Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое русское государство и начало Киевской Руси






 

История Русского каганата не завершилась в момент его гибели. Именно земли, входившие в его состав, стали ядром Киевской Руси, а его жители внесли неоценимый вклад в древнерусскую культуру.

Реконструкция развития Русского каганата дает возможность сделать некоторые выводы о процессах политогенеза, протекавших в этом образовании, и о роли в них славян Поднепровья, а главное – о том, как связаны русы с хаканом во главе и славянская Русь Поднепровья.

Процессы образования государства, сложения народностей протекали сходным образом во всех уголках земного шара. Отличия были связаны с географическим фактором и конкретными историческими обстоятельствами. Но ученые все же смогли выделить некоторые закономерности в этно – и политогенезе. К сожалению, даже образование Древнерусского государства совершенно не изучено с этой точки зрения. Исследователи российских древностей пренебрегают достижениями историков первобытного общества. Конечно, немного коробит, когда наших предков надо сравнивать с «пребывающими в дикости» этносами Центральной Африки или коренными народами Америки. Но ученый должен следовать прежде всего разуму, а не чувствам. А исторический опыт свидетельствует, что прогресс – явление все же всемирное, и есть стадии развития, через которые в разное время прошло все человечество. Первобытность – это как раз такой период, и истоки нашего менталитета, традиций общественных отношений нужно искать именно там.

Политогенез всегда стимулировали именно внешние вторжения, межэтнические контакты. В первобытности потестарная структура этноса ориентирована на замкнутость. Это связано и с натуральным хозяйством, и с неразвитостью ремесел и обмена. Простые (первичные) протогосударства возникают в рамках даже не племени, а его части – этносоциального организма или в результате слияния субкланов нескольких племен. Именно так можно характеризовать рухское ядро Русского каганата, которое состояло из трех родов и их ответвлений.

Вторичное протогосударство (или раннее государство) появляется на последнем этапе политогенеза, когда на первое место выдвигается война, возникающая в результате расширения производства и – как следствие – усилившегося соперничества вождей. Цель этой войны не грабеж, а увеличение территории и населения для производства и реализации избыточного продукта. Именно этот момент переживал Русский племенной союз в конце VIII – начале IX в., в период оформления каганата. То есть русам уже мало было заставить окрестные племена платить дань: на асских, праболгарских и славянских землях русские мастера строят укрепления, металлурги создают оружие и орудия труда, ширится сеть гончарных мастерских. В раннем государстве начинается активный внутренний обмен товарами и даже специализация отдельных районов.

Массовые миграции чрезвычайно ускоряли характерный от доклассового общества к раннеклассовому процесс замены основных этносоциальных ячеек первобытности новыми, более крупными этносоциальными общностями – народностями. При переселении на новую территорию, как правило, происходило столкновение с местным населением. В данном случае рухсам пришлось столкнуться со славянами пеньковской культуры и недавно пришедшими именьковцами.

Здесь могло быть несколько путей развития отношений. Часто столкновение завершалось завоеванием пришельцами автохтонного населения. Как правило, это происходило при схватке этносов, уже знакомых с первичным протогосударством и имевших давние социальные и потестарно‑ политические традиции. В социально‑ экономическом отношении эти завоевания могли иметь троякий характер:

1) завоеватели навязывают свой способ производства;

2) победители оставляют без изменения способ производства побежденных, довольствуясь данью;

3) происходит взаимодействие двух способов производства, в результате которого возникает третий[511].

Здесь схема развития отношений славян и русов шла по второму пути, что подтверждают арабо‑ персидские источники. И это было очень рационально: славяне занимались земледелием, а русы за поставку сельскохозяйственной продукции охраняли их от нападений.

В этническом отношении выделяются следующие возможные исходы:

1) полная ассимиляция завоевателями местного населения;

2) пришлое население растворяется в местном;

3) происходит синтез этнического суперстрата (пришлое население) и субстрата (аборигены), в результате чего возникает новая общность[512].

Критерием ассимиляции является смена языка. Однако закономерность этнических процессов при завоевании пока не выявлена, как не определена еще степень участия в этногенезе ассимилируемого народа, особенно если оба этноса находились на примерно одной ступени развития. Например, политическое господство пришлого населения дает ему явную «фору». Однако если завоевание не влекло за собой сколько‑ нибудь существенных перемен в хозяйственно‑ культурной жизни, в способе производства, местное население сохраняло свой язык и этническое самосознание. В случае же с Русским каганатом и его наследницей – Киевской Русью от «суперстрата», «социальной верхушки» сохранилось лишь название и некоторые антропологические черты, а также элементы культуры и языка. Русская «элита», находившаяся примерно на одном уровне развития с автохтонным населением, ассимилировалась менее чем за полтора века[513].

Примерно те же процессы наблюдаются в Дунайской Болгарии и Венгрии (хотя в последнем случае славяне переняли язык у пришлого населения, но ассимиляция мадьяр заняла меньше века). Об этих государствах осталось гораздо больше источников, чем о Русском каганате, поскольку они граничили с Византийской империей. А раз процессы в этих образованиях похожи, значит, обратившись к Болгарии и Венгрии, можно будет лучше понять судьбы славян и русов. Первоначально болгарами назывались, как мы помним, тюркские племена. В VII в. после распада Великой Болгарии в Приазовье орда хана Аспаруха переправилась через Дунай и захватила огромную территорию от Дуная и Черного моря до Балканских гор, где жили славяне. Образовавшееся в 681 г. Первое Болгарское царство носило в итоге договорной характер. Конечно, тюрки заставили славян платить дань и даже переселили их в пограничные районы, освободив себе степные земли для кочевий. Хозяйственный уклад народов нового «государства» был абсолютно различен: славяне – земледельцы, болгары – кочевые скотоводы. Поэтому изначально жили они обособленно друг от друга. Политическая власть принадлежала болгарам, правящий слой состоял из знатных болгарских родов. Но уже на рубеже VIII – IX вв. наблюдается славянизация болгарских титулов, главы областей называются не тарханами, а традиционным южнославянским «жупан». Среди представителей болгарской знати появляются люди со славянскими именами‑ титулами. Когда в 864 г. Болгария официально принимает крещение, в это время даже не встает вопрос о богослужении на тюркском языке. А это значит, что социальная верхушка Первого Болгарского царства уже давно говорила по‑ славянски. Так чуть больше чем за полтора века тюрки‑ кочевники полностью растворились в славянах. С венграми все произошло быстрее. Массовое переселение их на Дунай относится ко второй половине IX в. А уже во второй половине Х в. на территории Венгрии появляется единая белобродовская археологическая культура, абсолютно славянская.

