Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль управления и стиль руководства






Управленческий труд существенно отличается от труда производительного. Любая трудовая деятельность имеет свои специфические предмет, средства и результаты труда. Предмет производительного труда, как правило, всегда материален. Так, например, предметом труда станочника является заготовка, из которой он должен выточить деталь. Предметом управленческого труда является информация, которая нематериальна в своей основе, хотя и может храниться на каких-либо материальных носителях. Если станочник обрабатывает деталь и его деятельность является наглядной, то руководитель «обрабатывает» информацию, и в этом смысле его деятельность не является столь же очевидной.

Производительный труд осуществляется с использованием разнообразных средств труда. Это различные машины, оборудование, инструменты и т.п. Все эти средства труда используются для повышения его производительности и снижения физической нагрузки на работника, т.к. производительный труд в своей основе является трудом физическим. Основным средством управленческого труда является мыслительная деятельность, с помощью которой руководитель осуществляет «обработку» информации. Конечно, руководитель использует и такие средства управленческого труда, как персональный компьютер, средства связи и т.п., однако все они являются лишь «подручными» средствами и не сказываются определяющим образом на его результативности.

Наконец, существенные различия труда производительного и управленческого проявляются и в их результатах. Результат производительного труда выражается в конкретных произведенных материальных благах. Это может быть, например, количество изготовленных деталей для станочника, площадь оштукатуренной поверхности для штукатура, количество тонн перевезенного груза для водителя и т.п. Результатом управленческого труда являются управленческие решения, принимаемые посредством мыслительной «обработки» информации и передаваемые подчиненным для исполнения. Таким образом, результат труда руководителя также не имеет материально-вещественной формы, труднее поддается оценке, хотя от качества принимаемых управленческих решений в конечном итоге зависит способность организации достигать своих целей.

Таким образом, сравнительный анализ труда производительного и управленческого с точки зрения его предмета, средств и результатов позволяет выделить следующие основные особенности управленческого труда:

1) управленческий труд является трудом умственным (аналитическим). Это не означает, что руководитель не испытывает физических нагрузок. Причинами особого напряжения в работе руководителей являются большие информационные перегрузки, а также высокий уровень ответственности за последствия принимаемых решений;

2) управленческий труд не поддается строгой регламентации. Для сравнения – труд производительный всегда в той или иной мере поддается регламентации. Так, например, труд станочника может быть регламентирован с помощью подробных инструкций, предписывающих последовательность и характер осуществляемых им трудовых действий. Отсутствие строгой регламентации управленческого труда касается и временных параметров. Работа руководителя не имеет четкого завершения. В отличие, например, от рабочего, завершение работы которого определяется выполнением сменного задания, руководитель никогда не может быть уверен в том, что им предприняты все возможные шаги для обеспечения успешного развития организации (подразделения);

3) управленческий труд не поддается непосредственной оценке. Результаты управленческого труда не являются очевидными, а последствия управленческих решений могут ощущаться спустя длительное время после их принятия и реализации;

4) управленческий труд является творческим. В силу большого разнообразия рабочих ситуаций и изменчивости внешней среды руководитель не может рассчитывать на использование стандартных схем и подходов к решению проблем управления;

5) управленческий труд в отличие от производительного не является однородным, повторяющимся. Ему свойственны кратковременность, фрагментарность и большое разнообразие осуществляемых видов деятельности.

Указанные особенности управленческого труда приводят к тому, что его конкретное описание становится достаточно сложной задачей. В теории управления существует несколько подходов к решению этой задачи. Один из таких подходов связан с описанием деятельности руководителя через те роли, которые он выполняет в организации.

Каждый человек в организации выполняет свою роль. Роль отражает образцы поведения и действия, предписываемые человеку, занимающему определенное положение в организации. Специфика труда руководителя отчетливо проявляется в его ролях. При этом конкретный руководитель может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.В современном менеджменте используются различные концепции, определяющие роли руководителя и их содержание. Наиболее известна концепция, предложенная американским ученым Генри Минцбергом [2, с. 37]. В таблице 1.1 представлена авторская интерпретация данной концепции.

