![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития. Этиология ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой замедление темпа психического развития, которое выражается в · недостаточности общего запаса знаний, · ограниченности представлений, незрелости мышления, · малой интеллектуальной целенаправленности, · преобладании игровых интересов, · быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР встречается значительно чаще, чем олигофрения, и чаще обнаруживается при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. Этиология: Задержка психического развития может быть вызвана · генетическими, · соматогенными (хронические соматические заболевания) факторами, · психогенными факторами (неблагоприятные условия воспитания), · церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). Динамика самого феномена задержки психического развития, даже ее церебрально-органических форм, принципиально отлична от динамики олигофрении. Несмотря на замедленный темп психического развития и даже эпизодических явлений регресса (появление энуреза, усиление инфантильности в поведении и т.д.), нередко возникающих под влиянием неблагоприятных факторов (инфекции, психические травмы), несмотря на наличие энцефалопатических и нейродинамических расстройств дефицитарности отдельных корковых функций, в условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики и, прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций. Следует, однако, отметить, что черты эмоциональной незрелости в виде органического инфантилизма могут сохраняться более длительно и в неблагоприятных условиях жизни способствовать формированию асоциальных форм поведения. В отличие от стойкого психического недоразвития, характеризующего олигофрению, при этом виде аномалии развития речь идет не о необратимом недоразвитии, а о замедлении темпа психического созревания. В отличие от стойкого недоразвития при олигофрении этот динамический процесс может иметь и экстрацеребральную природу и быть связанным как с общей соматопсихической конституцией, так и первичной соматической недостаточностью. Наибольшую практическую значимость представляют церебрально-органические формы задержки психического развития. Имея определенную общность с олигофренией в плане этиологии, они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. Более позднее время поражения приводит практически к обязательному наличию повреждения систем с относительно коротким периодом развития. Поэтому в клинико-психологическую структуру задержки психического развития всегда будут включены нейродинамические и разной степени выраженности энцефалопатические расстройства. Более позднее время поражения обусловливает и различную степень уязвимости отдельных функций к вредоносному воздействию; в связи с этим в отличие от тотального недоразвития при олигофрении здесь наблюдается мозаичность нарушений, особенно демонстративная в отношении высших корковых функций. Эта мозаичность касается самого качества дефицитарности корковых функций. Одни из них могут быть негрубо повреждены, другие – функционально неустойчивы вследствие нейродинамических расстройств, третьи – незрелы. Явления незрелости будут наиболее типичны для регуляторных систем, обладающих более длительным периодом развития. В одних случаях незрелость регуляторных систем будет определять специфическое замедление темпа эмоционального развития (органический инфантилизм), в других – более касаться регуляции интеллектуальной деятельности (целенаправленности, программирования, контроля). Сказанное выше позволяет связать ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ с мозаичным повреждением базальных систем и нейродинамическими расстройствами, а ВТОРИЧНЫМ считать комплекс культуральных образований, обусловливающий замедление темпа общего психического развития. Первичный дефект нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие уровни страдают вторично. Таким образом, основной координатой недоразвития будет КООРДИНАТА «СНИЗУ-ВВЕРХ». В нарушениях межфункциональных связей будут, прежде всего, обращать внимание их неустойчивость, явления регресса, возникающие при истощении, а в более тяжелых случаях – явления патологической фиксации в виде персевераторных образований. Спецификой недоразвития иерархических связей является длительное превалирование эмоциональных форм регуляции, что обусловливает инфантильные формы реагирования. В формировании задержки психического развития даже церебрально-органического генеза существенная патогенетическая роль принадлежит и осложняющему социокультуральному фактору в виде явлений микросоциальной запущенности. Клинические варианты задержки психического развития Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы ЗПР: 1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы); 2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. Исходя из этиопатогенетических принципов, Г. Е. Сухарева выделяет формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с «задержкой темпа психического развития». Это 1. интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения 2. интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3. нарушения при различных формах инфантилизма; 4. вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма; 5. функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы. В отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строится на этиопатогенетическом принципе, когда форма ЗПР определяется причиной ее возникновения. В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы ЗПР. Это: — дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; — энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; — ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; — ЗПР, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность). Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты. В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР: — конституционального происхождения; — соматогенного происхождения; — психогенного происхождения; — церебрально-органического генеза. Каждый из этих типов может быть осложнен соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоционально-волевой сферы и нарушений познавательной деятельности. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений, что требует дифференцированного подхода к анализу структуры этих двух сфер у детей с ЗПР. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. Инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины. Эта «гармоничность» психического облика иногда нарушается в школьном и взрослом возрасте, так как незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу. Нередки случаи аналогичного соматопсихического инфантилизма в семье; непатологический уровень психических особенностей свидетельствует о преимущественно конституциональном генезе этой формы задержки психического развития. Однако такая «инфантильная» конституция может быть сформирована и в результате негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни.
|