Может быть, пришлое население ни в Болгарии и Венгрии, ни в Русском каганте и на Руси не стало социальной верхушкой? Хотя и византийцы о болгарах и венграх, и арабы и персы о русах говорят совершенно обратное… Почему так быстро произошло растворение в славянской культуре?

Как показывают этнографические исследования, 1) в крайнем проявлении потестарная или раннеполитическая структура, ориентированная на расширение этно‑ социального организма и характерная для эпохи разложения первобытно‑ общинного строя, может принять вид надстройки, этнически чуждой основной массе населения. В этом случае происходит прочная фиксация этнических границ средствами власти. Этническая граница таким образом становится кастовой. Классический пример – отношения арийских и дравидийских племен в Индии, где несмотря на этнические смешения, касты сохраняются и ныне.

2) Во втором варианте развития таких обществ сосуществуют две параллельные потестарно‑ политические структуры (на нижнем уровне управления сохраняются структуры основной массы населения). Однако в данном случае элита также стремится сохранить внутреннюю корпоративность, и этническая стратификация все равно становится и социальной, и ассимиляция происходит очень медленно[514].

Рассмотренные случаи характерны для обществ с кровнородственной основой. Если у побежденных родовая община и тем более, если они отдаленно родственны победителям, их гораздо легче убедить, что они не имеют права на власть по законам родового общества: их предки менее знатны, всегда подчинялись пращурам победителей и т. д. Примерно такой путь развития можно наблюдать в отношениях русов лесостепи и асско‑ праболгарского Подонья.

В междуречье Днепра и Донца (как и Дунайской Болгарии и Венгрии) местную основу составляло славянское население с территориальной общиной, обладающей способностью быстрой ассимиляции пришельцев. Однако этого недостаточно. Если завоеватели малочисленны и сумели навязать свою политическую или потестарную структуру покоренному населению, инстинкт самосохранения в любом случае приведет их к установлению четких этнических границ.

По иному пути пойдет этническое и политическое развитие, если пришлое население достаточно многочисленно и переселение не связано с жестокой борьбой с местными жителями, а также если пришельцам нашлось место в экологической нише (к примеру, если основное занятие местного населения – земледелие, а пришлого – ремесло и торговля). Именно так случилось в Русском каганате. Отношения русов и славян были исключительно мирными, а так как славянская территориальная община была более открыта, чем русская позднеродовая, миксация (смешение населения) фактически приняла форму ассимиляции русов славянами. Этому способствовало и падение Русского каганата во второй четверти IX в. под натиском кочевников.

Так же быстро славяне ассимилировали и других пришельцев. Норманисты любят упоминать о скандинавских погребениях в дружинных могильниках Киевской Руси. Действительно, таковые появляются во второй половине Х в. в Гнездове, Тимереве. Доля их по отношению к остальным погребениям очень мала – около 5 процентов, захоронения со скандинавскими вещами очень бедны. Но важно другое: если в Х в. можно определить, кто похоронен – славянин, финноугр, тюрок, скандинав, то уже к началу XI в. погребальный обряд в дружинных могильниках полностью нивелируется. От этнического самосознания дружинников‑ неславян не остается и следа.

Так на этапе становления государства территориальная община славян оказалась неизмеримо сильнее воинственных и жестких традиций кровного родства русов, болгар, мадьяр, да и многих других.

 

Этнополитическая и социальная история Юго‑ Восточной Европы периода, предшествовавшего образованию Древнерусского государства, представляет собой клубок неразрешенных и не поставленных еще проблем. По мере исследования этой истории вопросы о происхождении социальных и политических институтов древнерусского общества, о формировании древнерусской народности могут быть рассмотрены в совершенно новом контексте. Поэтому новая трактовка одного из аспектов истории Юго‑ Восточной Европы VIII – IX вв., а именно отождествление Русского каганата восточных и западных раннесредневековых источников с салтово‑ маяцкой археологической культурой в «узком смысле» (лесостепной и степной варианты), пожалуй, ярчайшей на территории Восточной Европы того времени, конечно, поможет в дальнейшем исследовании одной из центральных проблем российской истории – происхождении и становлении Руси как государства и этноса.

Явное влияние Русского каганата прослеживается во многих сферах жизни Древней Руси: иранские имена договоров Руси с греками, сюжеты былин Киевского цикла, аланизмы в русском языке и так далее. Иначе и не могло произойти при столь сильном взаимодействии славян и русов в рамках раннего государства. Первоначальная территория летописной «Русской земли» точно соответствует расселению славянских племен, входивших в состав Русского каганата.

В данном случае важнее другое. В формировании Древнерусского государства принимали участие многие и многие этносы. Такое явление – правило для раннего Средневековья, и не только. Но одного преобладающего влияния, благодаря которому и возникла Киевская Русь, выделить нельзя. Поиски норманистов в этом направлении вряд ли когда‑ нибудь увенчаются успехом. Теория о разделении Восточной Европы на хазарскую и норманнскую сферы влияния рушится при объективном анализе данных археологии и письменных источников. Скорее всего, Русский каганат на Северском Донце оставил славянам имя «Русь». Но само государство у славян Поднепровья возникло под влиянием внутренних социальноэкономических и политических предпосылок. Правящая династия уже с середины X в. приняла славянские имена и быстро ассимилировалась.

Уже в то время противопоставление русов славянам имело не этническую, а социальную природу, символизируя два полюса общественного устройства Древней Руси – «Землю» и «Власть».