 

Таблица 2.1 – Роли руководителя

Наименование роли Описание роли Основные действия
     
Межличностные роли
Глава организации (подразделения) Символический глава – «хозяин дома» Установление правил и обеспечение их выполнения членами организации
Лидер Ответственный за мотивацию и активи-зацию подчиненных Демонстрация собственного примера, убеждение, вдох-новление и стимулирование персонала
Связующее звено Ответственный за обеспечение взаимо-действия персонала и внешних контактов Организация групповой работы, налаживание коммуникаций, проведение совещаний
Арбитр Устранитель конфликтов Разрешение спорных вопросов и конфликтных ситуаций

Продолжение таблицы 2.1

Информационные роли
Приемник информации Получатель внутрен-ней и внешней информации, необхо-димой для успешной организации бизнеса Чтение и обработка почты, осуществление личных кон-тактов с подчиненными, партнерами и другими участниками бизнеса, ознакомительные поездки
Распространитель информации Передатчик информации другим членам организации (подразделения) Интерпретация полученной информации и ее рассылка членам организации, беседы с подчиненным
Представитель Представитель организации (подразделения) во внешней среде Участие во внешних совещаниях, выступление от имени организации (подразделения), форми-рование имиджа орга-низации (подразделения)
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель «Генератор» идей по развитию бизнеса Выработка стратегии разви-тия, поиск и отбор идей, инициирование и разработ-ка проектов усовершенство-вания деятельности
Устраняющий нарушения Ответственный за контроль и принятие решений о корректи-ровке действий Выявление нежелательных отклонений, анализ ситуа-ции, разработка программ устранения нарушений
Распределитель ресурсов Ответственный за определение направ-лений эффективного использования ресур-сов организации (подразделения) Разработка и организация исполнения бюджетов и программ повышения эффе-ктивности использования трудовых, материальных, технических, финансовых и прочих ресурсов
Ведущий переговоры Ответственный за представительство ор-ганизации (подразде-ления) на всех переговорах Ведение переговоров и выработка решений, отра-жающих интересы органи-зации (подразделения)
       

 

Известный отечественный ученый А.М. Омаров предлагает несколько иной подход к определению основных ролей руководителя [3, с. 11-12], выделяя следующие взаимосвязанные роли:

роль администратора – выполняя данную роль, руководитель использует свои полномочия для определения и реализации стратегии развития организации, его кадровой, финансовой и технической политики;

роль организатора – состоит в обеспечении руководителем условий, необходимых для плодотворной совместной трудовой деятельности подчиненных;

роль специалиста - предполагает наличие глубоких знаний и профессионального опыта в сфере деятельности подчиненных, т. к. руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации;

роль общественного деятеля – проявляется в выполнении руководителем представительских функций. В этом качестве руководитель участвует в различных совещаниях, конференциях и других мероприятиях, устанавливает и развивает связи с общественностью;

роль воспитателя – органично дополняет трудовую деятельность руководителя, способствуя умножению трудового потенциала и повышению общественной значимости труда в сознании подчиненных.

Другой подход к описанию управленческой деятельности связан с выделением управленческих функций. Данному вопросу далее будет посвящен специальный раздел.

5.3 Власть и лидерство в деятельности менеджера.

Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия.

Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей орга­низации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя воз­можности вести за собой людей можно увеличить путем делегиро­вания полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лиде­ром совершенно независимо от формальной должности в иерархии.

Первостепенный интерес представляет руководитель организа­ции — человек, который одновременно является лидером и эффек­тивно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организацией.

Влияние определяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны: просьба, угроза увольнения и даже пистолет, направленный в грудь. Один человек может вли­ять на другого и с помощью только идей. Примером может служить коммунистическая идея.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, ко­торый легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - работе, необходимой для достижения Целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен укреплять и применять власть.

Власть — это возможность влиять на поведение других. В допол­нение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не под­чинены, например, это работники других подразделений и органи­заций, клиенты. Кроме того, большинство работников в современ­ных организациях не будет полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником. Для достижения эффективного функционирования организа­ции необходимо надлежащее применение власти. Если руководи­тель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффектив­но управлять организацией.

Баланс власти. Влияние и власть в равной мере зависят от лично­сти, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и спо­собности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть только отчасти определяется иерар­хией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Власть подчиненных. Подчиненные в любой организации обла­дают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзира­тели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.

Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчинен­ных адекватное противодействие.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать ра­зумный уровень власти, достаточный для достижения целей орга­низации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал