Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маньеризм
В 20 - 30-е годы XVI в. в Западной Европе наметился отход от эстетических, идеально-утопических принципов ренессанса, в результате чего возник новый стиль в искусствах (словесном и пластическом) - маньеризм. Кризис стиля ренессанс был вызван столкновением его идейной программы с реальной действительностью. Существующая экономическая, военно-политическая, общественно-психологическая практика опровергала иллюзии эпохи Ренессанс о могуществе и свободе человеческой личности, идеальной гармонии, счастье и красоте человеческой души. Гармоническое и героическое миросозерцание ренессанса приобретает противоречивый и трагический характер. В маньеризме все чаще решается проблема отношений личности и ее материальных форм отражения в искусствах: божественные классические формы в оценке личности уже понимаются как субъективно-априорные. Складываются новые художественно-эстетические категории маньеризма: категория «грации» (Дж. Вазари), категория «змеевидной формы» (Дж. Ломаццо), категория «внутреннего рисунка» (Ф. Цукарро). Маньеристический идеал - значительное художественное явление в мировых искусствах, когда впервые столь значительно и многообразно, в течение длительного времени (большая часть XVI в.), проявляется активная авторская позиция как результат осознания неустойчивости, противоречивости и относительности понятий, представлений и идеалов во всех сферах жизни. С другой стороны, маньеристи-ческий идеал, или маньеристическая красота, - яркий пример индивидуального своеобразия и творческой инициативы (или манеры) каждого художника, поиска собственной «внутренней идеи» словесного или живописного образа. Основополагающие особенности маньеризма: деформация («искажение») элементов сюжета: нарушение совершенства пропорций; использование необычной перспективы (птичьей, сферической, обратной); деформация светотени и колорита, резкие цветовые контрасты и пр.; -предельный метафоризм, скрытый аллегорический смысл сюжета; - словесная эквилибристика, причудливость фантастических коллизий, чрезмерная детализация и красочность описаний, пристрастие к оксюморонам, гиперболе, антитезам, поэтической игре; -нарочитая сумбурность, усложненность, хаотичность композиции художественного произведения, жанровое смешение (нарушение «чистоты» жанра); яркое авторское начало в художественном произведении (эссеизм авторского мышления). Маньеристическая гармония художественного образа как целого: сочетание контраста деформированных элементов и равновесия сумбурной композиции. Экспрессивный, почти преувеличенный стиль, где удлиненные фигуры, резкие контрасты, острые углы противоречили всякой гармонической округлости и уравновешенности классического ренессанса.
|