 

Литература

 

Абаев В. И. Несколько замечаний к славянским этимологиям // Проблемы истории и диалектологии славянских языков. – М., 1971

Абаев В. И. О происхождении фонемы g (h) в славянском языке // Проблемы индоевропейского языкознания. – М., 1964

Абрамова М. П. К вопросу о раннеаланских катакомбных погребениях Центрального Предкавказья // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. – М., 1971

Абрамова М. П. Новые материалы раннесредневековых могильников северного Кавказа // Советская археология. – 1982. № 2

Абрамова М. П. Ранние аланы Северного Кавказа III – V вв. н. э. – М., 1997

Авдусин Д. А. Происхождение древнерусских городов (по археологическим данным) // Вопросы истории. – 1980. № 12

Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. К изучению роли переселения народов в формировании новых этнических общностей // Советская этнография. – 1968. № 2

Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. – М., 1990

Алексеева Т. И. Антропологическая характеристика восточных славян эпохи Средневековья в сравнительном освещении // Восточные славяне: антропология и этническая история. – М., 1999

Алиев Р. Низами Гянджеви // Низами. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981

Аммиан Марцеллин. Римская история. – СПб., 1994

Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962

Артамонов М. И. Саркел – Белая Вежа // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62.

Артамонов М. И. Саркел и некоторые другие укрепления северо‑ западной Хазарии // Советская археология. – Вып. VI. М., 1940

Афанасьев Г. Е. Буртасы и лесостепной вариант салтово‑ маяцкой культуры // Советская этнография. – 1985. № 3.

Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // Российская археология. – 2001. № 2

Афанасьев Г. Е. Донские аланы. – М., 1993

Афанасье в Г. Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII – X вв. (аланский вариант салтово‑ маяцкой культуры). / Археологические открытия на новостройках. – Вып. 2. М., 1987

Афанасьев Г. Е. Система социально‑ маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // Российская археология. – 1993. № 4

Афанасьев Г. Е. Топологическое исследование степени доступности салтовомаяцких городищ // Проблемы изучения древних поселений в археологии. – М., 1990

Афанасьев Г. Е., Николаенко А. Г. О салтовском типе сыродутного горна // Советская археология. – 1982. № 2

Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего Средневековья. – Киев, 1990

Бартольд В. В. О письменности у хазар // Сочинения. – Т. 5. М., 1968

Бейлис В. М. Библейская история русов и славян в версии аль‑ Масуди // Восточная Европа в древности и Средневековье. Спорные проблемы истории. – М., 1993

Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI – IX вв. (Сарир) // Исторические записки. – Т. 78. М., 1963

Березовец Д. Т. Об имени носителей салтовской культуры // Археологiя. – Т. XXIV. Киiв, 1970

Березовец Д. Т. Раскопки в Верхнем Салтове в 1959–1960 гг. (Печенежское водохранилище) // Краткие сообщения Института археологии АН УССР. – Вып. 12. Киев, 1962

Бернштам А. Н. Очерки истории гуннов. – Л., 1951

Бешевлиев В. Първобългарски надписи. – София, 1979

Бзаев К. К. Происхождение этнического термина «Русь». – Владикавказ, 19 95

Бируни/ Абу ар‑ Райхан Мухаммед Ибн Ахмед аль‑ Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей. (Минералогия). – М., 1963

Боровский Я. Е. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград // Древности славян и Руси. – М., 1988

Брайчевский М. Ю. «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного // Земли Южной Руси в IX – XIV вв. – Киев, 1985

Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. – СПб., 1999

Быков А. А. Из истории денежного обращения Хазарии в VIII и IX вв. // Восточные источники по истории народов Юго‑ Восточной и Центральной Европы. – Вып. 3. М., 1974

Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. – VIII в. н. э. – М., 1999

Васильев И. Б., Матвеева Г. И. У истоков Самарского Поволжья. – Куйбышев, 1986

Васильевский В. Г. Труды. – Т. 3. Пг., 1915

Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь, 1996

Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. – 1972. № 4

Вилинбахов В. Б. Раннесредневековый путь из Балтики в Каспий // Slavia Antiqua. – T. XXI. 1974

Винников А. З. Жилые и хозяйственные постройки Маяцкого селища // Маяцкое городище. – М., 1984

Винников А. З. Славянские курганы лесостепного Дона. – Воронеж, 1995

Винников А. З., Плетнева С. А. На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. – Воронеж, 1998

Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. – СПб., 1997

Габуев Т. А. Ранняя история алан (по данным письменных источников). – Владикавказ, 1999

Гадло А. В. Этносоциальные процессы на Северном Кавказе в свете археологических источников VIII – IX вв. // Проблемы археологии и этнографии. – Вып. 3. – Историческая этнография. – Л., 1985

Гай Плиний Секунд. Естественная история // Вестник древней истории. – 1949. № 2

Гедеонов С. Варяги и Русь. – СПб., 1876

Герасимова М. М. Этногенетические процессы палеоантропологии Северного Кавказа эпохи Средневековья // XIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – Орджоникидзе, 1986

Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. – М., 1878

Гинзбург В. В. Краниологические материалы из Правобережного Цимлянского городища // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 109

Голб Н., Прицак О. Хазарско‑ еврейские документы Х века. – М.; Иерусалим, 1997

Готье Ю. В. Кто были обитатели древнего Салтова // Известия Государственной академии истории материальной культуры. – Вып. 5. – М., 1927.

Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. – М., 1984

Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала Х века. – СПб., 1881

Грушевский М. С. Iсторiя Украiни – Руси. – Киiв, 1913. Т. 1

Гутнов Ф. Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. – Орджоникидзе, 1989

Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР. – М., 1948

Добродомов И. Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя – этнос – история. – М., 1989

Добродомов И. Г. Об аланизмах в русском языке // Осетинская филология. – Вып. 2. – Орджоникидзе, 1981

Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах на прибрежья Каспийского моря. – СПб., 1874

Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999

Дъерффи Д. Время составления анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения // Летописи и хроники. 1973. – М., 1974

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М., 1977

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 1. М., 1 96 2; Т. 2. М., 1 96 7

Зиневич Г. П. Антропологические материалы средневековых могильников Юго‑ Западного Крыма. – Киев, 1973

Зиневич Г. П. Очерки палеоантропологии Украины. – Киев, 1967

Зутис Я. Русско‑ эстонские отношения в IX – XIV вв. // Историк‑ марксист. – 1940. № 3

Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986

Иванов В. А. Magna Hungaria – археологическая реальность? // Проблемы древних угров на Южном Урале. – Уфа, 1988

Иловайский Д. И. Начало Руси. – М., 1996

Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). – СПб., 1997

История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. – 3‑ е изд. – Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. – 3‑ е изд. – Книга Марко Поло. – 4‑ е изд. – М., 1997

