Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозы и ожидания производителей.
Инвестиции связаны с риском, тем более те, которые вкладываются в развитие основного капитала. Ведь он будет работать не месяц, не год, а как минимум несколько лет, а может быть, и десятилетия. Поэтому очень важно проанализировать тенденции изменения рынка в будущем: как изменятся потребности, спрос на товар, затраты на его производство; возможна ли инфляция, рост доходов и проч. И чем более обнадеживающими будут такие прогнозы и ожидания, тем больше будет спрос на инвестиции. Инвестиционное предложение- это совокупность объектов, существующих в любых формах и нуждающихся в инвестициях. Это могут быть вновь создаваемые или реконструируемые элементы основного капитала, ценные бумаги, научно-техническая продукция, определенные права и проч. Чем больше таких объектов и чем они разнообразнее, тем больше требуется инвестиций, и тем они разнообразнее. Поэтому считается, что именно инвестиционное предложение определяет объем и структуру инвестиционного спроса и именно от него зависят масштабы инвестиционного рынка. Инвестиционное предложение зависит от двух групп факторов - общерыночных и специфических для инвестиционного рынка. К первым относятся цена, издержки, уровень налогов, ожидания и проч., ко вторым - особенность инвестиционного товара, его способность приносить доход. Эта особенность влияет на процесс образования цены на инвестиционный товар. Состояние и доходность реального капитала находят отражение на рынке ценных бумаг в курсах и норме доходности каждой бумаги, а эти показатели указывают инвесторам, куда следует вкладывать средства, в какие отрасли, в какие предприятия. Проблему выбора направления вложений во многом и определяет уровень существующего банковского процента, который определяет и сбережения населения, формирующие кредитные ресурсы, и влияет на уровень курса ценных бумаг. Поэтому инвестиционное предложение оказывается в зависимости от этих рынков -рынка ценных бумаг и рынка ссудного капитала. На инвестиционном рынке колебания инвестиционного спроса и инвестиционного предложения формируют рыночные цены на инвестиционные товары, что определяет объемы реализации на этом рынке. Соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации образует конъюнктуру инвестиционных рынков. Все показатели и факторы, влияющие на них, постоянно меняются, что предопределяет изменение конъюнктуры. Эти изменения идут, как и на всех рынках, циклически, образуя конъюнктурный цикл инвестиционного рынка. Фаза подъема в этом цикле характеризуется увеличением инвестиционного спроса, ростом цен и общим оживлением инвестиционного рынка. Как правил о, эта фаза связана с повышением деловой активности в обществе. Резкое увеличение темпов подъема характеризует переход к следующей фазе - конъюнктурному буму. Для этой фазы характерно значительное увеличение объемов реализации, рост спроса и предложения при опережающем росте спроса, повышение цен на объекты инвестирования и рост доходов основных участников инвестиционного рынка - инвесторов и посредников. Конъюнктурный цикл отражает развитие фаз экономического цикла, развивающегося в экономике. И первые две фазы конъюнктурного цикла соответствуют фазам оживления и подъема экономического цикла. Но, как известно, за подъемом закономерно начинается спад в экономике, что неизбежно приводит сначала к ослаблению конъюнктуры инвестиционного рынка, а затем - к спаду. На фазе ослабления инвестиционный спрос еще удовлетворяется, но уже возникает избыток предложения объектов инвестирования, цены постепенно стабилизируются, а затем начинают снижаться. Естественно, это ведет к снижению доходов инвесторов и их посредников. Когда начинается спад конъюнктуры, резко снижаются объемы спроса и предложения объектов инвестирования, но предложение существенно опережает спрос. В этих условиях цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, падают доходы инвесторов и посредников, и часто инвестиционная деятельность становится просто убыточной. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает в себя наблюдение за инвестиционной активностью на рынке в целом и на его отдельных сегментах (мониторинг), анализ полученных данных для выявления тенденций развития и прогнозирование этого развития. Как видно, инвестиционная деятельность многогранна и требует участия множества субъектов, каждый из которых выполняет свои функции и реализует свои цели. Взаимоувязанный процесс реализации этих целей и функций на разных этапах инвестиционной деятельности образует инвестиционный процесс. Для того чтобы можно было начать инвестиционный процесс, необходим ряд условий. Во-первых, нужен инвестиционный потенциал, достаточный для осуществления инвестиционной деятельности, причем как денежный, так и кадровый, а также материально-вещественный. Денежный капитал, предназначенный для инвестиций, т.