![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Доклад на тему: Право и искусство Сурикова Василия ИвановичаСтр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Доклад на тему: Право и искусство Сурикова Василия Ивановича «Утро стрелецкой казни»
Работу выполнила: Зубакова Виктория, НБоо-15-4
Иркутск 2015
Оглавление Введение. 3 Глава 1: Описание картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». 4 Глава 2: Собственная позиция. 6 Приложение 1. 8 Заключение. 9 Список художественной литературы.. 10
Введение Творчество В. И. Сурикова (1848-1916) представляет вершину русской исторической живописи второй половины XIX века. Однажды художника поразил образ - зажженная днем свеча - как символ трагедии и обреченности. Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил тему расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни». Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живой руке ассоциировался с казнью. Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя Петра. Пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом царя. Тема исполнения наказания присутствует в творчестве В.И. Сурикова. Художник рассказывал, что видел в детстве и телесные наказания, и даже смертную казнь. Суриков говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же мне дала дух, и силу, и здоровье». (Рассолов, страница 162)
Глава 1: Описание картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» Картина «Утро стрелецкой казни» написана В. Суриковым в 1881 году. В ней он впервые обратился к жанру, составляющему суть его живописи – изображению русского народа в яркие, переломные моменты истории. На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а стрельцы казнены. Художник тщательно исследовал свидетельства очевидцев, но изобразил событие в соответствии со своим пониманием его исторического смысла. На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного. Персонажи картины разбиты на два непримиримых лагеря. В левой части стержневыми фигурами являются шесть стрельцов в белых погребальных рубахах, с горящими свечами в руках. Они окружены близкими, провожающими их в последний путь, и толпой зевак. Наиболее колоритна фигура рыжебородого старца, так и оставшегося непокорённым. Справа на полотне те, на чьей стороне сила, а в данных исторических условиях и право. Центральная фигура здесь Петр I. Есть свидетельства того, что он собственноручно участвовал в казнях и организовывал по этой части «соревнования» среди приближённых. Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту. Рядом с Петром — иностранцы и русские вельможи, одетые на европейский манер; один из приближенных о чем-то спрашивает Петра. По всему видно, что он правая рука императора, возможно, это Александр Менщиков, принимавший ближайшее участие в усмирении стрелецкого бунта. В дневнике дипломата Корба, очевидца казни стрельцов, упоминается, что Меншиков стоял рядом с Петром.
Задумчиво созерцает происходящее иностранец в чёрном кафтане. Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя. Среди зрителей – седобородый боярин, который в душе, возможно, сочувствует стрельцам, но умело скрывает свои истинные чувства. Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы, не боящиеся гневного царя. В окно царской кареты лицо женщины. Имеется предположение, что это сестра царя Марфа Алексеевна. Как и другая сестра, София, она была замешена в стрелецких бунтах и в назидание оказалась в принудительном порядке на месте казни.
|