Казаков Е. П. К вопросу о турбаслинско‑ именьковских памятниках Закамья // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. – Самара, 1996

Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии (Этапы этнокультурной истории). – М., 1992

Калинина Т. М. Водные пространства севера Европы в трудах арабских ученых // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999

Калинина Т. М. Древняя Русь и страны Востока в Х в. (Средневековые арабо‑ персидские источники о Руси). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1976

Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988

Каргер М. К. Древний Киев. – Т. 1. М.; Л., 1958

Карсанов А. Н. Где находилась «страна алланов и русских»? // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996

Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская волость в период раннего Средневековья // Славяне и Русь. – Киев, 1979

Клавдий Птолемей. Географическое руководство // Вестник древней истории. – 1948. № 2

Ковалевская В. Б. Западное Предкавказье // Степи Евразии в эпоху Средневековья. – М., 1981

Ковалевская В. Б. Хронология восточноевропейских древностей V – IX вв. – Вып. 1. М., 1998

Ковалевская В. Б. Хронология древностей северокавказских алан // Аланы: история и культура. – Alanica. – III. – Владикавказ, 1995

Коковцов П. П. Еврейско‑ хазарская переписка в Х в. – Л., 1932

Колода В. В. К вопросу об этнической интерпретации салтовских железоплавилен // Вопросы этнической истории Волго‑ Донья. – Пенза, 1992

Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях аль‑ Идриси. – М., 1999

Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989

Коробов Д. С. Погребальные сооружения северокавказских алан как источник для изучения аланской миграции в бассейн Среднего Дона // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996

Королев А. С. История междукняжеских отношений на Руси в 40‑ е – 70‑ е годы Х в. – М., 2000

Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература / Избранные сочинения. – Т. 4. М.; Л., 1957

Кропоткин В. В. Клады византийских монет на территории СССР. – М., 1962

Кропоткин В. В. О топографии кладов куфических монет в Восточной Европе // Древняя Русь и славяне. – М., 1978

Крыганов А. В. Нетайловский могильник на фоне праболгарских некрополей Европы // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (Вопросы хронологии). – Самара, 1998

Куббель Л. Е. Этнические общности и потестарно‑ политические структуры доклассового и раннеклассового общества // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. – М., 1982. С. 131

Кузнецов В. А. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. – Орджоникидзе, 1985

Кузнецов В. А. Очерки истории алан. – Владикавказ, 1992

Кузнецов В. А. Рецензия на кн.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. – М., 1967 // Советская археология. – 1969. № 2

Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтике // Вопросы истории. – 1970. № 10.

Кузьмин А. Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. – Кн. 2. М., 1986

Кузьмин А. Г. На гаснущих волнах великих переселений // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. 1. М., 1986

Кузьмин А. Г. Хазарские страдания // Молодая гвардия. – 1993. – № 5 – 6

Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). – М., 1997

Ламбин Н. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. – 1874. № 1

Ламбин Н. О. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. – Т. LXXI. СПб., 1874

Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX – первая половина XII в. – М.; Л., 1989

Левицкий Т. Важнейшие арабские источники о славянских странах и народах, относящиеся к раннему Средневековью // Сообщения польских ориенталистов. – Вып. 2. М., 1961

Ловягин Е. Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия росов на Константинополь // Христианское Чтение. – 1882. Ч. II

Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года // Сочинения М. В. Ломоносова. – Т. 5. СПб., 1902

Лукан Марк Анней. О гражданской войне десять книг // Вестник древней истории. – 1949. № 2

Ляпушкин И. И. Памятники салтовской культуры в бассейне р. Дона // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62. М., 195 8.

Ляпушкин И. И. Памятники салтовской культуры в бассейне р. Дона // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 62. М., 1958

Мiнаiва Т. М. Керамiка балки Канцерка в свiтлi археологичних дослiжень на Пивнiчному Кавказi // Археологiя. – Вип. XIII. Киiв, 1961

Маврикий. Стратегикон // Вестник древней истории. – 1941. № 1

Магомедов М. Г. Хазарские поселения в Дагестане // Советская археология. – 1975. № 2

Матвеева Г. И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. – Самара, 1997

Матузова Г. И. Английские средневековые источники IX – XIII вв. Тексты. Перевод. Комментарий. – М., 1979

Мельникова Е. А., Никитин Л. Б., Фомин Л. В. Граффити на куфических монетах Петергофского клада начала IX века // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. – М., 1984

Мерперт Н. Я. «Верхнее Салтово» (Салтовская культура). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М.; Л., 1949

Мерперт Н. Я. О генезисе салтовской культуры // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. 36. М., 1951

Миллер В. Ф. Кавказско‑ русские параллели. Приложение к: Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892

Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892

Минаева Т. М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X – XI веков. – М., 1963

Михеев В. К. Сухогомольшанский могильник // Советская археология. 1 986. № 3

Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения салтово‑ маяцкой культуры Подонья‑ Приазовья (середина VIII – середина Х вв.). – Автореферат диссертации… канд. ист. наук. – М., 1986

Морошкин Ф. Л. Историко‑ критические исследования о руссах и славянах. – СПб., 1842

Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Из истории древнерусского поселения на Дону. – Воронеж, 1965

Моця А. П. Население Среднего Поднепровья IX – XIII вв. – Киев, 1987

Моця А. П. Погребальные памятники южнорусских земель IX – XIII вв. – Киев, 1990

Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков. – М., 1993

Назаренко А. В. Русь и Германия в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – 1991. М., 1994

Нахапетян В. Е. Эпиграфические памятники Саркела и их роль в изучении этнической истории Подонья // Вопросы этнической истории Волго‑ Донья. – Пенза, 1992

Нахапетян В. Е., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах, обращавшихся в Европе в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. – М., 1994

Николаенко А. Северо‑ Западная Хазария или Донская Русь… Волоконовка, 19 91

Никольский Н. К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа. – Л., 1928

Новосельцев А. П. «Худуд аль‑ Алам» как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. – 1986. № 5

Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967

Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. – 1982. № 4

Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990

Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 27. Тифлис, 1900

Осетины глазами русских и иностранных путешественников. – Орджоникидзе, 1967

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. первая / Сост., предисл., введения к документам, коммент. А. Г. Кузьмина. – М., 1986