е. инвестиционный капитал, должен быть диверсифицирован по формам собственности, и в его структуре должен преобладать частный инвестиционный капитал. Во-вторых, кадровый потенциал должен быть сконцентрирован у тех экономических субъектов, которые способны обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах. Эти субъекты должны быть представлены в различных формах: как по формам собственности, так и по организационно-хозяйственным формам. В этих процессах могут участвовать все необходимые субъекты - от частных лиц до государства, но функции каждого из них в этом процессе должны быть разделены и четко оговорены. И, в-третьих, нужен механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности. Этот механизм требует разветвленной сети финансовых посредников, развитого инвестиционного рынка, на котором объекты инвестиционной деятельности приобретают форму инвестиционных товаров. Такой рынок способствует эффективному распределению инвестиционного капитала по объектам в соответствии с экономическими показателями, характеризующими привлекательность объектов для инвесторов. Инвестиционный процесс распадается на два основных этапа. На первом этапе принимается решение об инвестировании. Для этого определяют цели, направления инвестирования, выбирают конкретные объекты. Второй этап связан с реализацией, осуществлением инвестиций. И так как инвестиции выступают в двух основных формах - финансовые и реальные, содержание этого этапа существенно различается в каждом конкретном случае. Для достижения желаемых результатов и обеспечения максимально возможной эффективности инвестиционного процесса его осуществление должно строиться на определенных подходах, принципах совместной деятельности. В инвестиционном процессе задействовано большое количество разнообразных участников: инвесторы, заказчики, подрядчики, поставщики, банки, различные посредники, страховые организации и проч. Как правило, это самостоятельные, независимые организации, имеющие свои специфические финансовые и экономические интересы. Основная задача их совместной деятельности в инвестиционном процессе - обеспечение однонаправленности этой деятельности, достижение общей конечной цели инвестирования. В этом случае частные цели и интересы каждой фирмы должны превратиться в промежуточные, и через их реализацию достигаются конечные цели, т.е. должен быть реализован принцип системного подхода в совместной работе. Очень важно правильно определить объемы инвестиций. Нужно помнить, что закон убывающей предельной производительности, или закон убывающего эффекта, действует во всех сферах экономики. Поэтому чем больше вкладывается инвестиционных ресурсов в объект, тем меньше может оказаться эффект этих вложений в расчете на единицу вложенных ресурсов. Каждая дополнительная единица инвестиционных вложений за определенными пределами начинает приносить все меньшую отдачу. Поэтому при выборе направлений и объемов инвестиций встает задача определения предельной величины инвестиций, при которой достигнутая эффективность будет отвечать требованиям инвесторов, т.е. эффективность инвестиций достижима только при учете принципа убывающей предельной производительности. По мере продвижения к цели инвестиционного процесса возрастают затраты на реализацию всех работ. Если на начальном этапе еще возможна замена одних участников другими, смена направлений, путей реализации вложений, то с определенного момента, когда в работу уже вложены значительные средства, это становится нерациональным. И с этого времени должны быть введены ограничения на отказ от выполнения отельных функций каким-либо участником, на отказ от полного участия в проекте, смену направления деятельности, так как это может привести к убыткам для других участников процесса. Поэтому такое ограничение свободы принятия инвестиционных решений для всех участников на определенном этапе инвестиционного процесса должно быть внесено в договоры и контракты на выполняемые работы. При определении объекта инвестирования и выборе направлений вложений необходимо определять не только цели, но и учитывать затраты, которые необходимы для их достижения. Причем нужно учитывать не только традиционные, но и адаптационные издержки, а также эффект мультипликатора инвестиций. Последствия инвестиций не обязательно будут связаны с прямыми затратами в производство, но их знание может оказать большое влияние на выбор и реализацию целей инвестора. С адаптационными издержкам связаны затраты или потери в процессе приспособления к новой инвестиционной среде. Это могут быть потери объемов выпуска продукции в процессе реорганизации производства, затраты на переквалификацию и повышение квалификации кадров, на переналадку оборудования и проч. Мультипликационные издержки предполагают знание всех связей и зависимостей данного объекта и смежных отраслей и производств, на которые могут повлиять новые инвестиции. А в результате положительный или отрицательный эффект проявится не только в деятельности объекта инвестирования, но и у предприятий или производств-смежников. При выборе объекта инвестирования немаловажную роль играет привлекательность объекта. При выборе объектов и направлений инвестиций необходимо оценивать привлекательность не в масштабах Российской Федерации, а в разрезе субъектов Федерации и отдельных объектов. Для инвестора, принимающего решение, важно определить, в какой отрасли и в каком регионе он может использовать свои средства с максимальной эффективностью, где он сможет получить наибольший доход. При анализе инвестиционной привлекательности региона (или страны в целом) оцениваются три основных самостоятельных характеристики - инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство. Инвестиционный потенциал - это количественная характеристика, определяющая возможности инвестиций в данный регион. Он складывается из запасов основных природных ресурсов, производственного, интеллектуального, научно-технического потенциалов. Большое значение в современных условиях приобретают обеспеченность инфраструктурными предприятиями и организациями, а также уровнем развития ведущих институтов рыночной экономики. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода и зависит не только от конкретной инвестиционной деятельности, но и от тенденций в экономическом развитии региона, политической ситуации, уровня социальной напряженности, состояния экологии и криминальной обстановки. Законодательство России едино для всех регионов, но отдельные акты в отдельных регионах могут видоизменяться под воздействием региональных законодательных документов. Это необходимо для регулирования инвестиций по отраслям и сферам деятельности и определения использования отдельных факторов производства в регионе. Россия всегда считалась одной из самых богатых стран мира по запасам природных ресурсов, и это является одним из определяющих моментов в инвестиционной привлекательности страны. Но распределение ресурсов по регионам неравномерно, что необходимо учитывать при выборе региона. На выбор оказывает также влияние определенная географическая зона, формирующая различные объемы затрат. Так, использование природных ресурсов в северных районах предполагает увеличение трудовых затрат на их добычу и повышает расходы на создание нормальных условий жизни работающим в этих районах. В центральных районах эти проблемы не возникают. Но там есть другие проблемы - затраты на транспортировку сырья из отдаленных регионов. Для инвесторов чрезвычайно важна стабильность и четкость законодательной базы. Существующие законодательные акты плохо увязаны друг с другом, иногда содержат взаимоисключающие нормы, региональные нормы часто не увязаны с федеральными. Но самая существенная проблема - плохое исполнение действующих законов. Как здесь не вспомнить М.Е. Салтыкова-Щедрина, сделавшего вывод, что строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения. В современных условиях эта необязательность связана с отсутствием санкций за невыполнение правовых норм или с получением экономической выгоды от неисполнения. Причем не исполняются не только нормы права, ной решения судебных органов. Все эти недостатки, конечно, есть в каждом регионе, только в одном более ярко выражены одни, в другом - другие. При оценке привлекательности они подразделяются на три группы (высокий уровень, средний и низкий) как по имеющемуся инвестиционному потенциалу, так и по степени ожидаемого риска. Причем структура этих групп подвижна, и постоянно идет переход регионов из одной группы в другую. При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности регионов необходимо учитывать особенности государственной региональной политики, которая позволяет им эффективно использовать свои экономические возможности, осуществлять оптимальное разделение труда и взаимную кооперацию с другими регионами. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей также требует проведения мониторинга, анализа полученных результатов и определенных выводов, лежащих в основе прогнозов. В этой работе важно учитывать место и роль отдельной отрасли в экономике страны и перспективы ее развития. Изучение перспектив развития производится на основе показателей доходности отрасли, направлений и темпов развития различных форм собственности в отрасли. Одновременно оцениваются экспортный потенциал продукции, выпускаемой отраслью, и ее защищенность от импорта. Выводы аргументируются расчетными показателями. Значимость отрасли в экономике страны характеризует удельной вес ее продукции в ВВП, причем необходимо считать не только текущий, но и перспективный показатель и брать во внимание структурные изменения, которые могут произойти в экономике страны. Важными характеристиками служат также показатели устойчивости отрасли к кризисным явлениями (в этом случае сравнивается динамика спада ВВП и объемов продукции отрасли), социальной значимости (определяется численность занятых работников) и обеспеченности собственными финансовыми ресурсами (удельный вес собственного капитала и объем капитальных вложений за счет собственных средств). Определенное влияние на результаты анализа может оказать степень государственной поддержки отрасли. С этой точки зрения важно учитывать объем государственных капитальных вложений в развитие отрасли, выдаваемые государственные кредиты, имеющиеся налоговые льготы и проч. Сдерживающим моментом в определении инвестиционной привлекательности отрасли может послужить уровень ее монополизации: чем он выше, тем больше риск инвестиционных вложений, так как трудно предугадать все последствия развития монополии, тем более на длительную перспективу (а инвестиции вкладываются чаще всего не на короткие сроки, а на годы). Связано это с тем, что монополия живет и управляется не столько по экономическим, сколько по административным законам: обычные экономические рычаги и санкции для монополии, располагающей миллиардными капиталами, практически недейственны. Поэтому управленческие решения, определяющие темпы и направления ее деятельности, предугадать трудно, что увеличивает рисковость вложений. Конечным результатом оценки инвестиционной привлекательности отраслей и регионов является составление рейтинга, т.е. ранжирование по степени привлекательности. Для этого сначала рассчитывают обобщенные показатели по основным критериям (по уровню доходности, перспективам роста, финансовому, трудовому и материально-сырьевому обеспечению и проч.), а затем на основе этих показателей выводится интегральный показатель привлекательности, и уже на этой основе производят ранжирование отраслей и регионов, определяют место отрасли и региона в экономике в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности. Инвестор вкладывает деньги не просто в отрасль или регион, а в конкретное предприятие в этом регионе или отрасли. Поэтому ему важно оценить инвестиционную привлекательность предприятия. Оценка привлекательности предприятия имеет некоторые отличительные особенности. Каждое предприятие развивается в течение длительного времени, проходит несколько этапов в своем развитии и каждый их них не безразличен для инвестора. Последовательность смены этапов определяет жизненный цикл предприятия. Теория определяет его длительность для обычного среднего предприятия примерно 20-25 лет. После этого предприятие или прекращает свое существование, или возрождается с новыми задачами, собственниками и штатом работников. В первые годы своего существования вновь созданное предприятие решает свою основную задачу - выжить и закрепиться на рынке. Предприятию в данный момент нужно найти свою нишу на рынке, своих покупателей и поставщиков, обеспечить получение необходимой прибыли и решать еще целый ряд возникающих каждый день проблем, для чего постоянно нужны финансовые ресурсы, чаще всего краткосрочные. Исключение составляют источники инвестиций, связанные с будущим развитием предприятия. Когда этап выживания пройден и предприятие закрепилось на рынке, возникают новые задачи - необходимо обеспечить развитие и совершенствование предприятия, увеличить объемы производства. Основной целью предприятия становится уже не рентабельность, а экономическое развитие. Для этого необходимы уже среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Следующая задача, которая ставится после этапа развития - максимизация прибыли. Для этого используются все имеющиеся возможности, изменение объемов производства, интенсификация производственного процесса, накопленные связи и контакты в мире бизнеса. Учитывая то, что у предприятия есть существенный производственный потенциал и оно обеспечивает достаточную прибыль в этот период, предприятие может работать в основном на принципе самофинансирования: получаемой прибыли хватает на все основные нужды. Но в этот же период появляются первые признаки того, что рынок полностью насыщен выпускаемой продукцией, возможности развития предприятия в основном исчерпаны и нужно искать другие пути получения доходов. Руководство предприятия начинает инвестировать свои деньги в развитие других предприятий или в финансовые активы, и предприятие занимается в основном формированием и управлением портфелем ценных бумаг, а не развитием производства. С точки зрения инвестора, наиболее интересным является период экономического развития предприятия, когда ему нужны инвестиции и они могут принести достаточный доход в будущем. После того как предприятием достигнута высшая точка развития, оно теряет свою привлекательность для инвестора, а инвестиции интересны только в том случае, если продукция имеет перспективы удержаться на рынке, а вложенные средства небольшие и могут окупиться в кратчайшие сроки. На последней стадии развития инвестиции нецелесообразны, если не намечается перепрофилирование предприятия. Представление об инвестиционной привлекательности предприятия будет неполным, если не проанализировать жизненный цикл выпускаемого товара, т.е. период времени между выходом продукции на рынок и уходом с него. Этот цикл подразделяется на четыре фазы. На первой фазе начинается выпуск новой продукции, и она выходит на рынок. Так как издержки на ее производство и, соответственно, стоимость этой продукции достаточно велики, а на рынке она пока неизвестна, ее покупают мало, поэтому и прибыль от нее минимальная, а нередко ее нет вообще. Постепенно объемы продаж увеличиваются, чему способствует и снижение издержек и цен по мере отработки технологических процессов. Вторая фаза начинается, когда товар становится доступным для массового покупателя. Это происходит после того, как, с одной стороны, он начинает производиться с низкими издержками, а с другой - покупатель уже узнал и оценил данный товар. Для предприятия это означает возможность увеличения объемов производства и продаж и получение максимальной прибыли. Третья фаза - это фаза стабилизации, когда в связи с насыщением рынка объемы продаж практически не увеличиваются, а затем начинают постепенно снижаться, так как на рынке появляются новые аналогичные продукты, но имеющие более привлекательные потребительские качества. За третьей фазой неизбежно следует четвертая, когда приходится сначала сокращать производство продукта, а затем и совсем прекратить его выпуск. Естественно, что для инвестора наиболее важными и возможными для эффективных инвестиций являются первые две фазы этого жизненного цикла. И в первую очередь на этих фазах вкладывают средства финансовые инвесторы, покупающие акции данной компании: когда продукт перейдет на третью или четвертую фазу и прибыли начнут сокращаться, акции можно продать. Дополняется выявление инвестиционной привлекательности предприятия анализом финансовой деятельности. В этом случае определяются ожидаемая доходность инвестиций, сроки их возврата и возможные риски. Инвестиционная привлекательность лежит в основе формирования такого понятия, как инвестиционный климат. В литературе нет однозначного понимания этой категории. На наш взгляд, наиболее полно ее сущность отражает определение, данное в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре: " совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала". Если сказать более просто, то инвестиционный климат - это сложившиеся общественно-экономические условия, отражающие возможные соотношения эффективности и риска при вложении инвестиций. В случае благоприятного инвестиционного климата инвестиционная активность и объем инвестиций начинают возрастать. К факторам, увеличивающим приток инвестиций, относятся внутрипроизводственные (высокий потенциал рынка сбыта, высокая норма прибыли, отсутствие серьезных конкурентов, низкая стоимость ресурсов) и общегосударственные (стабильная налоговая система и эффективная поддержка государства). К обратным факторам, снижающим инвестиционную активность, относят прежде всего общегосударственные факторы: политическую и социальную нестабильность, высокие темпы инфляции, рост ставок рефинансирования, дефицит бюджета, большой государственный долг и проч. Так как инвестиционный климат отражает соотношение между инвестиционной привлекательностью и риском, то оценка инвестиционного климата очень субъективна. Связано это с тем, что для каждого инвестора конкретные выгоды и риски сугубо индивидуальны. Данное положение подтверждается и тем, что инвестиционный климат в России по-разному оценивают иностранные и российские инвесторы. И даже внутри этих групп оценки различаются.
|