коротко вспыхивают и светятся. Стены комнаты начали немного светиться.
НАДЕЖДА: А ты крысу свою заберешь? ОДИ: (почти плачет) Конечно, заберу! (протягивает к клетке руки) Иди ко мне, Зи-зи, нас тут не любят!
Снова звонок во входную дверь.
НАДЕЖДА: Но я же не одета! ОДИ: Ты хочешь, чтобы он ушел? НАДЕЖДА: Нет! Прощай, мое милое одиночество, моя Оди! И спасибо тебе! ОДИ: Гуд бай, моя Наденька!..
Снова настойчивые звонки во входную дверь. Надежда выбегает из комнаты. Оди идет к клетке с морскими свинками, но морскую свою свинку она вовсе не вынимает из клетки. Оди садится в кресло. В комнату входят Надежда и Маша.
МАША: А потом она страшно так зарычала и сломалась, ну ты представляешь? НАДЕЖДА: (Оди) Ой, надо же, да кто это у нас тут… Давненько мы не виделись, да? МАША: (Надежде) Так я же недавно приходила… НАДЕЖДА: (Маше) Это я не тебе. МАША: А кому? НАДЕЖДА: Моему одиночеству, которое развалилось в моем кресле, как у себя дома! И еще так нагло улыбается!.. МАША: Что ты, Надюша, я не совсем улыбаюсь. Конечно, ты одинокая и, наверняка, от одиночества страдаешь, бедняжка… НАДЕЖДА: Да не ты улыбаешься, мое одиночество улыбается! МАША: В самом деле? НАДЕЖДА: (Оди) Так вот, значит, как она испарилась! Какой же бессовестный у меня венец безбрачия! Обманула меня и довольна?! А я ведь ей поверила… МАША: Наденька, у тебя что, есть венец безбрачия? НАДЕЖДА: Ну, само собой, у меня жуткий венец безбрачия, если я ни разу еще незамужняя! Да вот же он сидит! МАША: В этом кресле? НАДЕЖДА: Ну, а где же? Неужели не видишь? Прямо перед тобой!
Маша подходит к креслу. Оди сразу де встает из кресла, и Маша садится в кресло.
МАША: Наденька, а вот сейчас я сижу в кресле, и где теперь венец безбрачия? НАДЕЖДА: Нигде.
Оди радостно танцует неподалеку от кресла. Маша встает из кресла.
МАША: Наденька, ты прости, если я не что-то не правильно скажу, но кроме нас двоих я здесь больше никого не вижу. А ты? НАДЕЖДА: Я тоже. МАША: Наденька, а, может быть, это ты чего попутала? Ты же говорила, к тебе покойник, вроде, приходил, то есть привидение, которое хочет на тебе жениться… НАДЕЖДА: Оно больше уже не хочет. МАША: Ой, какое счастье… НАДЕЖДА: А потом за привидением приперлось мое одиночество, по имени Одюшка, и оно такое толстое… ОДИ: Я тебе не толстая! НАДЕЖДА: (Оди) Заткнись. (Маше) Это я не тебе. МАША: Я уже поняла, что не мне. И как же оно пришло? НАДЕЖДА: Ногами, ну как еще, оно ведь ходячее! МАША: У тебя одиночество ногами ходит? НАДЕЖДА: Ну, естественно! МАША: А барабашка тоже была на ножках? НАДЕЖДА: Барабашка давно ушла. МАША: Не возвращалась? НАДЕЖДА: Нет! МАША: Слава Богу! Наденька, моя дорогая, у тебя в квартире и барабашка, и привидение, и одиночество ходячее, да еще венец безбрачия! НАДЕЖДА: (перебивает Машу) Венец безбрачия и одиночество – это одно и то же, ну как ты не понимаешь! МАША: Да мне без разницы! Наденька, дорогая, у тебя гостей уже явный перебор, срочно к врачу! Кстати, у меня есть знакомый психиатр, я могу ему позвонить, даже могу прямо сейчас… (подходит к телефону на столике) НАДЕЖДА: Нет, никуда звонить не надо! Мне же все это приснилось! ОДИ: (подтанцовывает на месте) Как бы ни так… НАДЕЖДА: (Оди) Помолчи. МАША: (Надежде) Молчу. НАДЕЖДА: (Маше) А ты подумала, что я сбрендила? (смеется) Да, ну что ты!.. Просто я села на диванчик, случайно задремала, и мне приснился маленький кошмарчик: сначала покойник, потом венец безбрачия… МАША: Наденька, ну ты совсем уже обалдела? Ну, нельзя же меня так пугать!.. А тебе точно приснилось? НАДЕЖДА: Точнее не бывает. Мне к дождю обязательно привидения снятся. МАША: Надюша, дорогая моя, у тебя мужика-то давно не было? НАДЕЖДА: Давно. (очень короткая пауза) Очень… МАША: Ну, конечно, тут и не такое приснится! НАДЕЖДА: Вот именно! МАША: Бедалажка ты моя. Знаешь, мне уже кажется, что у тебя и правда есть венец безбрачия.
Оди раскланивается. ОДИ: Это я! НАДЕЖДА: Да кто бы сомневался… (Маше) Машенька, но я так и не поняла, кто у тебя там зарычал?.. Вечер за окном квартиры Надежды постепенно становится розовым. Стены квартиры начали немного светиться. Оди щелчком пальцев включает телевизор, вторым щелчком – переключает канал. Из телевизора, сквозь помехи слышится, сначала тихо, затем все громче, музыкальное вступление к романсу «Уголок». (Романс «Уголок» написан на слова В.Мазуркевича, музыка С. Штеймана. Слова из стихотворения В.Мазуркевича " Письмо" (" Монолог"), написанного не позднее 1900 года. Небольшие изменения внесены исполнителями. Музыка написана не позднее 1905 года.) Оди может петь как в микрофон от караоке, но так же может и обойтись без микрофона, если в зрительном зале слова песни хорошо слышны.
Оди, танцуя, подходит к ковру, снимает с ковра ветки бузины. Оди находится за спинами Маши и Надежды. Она поет в стиле «ретро» и танцует с ветками бузины. Во время своего танца Оди сплетает из веток венок. МАША: Мясорубка электрическая… Сначала она тихонько так зарычала – фр-р-р… А что сейчас делает Надежда – это уже на усмотрение господ актеров. Возможно, Надежда танцует вместе Оди или стоит, задумавшись; или же она слушает Оди, согласно кивая ей головой; либо Надежда старательно избегает вовлечения себя в танец, либо… ОДИ: (поет) Дышала ночь тревогою и страстью... (показывает на «ночь» за окном) НАДЕЖДА: (Оди) Может, не надо?
Надежда хватает телевизионный пульт, пытается выключить телевизор, но он не выключается. Надежда бросает пульт. ОДИ: Надо. (поет) Неясных дум… МАША: Я тоже сначала подумала, что не надо… ОДИ: (поет) и трепета полна… МАША: …засовывать в мясорубку мясо, не проверив его на наличие косточки… ОДИ: (поет) Я вас ждала с безумной жаждой счастья… (показывает «безумную жажду») МАША: …но я потом сдуру взяла и сунула. ОДИ: (поет) Я вас ждала… МАША: И ведь, как на зло, в куске мяса большая косточка оказалась!
|