Очерки истории культуры славян. – М., 1996

Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». – М.; Л., 1965

Петрашенко В. А. Волынцевская культура на Правобережном Поднепровье // Проблемы археологии Южной Руси. – Киев, 1990

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков. – Смоленск; М., 1995

Петрухин В. Я. Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция // Художественный язык Средневековья. – М., 1982

Пигулевская Н. В. Имя «рус» в сирийском источнике VI в. н. э. // Академику Б. Д. Грекову ко дню 70‑ летия. – М., 1952

Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. – М.; Л., 1941

Пиоро И. С. Крымская Готия

Плетнева С. А., Красильников К. И. Гончарные мастерские Маяцкого комплекса // Маяцкий археологический комплекс. – М., 1990

Плетнева С. А. Возможности выявления социально‑ экономических категорий по материалам погребальной обрядности // Российская археология. – 1993. № 4

Плетнева С. А. На славяно‑ хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. – М., 1989

Плетнева С. А. Об этнической неоднородности населения северо‑ западного хазарского пограничья // Новое в археологии. – М., 1972

Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово‑ маяцкая культура. // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 142. М., 1967

Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. – М., Иерусалим, 2000

Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986

Подосинов А. В. Северо‑ Восточная Европа в «Космографии» Раввенского анонима // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999

Поляк А. Н. Новые арабские материалы позднего Средневековья о Восточной и Центральной Европе // Восточные источники по истории народов Юго‑ Восточной и Центральной Европы. – Т. 1. М., 1964

Проблемная ситуация в современной археологии. – Киев, 1988

Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. – М., 1992

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. – СПб., 1998

Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М.; Л., 1939

Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988

Рикман Э. А. Некоторые традиции черняховской культуры в памятниках VI – X вв. в низовьях Днестра и Дуная // Исследования по истории славянских и балканских народов. – М., 1972

Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. – Сергиев‑ Посад, 1915

Русский хронограф. – Ч. II. – Хронограф западнорусской редакции. // Полное собрание русских летописей. – Т. 22. Ч. II. СПб., 1914

Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. – Вып. XVIII. М., 1953

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. – М., 1993

Рыбаков Б. А. Ремесло // История культуры Древней Руси. – Т. 1. М.; Л., 19 5 1

Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл‑ Переплут // Советская археология. – 1967. № 2

Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. XLIII. М.; Л., 1953

Сагадеев А. В. Социально‑ исторические предпослылки возникновения и развития классической арабо‑ мусульманской культуры // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Russian Oriental Studies. – V. 5. N. – Y., 1999

Санкина С. Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. – 1998. № 2

Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т. II. М. – Л., 19 41

Святной Ф. Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из немец», или Несколько слов о Варяжской Руси. – СПб., 1844

Седов В. В. Древнерусская народность. – М., 1999

Седов В. В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. – 2001. № 2

Седов В. В. Русский каганат IX в. // Отечественная история. – 1998. – № 4.

Седов В. В. Славяне в древности. – М., 1994

Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. – М., 1995

Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. – М., 1998

Смiленко А. Т. Слов’яни та iх сусiди в степовому Поднипровi (II – XIII ст.). – Киiв, 1975

Смиленко А. Т. К изучению лепной керамики пеньковских памятников // Древняя Русь и славяне. – М., 1978

Смирнов К. Ф. Сарматские катакомбные погребения Южного Приуралья – Поволжья и их отношение к катакомбам Северного Кавказа // Советская археология. – 1972. № 1

Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1. – М., 1988

Солодовник Э. И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. – Киев, 19 59

Солоухо Ю. А. Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. // Вестник древней истории. – 1940. № 3 – 4

Спицын А. А. Историко‑ археологические разыскания. 1. Исконные обитатели Дона и Донца // Журнал Министерства народного просвещения. – Новая серия. – Ч. XIX. 1909. Январь

Страбон. География. – М., 1994

Сухобоков О. В. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и ее предшественники). – Киев, 1975

Талис Д. Л. Росы в Крыму // Советская археология. – 1974. № 3

Тебеньков М. Древнейшие сношения Руси с прикаспийскими странами и поэма «Искандер‑ наме» Низами как источник для характеристики этих сношений. – Тифлис, 1896

Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. – М., 1997

Тимощук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам. – М., 1995

Трубачев О. Н. В поисках единства. – М., 1997

Трубачев О. Н. Из славяно‑ иранских лексических отношений // Этимология. 1965. – Материалы и исследования по индоевропейским и другим языкам. – М., 1967

Трубачев О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания. – 1977. № 6

Трухачев Н. С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X – XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. – 1980. М., 1981

Туаллагов А. К вопросу о письменности средневековой Алании. По материалам Нартовского эпоса осетин // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996

Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. – Владикавказ, 1990

Турчанинов Г. Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. – Л., 1971

Удальцов А. Д. Племена Европейской Сарматии II в. н. э. // Советская этнография. – 1946. № 2

Фасмер Р. Р. Об издании новой топографии находок куфических монет в Восточной Европе // Известия АН СССР. – № 6 – 7

Федоров Г. С. Некоторые вопросы осмысления хазарского этноса и хазарской культуры в Дагестане // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. – М., 1996

Фирдоуси. Шахнаме. Т. IV. От царствования Лохраспа до царствования Искандера. – М., 1969

Флавий Вописк Сиракузский. Божественный Аврелиан // Вестник древней истории. – 1959. № 4

Флеров В. С. «Семикаракоры» – крепость Хазарского каганата на Нижнем Дону // Российская археология. – 2001. № 2

Флеров В. С. Лощеная керамика салтово‑ маяцкой культуры как исторический источник. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1981

Флеров В. С. Маяцкий могильник (раскопки 1979 г.) // Маяцкий археологический комплекс. – М., 1990

Флеров В. С. Маяцкий могильник // Маяцкое городище. – М., 1984

Флеров В. С. Правобережная Цимлянская крепость // Российская археология. – 1996. № 1

Флеров В. С. Раннесредневековые юртообразные жилища Восточной Европы. – М., 1996

Флерова В. Е. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа? // Российская археология. – 2001. – № 2

Фомин А. В. Метолические проблемы систематизации кладов с куфическими монетами IX – X вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. – Вып. XIV. Л., 1973

Френ Х. Письмена древних руссов // Библиотека для чтения. – Т. XV. – Отделение Науки и художества. 1836

Бабичев М. А. О древнетюркских рунических надписях в аланских катакомбах // Советская тюркология. – 1970. № 2

Халанский М. Великорусские былины Киевского цикла. – Варшава, 1885

Халиков А. Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Ранние болгары и финно‑ угры в Восточной Европе. – Казань, 1990

Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу‑ Али Ахмеда бен Омара Ибн‑ Даста, неизвестного доселе арабского писателя Х века по рукописи Британского музея. – СПб., 1869

Хвольсон Д. А. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма. – СПб., 1884

Худуд аль‑ Алем. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда. – Л., 1930

Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980

Шевцов М. Л. Погребения салтово‑ маяцкой культуры в Поднепровье // Древности Среднего Поднепровья. – Киев, 1981

Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Древняя Русь и славяне. – М., 1978

Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. – М., 1996

Шушарин В. П. Русско‑ венгерские отношения в IX в. // Международные связи России до XVII в. – М., 1961

Щеглова О. А. Салтовские вещи на памятниках волынцевского типа // Археологические памятники эпохи железа Восточно‑ Европейской лесостепи. – Воронеж, 1987

Щербак А. М. Несколько слов о приемах чтения рунических надписей, найденных на Дону // Советская археология. – Вып. XIX. М., 1954

Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825

Янин В. Л. Денежно‑ весовые системы русского Cредневековья. Домонгольский период. – М., 1956

Buchholtz S. Versuch in der Geschichtte des Herzogthums Mecklenburg. – Rostok, 1753

Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970.

Mi nor sky V. Sharaf ai‑ Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. – L., 1942

Noonan Th. Did the Khazars possess a monetary economy? An analysys of the numismatic evidence // Archivum Eurasiae Medii Aevi. – T. 2. Wiesbaden, 1982

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Зачем нужно знать, «откуда есть пошла Русская земля»
«Род русский» и его значение
Загадка русов в источниках
Первые битвы за Русский каганат
Роковые ошибки: «скептики» и школа Венелина
Начало Руси на закате Российской империи
Иллюзия победы
Победа иллюзии
Современные ученые и русские древности


Часть I
Глава 1
Появление этнонима «русь» в Европе
Послы кагана росов у франкского императора
Славяне и русы в Баварском географе
Встречи с Византией
Направление поиска
Глава 2
Слово о восточной географической науке
Могли ли русы быть варягами, или Что знали на Востоке о севере Европы?
Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы
Глава 3


Часть II
Глава 1
Поиски господствующего этноса
Признания царя Иосифа
Археология против хазарских соблазнов
Что собой представлял Хазарский каганат?
Глава 2
Об этнических компонентах салтовской культуры
Аланы на Дону – незамеченный народ?
Открытие Донской Руси
Каган не может быть вассалом
Глава 3
Крепости и города
Русы на торговых путях Евразии
Гончары и металлурги (заметки об организации ремесла)
Монетный двор Русского каганата
Русские письмена: находки и свидетельства очевидцев


Часть III
Глава 1
Сарматы, аланы, роксоланы, тавроскифы
Великое переселение народов – белое пятно истории
Народ «рос» по соседству с амазонками и в борьбе с Германарихом
Русы-рухсы на Кавказе в археологии и письменных источниках
Славяне и русы в Среднем Поднепровье: знакомство
Глава 2
Русы – этническое ядро и господствующий слой
Рабы и данники русов
Два каганата: начало противостояния
Иудейский переворот в Хазарии
Подготовка к войне
Византия – арбитр или провокатор?
Гибель Донской Руси

Глава 3
Аланы на Балтике: неожиданный поворот
«Русские» названия днепровских порогов и салтовцы
Наследие Русского каганата в договорах Олега и Игоря
Русские письмена в Житии св. Кирилла
«…Отмстить неразумным хазарам»
Среднее Поднепровье после падения Донской Руси
Наследие Русского каганата
Вместо заключения
Литература
Сноски

 


[1]Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825. С. 116–119.

 

[2]Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. – Кн. 1. М., 1825. С. 116–119.

 

[3]Морошкин Ф. Л. Историко‑ критические исследования о руссах и славянах. – СПб., 1842. – С. 112; Святной Ф. Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из немец», или несколько слов о Варяжской Руси. – Спб., 1844. Ч. 2. С. 22.

 

[4]Гедеонов С. Варяги и Русь. – СПб., 1876. С. XCVI.

 

[5]Иловайский Д. И. Начало Руси. – М., 1996. С. 88.

 

[6]Соловьев С. М. Сочинения. – Кн. 1. М., 1988. С. 225.

 

[7]Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь, 1996. С. 284.

 

[8]Эта датировка умозрительна и основана на концепции ученого. Никакими источниками она не подтверждается.

 

[9]Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX веков // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967. С. 408.

 

[10]См.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. – М., 1993.

 

[11]Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3. С. 8.

 

[12]Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962. С. 302.

 

[13]Березовец Д. Т. Об имени носителей салтовской культуры // Археологiя. – Т. XXIV. Киiв, 1970. С. 73 – 74.

 

[14]Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтике // Вопросы истории. – 1970. № 10. С. 28 – 55.

 

[15]Трухачев Н. С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X – XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. – 1980. М., 1981.

 

[16]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков. – Смоленск; М., 1995. С. 50 – 51.

 

[17]Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории… С. 83 – 97.

 

[18]Санкина С. Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. – 1998. № 2.

 

[19]Седов В. В. Русский каганат IX в. // Отечественная история. – 1998. № 4. С. 4 – 7.

 

[20]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 288–289.

 

[21]Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков. – М., 1993. С. 14.

 

[22]Назаренко А. В. Русь и Германия в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – 1991. М., 1994. С. 30 – 31.

 

[23]Васильевский В. Г. Труды. Т. 3. – Пг., 1915. С. 64 – 69.

 

[24]Ловягин Е. Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия росов на Константинополь // Христианское Чтение. – 1882. – Ч. II. С. 424–425 432–436.

 

[25]Некоторые ученые пытаются разделить крещение русов при Фотии и Игнатии, но вряд ли в этом есть необходимость. В 867 г. правили и тот, и другой патриархи. Фотий был свергнут 25 сентября 867 г. из‑ за своей политической позиции. Императора Михаила III убил его соправитель Василий I Македонянин, а Фотий открыто выступил против узурпатора. В результате Фотия отправили в ссылку, назначив лояльного Игнатия. Поэтому вполне вероятно, что заслуга в крещении русов была приписана Игнатию.

 

[26]Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. – Сергиев‑ Посад, 1915. С. 280–281.

 

[27]Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988. С. 87.

 

[28]Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн. первая / Сост., предисл., введения к документам, коммент. А. Г. Кузьмина. – М., 1986. С. 668.

 

[29]Сагадеев А. В. Социально‑ исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо‑ мусульманской культуры // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. / Russian Oriental Studies. – V. 5. N. – Y., 1999. C. 15 – 16.

 

[30]Алиев Р. Низами Гянджеви // Низами. Стихотворения и поэмы. – Л., 1981. С. 8.

 

[31]Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX веков // Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1967. С. 376–377.

 

[32]В этом месте – неясное слово, которое одни исследователи читают как «Танайис» (Дон), а другие – как «Атиль» (Волга).

 

[33]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986. С. 124.

 

[34]Калинина Т. М. Древняя Русь и страны Востока в Х в. (Средневековые арабо‑ персидские источники о Руси). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1976.

 

[35]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 403.

 

[36]См.: Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу‑ Али Ахмеда бен Омара Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя Х века по рукописи Британского музея. – СПб., 1869.

 

[37]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970.

 

[38]Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. XLIII. М.; Л., 1953. С. 3 – 44.

 

[39]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М., 1993.

 

[40]Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. С. 17 – 19.

 

[41]Имеется в виду Гибралтар. Т. М. Калинина переводит слово аль‑ халидж «по смыслу» как «пролив» (Калинина Т. М. Водные пространства севера Европы в трудах арабских ученых // Восточная Европа в исторической ретроспективе. – М., 1999. С. 91), хотя его точное значение «залив». Такое исправление некорректно, ибо именно термин «залив» свидетельствует о крайне слабом представлении арабов о западных землях и водных путях.

 

[42]Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература / Избранные сочинения. – Т. 4. М.; Л., 1957. С. 101.

 

[43]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986. С. 91, 268.

 

[44]Калинина Т. М. Водные пространства … С. 92. Названия Гог и Магог в арабской традиции связаны с легендой об Александре Македонском, который запер этих жестоких существ за железной стеной. Разрушиться эта стена должна перед концом света.

 

[45]Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. – М.; Л., 1939. С. 75.

 

[46]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 215.

 

[47]Левицкий Т. Важнейшие арабские источники о славянских странах и народах, относящиеся к раннему Средневековью // Сообщения польских ориенталистов. – Вып. 2. М., 1961. С. 53 – 55.

 

[48]Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература… С. 248.

 

[49]Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях аль‑ Идриси. – М., 1999. С. 193–198.

 

[50]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 191.

 

[51]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах… С. 26.

 

[52]Калинина Т. М. Водные пространства… С. 92.

 

[53]Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 124.

 

[54]Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 1. М., 1962. С. 3 – 17.

 

[55]Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси… С. 11.

 

[56]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970. Р. 75.

 

[57]«Опустошенная земля» – это земли западных уйгуров, которые в 840 г. стали жертвами опустошительного нашествия хакасов.

 

[58]К северу от Каспийского и Аральского морей находились заболоченные области, источавшие вонь и мешавшие движению путешественников. Подробное описание «Зловонной земли» дано в 8‑ й секции VI климата, где она помещается рядом с кочевьями тюрков‑ карлуков, локализуемых в Восточном Приаралье.

 

[59]Отождествляются с реками Южного Урала.

 

[60]Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении аль‑ Идриси… С. 83 – 85.

 

[61]Бейлис В. М. Библейская история русов и славян в версии аль‑ Масуди // Восточная Европа в древности и Средневековье. Спорные проблемы истории. – М., 19 93. С. 4 – 5.

 

[62]Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская археология. – Вып. XVIII. М., 1953. С. 128–150.

 

[63]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 25 – 26.

 

[64]Впервые арабы и персы услышали о славянах от византийцев еще в VII в. В это время склавины и анты (так называет их Прокопий Кесарийский) сильно беспокоили границы Восточной Римской империи. Оттуда и форма этнонима – ас‑ сакалиба, которая происходит от «склавинов» византийских источников.

 

[65]1 день пути = около 30 км.

 

[66]Важное свидетельство о социально‑ потестарном устройстве славянского общества (союзы и «сверхсоюзы» племен).

 

[67]Допускается конъектура «Хорват». В таком случае речь идет о территории белых хорватов Повести временных лет, однако город с таким названием неизвестен.

 

[68]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 387.

 

[69]Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – Т. 2. М., 1967. С. 119.

 

[70]Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). – М., 1997. Ст. 33.

 

[71]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 173.

 

[72]Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. – М., 1995. С. 150–166.

 

[73]См.: Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье… С. 152–153.

 

[74]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World. A Persian Geography 372 a. h. – 982 a. d. / Tranl. by V. Minorsky. E. J. W. Gibb Memorial Series. New Series, XI. – London, 1970. Р. 158.

 

[75]Данный обычай – явное свидетельство матриархальных традиций в обществе русов.

 

[76]Анонимный автор «Худуд аль‑ алам» тот же сюжет о единодушии относит к буртасам.

 

[77]Столь важная роль жрецов характерна для ираноязычных обществ.

 

[78]Этот сюжет присутствует во всех сочинениях, относящихся к географической школе Джайхани, и связан с сюжетом об острове русов.

 

[79]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 345 (карта).

 

[80]Лаврентьевская летопись… Ст. 67.

 

[81]Бешевлиев В. Първобългарски надписи. – София, 1979. С. 57, 58.

 

[82]Худуд аль‑ алем. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда. – Л., 1930. С. 19.

 

[83]Очерки истории культуры славян. – М., 1996. С. 274.

 

[84]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 197.

 

[85]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 7 5.

 

[86]Ibi d. Р. 7 6.

 

[87]В. Ф. Минорский вообще локализовал ориентиры «Пределов мира» с крайней осторожностью, а на современную карту большинство из них предпочитал не переносить (см.: Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 43 5).

 

[88]Худуд аль‑ алем. Рукопись Туманского… С. 29.

 

[89]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 379.

 

[90]Он же. «Худуд аль‑ алам» как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. – 1986. № 5.

 

[91]Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999. С. 192.

 

[92]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 215.

 

[93]Худуд аль‑ алем. Рукопись Туманского … С. 29.

 

[94]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 15 7.

 

[95]Новосельцев А. П. Восточные источники… С. 380.

 

[96]Он же. «Худуд аль‑ алам»… С. 95.

 

[97]Новосельцев А. П. «Худу аль‑ алам»… С. 96.

 

[98]Заходер Б. Н. Каспийский свод… – Т. 2. С. 23.

 

[99]Там же. – Т. 1. С. 225.

 

[100]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 211.

 

[101]Янин В. Л. Денежно‑ весовые системы русского Средневековья. Домонгольский период. – М., 1956. С. 102.

 

[102]Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 96 – 97.

 

[103]Эта гора – собирательный, полумифический образ, отражающий смутные представления арабских географов о севере Восточной Европы. Определить ее местонахождение невозможно.

 

[104]О море Мрака Идриси говорит еще в 5‑ й секции VII (более северного) климата: «Что касается западного края моря Мрака, то он граничит с северной ар‑ Русийа, отклоняется в северном направлении, затем поворачивает на запад, а за этим поворотом нет уже никакого прохода» (Коновалова И. Г. Восточная Европа… С. 73). В другом месте, при описании Восточной Прибалтики, Идриси также говорит о море Мрака, где находятся «острова амазонок» (там же, С. 194). Все это позволяет говорить, что в «западном крае моря Мрака» отразились смутные представления Идриси о Финском и Ботническом заливах Балтийского моря. Само название «море Мрака» – того же рода, что и гора Кукайа и Йаджудж и Маджудж, то есть относится к легендам арабской космографии.

 

[105]Там же. С. 97.

 

[106]Кропоткин В. В. О топографии кладов куфических монет в Восточной Европе // Древняя Русь и славяне. – М., 1978. С. 111–117.

 

[107]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 213.

 

[108]Древняя Русь в свете… С. 193.

 

[109]Ар‑ ран – названиеКавказскойАлбаниисовременизахвата ЗакавказьяАрабскимхалифатом, тоестьсовторойчетвертиVIIIв. – Е.Г.

 

[110]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 6 7.

 

[111]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 213–219.

 

[112]Часть Черного моря.

 

[113]Далее описание страны славян очень похоже на то же у Ибн Русте. Об отличиях мы говорили выше.

 

[114]По смыслу эта «река» отождествима с низовьями Дона (возможна конъектура Дуна).

 

[115]В. Ф. Минорский объясняет термин «моровват» как рыцарство (P. 159).

 

[116]Пропущен сюжет об огромных мухах.

 

[117]Очевидно, V. n. nd. r.

 

[118]Местонахождение этих городов, кроме Баланджара и Самандара, неизвестно.

 

[119]Ибн Фадлан подобное сообщает о гузах (Путешествие Ибн Фадлана на Волгу/ Пер. и комм. (А. П. Ковалевского); под ред. И. Ю. Крачковского. – М. – Л., 1939. С. 60), однако более скептически относится к мусульманству «турок».

 

[120]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 158–163. Далее следует рас – сказ о городах Булгар и Сувар – явная вставка из более позднего источника. После этого следует рассказ о Зангистане.

 

[121]Ibid. P. 101.

 

[122]Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI – IX вв. (Сарир) // Исторические записки. – Т. 78. М., 1963. С. 249–266.

 

[123]Заходер Б. Н. Каспийский свод… Т. 2. С. 47.

 

[124]Лаврентьевская летопись… От. 25.

 

[125]Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала X века. – СПб., 1881. С. 225.

 

[126]Шушарин В. П. Русско‑ венгерские отношения в IX в. // Международные связи России до XVII в. – М., 1961. – С. 134.

 

[127]Дъерффи Д. Время составления анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения // Летописи и хроники. 1973. – М., 1974. С. 115–123.

 

[128]Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. – М., 1996. С. 112.

 

[129]Иванов В. А. Magna Hungaria – археологическая реальность? // Проблемы древних угров на Южном Урале. – Уфа, 1988. С. 53 – 66.

 

[130]Размеры мадьярской земли, по данным «Пределов мира», – 150 на 100 фарсахов (длина и ширина, примерно 900 на 600 км) (Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 10 1).

 

[131]Халиков А. Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Ранние болгары и финно‑ угры в Восточной Европе. – Казань, 1990. С. 11.

 

[132]Шушарин В. П. Ранний этап… С. 112, 157, 159.

 

[133]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 16 3.

 

[134]Матвеева Г. И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. – Самара, 1997. С. 10.

 

[135]Казаков Е. П. К вопросу о турбаслинско‑ именьковских памятниках Закамья // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. – Самара, 1996. С. 40 – 49.

 

[136]Там же.

 

[137]Флерова В. Е. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа? // Российская археология. – 2001. № 2. С. 71 – 82.

 

[138]Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии. (Этапы этнокультурной истории). – М., 1992. С. 41.

 

[139]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 22 – 23 (араб. текст).

 

[140]Каазков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии… С. 235–258.

 

[141]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 225.

 

[142]Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 150–151.

 

[143]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества… С. 215.

 

[144]Новосельцев А. П. «Худуд аль‑ алам»… С. 98.

 

[145]Ламбин Н. О. О Тмутараканской Руси // Журнал Министерства народного просвещения. Т. LXXI. – Спб., 1874. С. 60 – 61.

 

[146]Лаврентьевская летопись… Ст. 5 1.

 

[147]Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986. С. 44 – 46.

 

[148]Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. С. 61, 160.

 

[149]То есть по меньшей мере с середины VII в. по начало IX в. эти праболгарские племена находились в Восточном Приазовье.

 

[150]Это расположение связано с датировкой сведений «Пределов мира» не ранее середины Х в. и неверным представлением о «русах» анонима как о Киевской Руси (локализовать русов ХАА на севере Восточной Европы действительно невозможно).

 

[151]Hudud al‑ ’Alam. The regions of the World… Р. 101.

 

[152]Буртасы и b. radhas – очевидно, один и тот же этнос, часть которого проживала на правом, а часть на левом берегах Волги.

 

[153]Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. – VIII в. н. э. – М., 1999. С. 306.

 

[1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.154 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал