Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3
Этиология (Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose) — в период своего сотрудничества как Фрейд, так и Юнг пришли к выводу, что невроз возникает не только в силу воздействия специфического травматического опыта. Юнг включал в этиологию невроза и личную установку в качестве содействующего фактора, а также и архетипические проекции фантазии. Он опровергал представление, что все неврозы возникают в детстве и что пациент, для того чтобы излечиться, должен осознать этиологический фактор. В большинстве случаев, считал Юнг, коренная причина неврозов связана с утратой смысла и ценности. -//- Это заболевание по своей природе полиэтиологично. Чисто схематически можно представить несколько основных главных причин (факторов) их развития. 1) К биологическим причинам относят генетическую предрасположенность, особенности конституции, пола (больше страдают женщины) и возраста (у детей и стариков чаще). 2) характер и психофизиологические свойства личности могут при неблагоприятных условиях служить основой для возникновения неврозов. Так для заболевших неврастенией до заболевания характерны: повышенная ответственность и добросовестность в сочетании с большой ранимостью к критике со стороны окружающих. В анамнезе больных истерией часто отмечается чувство завышенной самооценки, эгоистичность, эгоцентричность, высокая степень внушаемости и самовнушаемости. Для лиц, больных неврозом навязчивых состояний, характерна неуверенность в своих силах и отсутствие в характере таких черт как активность и целенаправленность в сочетании с большой мнительностью и впечатлительностью. 3) Определенное значение для заболевания неврозами играет психическая травма, перенесенная в детстве (потери близких людей, разлад в семье, школьные психологические травмы). 4) Имеет значение всевозможные ятрогении, в которых, как правило, сочетаются два фактора - неправильное поведение врача, высказывающего в присутствии пациента излишние откровенные, а иногда и неправильно понимаемые последним сведения о симптоматике заболевания или диагнозе, а также особенности личности больного (мнительность, повышенная внушаемость, ипохондричность и др.). Ятрогения редко бывает основной причиной невроза, чаще выступая как провоцирующий фактор. 5) социально-психологические факторы. З.Фрейд и его последователи совершенно справедливо указывали на то, что именно в детском возрасте, в особенностях семейного и, в том числе сексуального воспитания, могут формироваться определенные предпосылки, которые в дальнейшем под влиянием реальных жизненных обстоятельств становятся причинами возникновения неврозов. 6) В развитии неврозов значительную роль играет переутомление, то есть перенапряжение возбудительного и тормозного процессов. Типовые изменения нервных процессов при неврозах. Для всех видов неврозов характерны некоторые типовые изменения процессов, протекающих в клетках ЦНС. Выделено шесть состояний ответных реакций ЦНС на раздражители, которые Павлов назвал фазовыми. 1) Уравнительная фаза. В этом случае и сильный, и слабый раздражители вызывают одинаковую ответную реакцию. Она развивается в связи с тем, что нервные клетки, воспринимающие более сильные раздражения, быстрее истощаются и затормаживаются, чем клетки, воспринимающие более слабые раздражения. 2) Наркотическая фаза. В физиологических условиях она характерна для засыпания и пробуждения, а при хирургических операциях - для входа в наркоз и выхода из него. При этом сначала выключаются реакции на слабые, затем на средние, а потом - и на сильные раздражители. Восстановление реакции идет в обратной последовательности. 3) Фаза средних раздражителей. В этой фазе нервная система отвечает реакцией только на раздражители средней силы. На слабые раздражители реакция отсутствует, так как резко повышен порог возбудимости, а на сильные - потому, что клетки центральной нервной системы настолько истощены, что сильный раздражитель вызывает развитие запредельного торможения. 4) Парадоксальная фаза. При этом сильный раздражитель вызывает слабую реакцию, а слабый - сильную. Это связано с тем, что нервные клетки находятся на грани полного истощения. Слабый раздражитель способен вызвать реакцию, реализующуюся по принципу «все или ничего», а при сильном раздражении развивается состояние глубокого торможения. 5) Ультрапарадоксальная фаза. Положительный раздражитель в эту фазу вызывает тормозную реакцию, а тормозной – положительную. В эту фазу резко истощены оба процесса – и возбуждение и торможение. При воздействии положительного раздражителя перенапрягается возбудительный процесс и развивается разлитое торможение, при воздействии отрицательного раздражителя перенапрягается тормозной процесс и «растормаживается» возбудительный 6) Тормозная фаза. Она характеризуется полным истощением клеток коры головного мозга и отсутствием реакции на любой раздражитель. К важным признакам неврозов относится нарушение условно-рефлекторной деятельности. Соматические проявления неврозов. Со стороны пищеварительной системы это может выражаться в нарушениях аппетита, секреторной и моторной функций желудка, дискенезии желчевыводящих путей. Со стороны сердечно-сосудистой системы - стенокардия, гипертоническая болезнь, атеросклероз. Зачастую неврозы сопровождаются нарушением трофики тканей и обменных процессов. Эти изменения могут выражаться в виде дистрофических повреждений кожи, облысения, экземы, атрофии или гипертрофии слизистых оболочек, трофических язв и т. д. Распространенность Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15, 8 до 21, 8 % на 1000 населения.
На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков). Среди студентов больные неврозами составляют 54, 6 %. -//- В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространенности неврозов как у детей, так и в общей массе населения. Поэтому точные сведения о частоте данной патологии отсутствуют. Об этом можно лишь косвенно судить по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей, воспитателей, педагогов. Эти сведения с определенной степенью достоверности указывают, что неврозы среди населения, в том числе и у детей, являются наиболее распространенной формой нервно-психической патологии. Так, по данным В. А. Колего-вой (1973), частота заболевания неврозами и реактивными психозами в детском и юношеском возрасте составляла 22 человека на 1000 лиц данной возрастной группы. В Болгарии, например, было выявлено от 14, 8 до 22% детей с различными невротическими нарушениями, включая нерезко выраженные и нестойкие невротические реакции (А. Божанова, В. Иончева, К. Константинова, 1973). Согласно сведениям Г. К. Ушаковой с соавт. (1972), основанным на массовом эпидемиологическом обследовании различных возрастных групп населения, невротические нарушения имели место у 80—90% людей. А. И. Захаровым (1995) при опросе родителей было установлено, что в возрасте 1—3 лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу, а в младшем школьном возрасте показатель нервности у мальчиков составил 46, а у девочек 37%. При этом наибольшие показатели нервности мальчиков отмечались в 8, 9 и 12 лет, у девочек — в 12 лет. Естественно, что не каждая нервность ребенка является болезнью (неврозом). Это могут быть особенности темперамента, личности, акцентуация характера и другие индивидуальные особенности детей в различные периоды их жизни. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза (А. М. Вейн, 1995). Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями в ряде стран и многими другими социальными и биологическими причинами. Повсеместно отмечается большая частота неврозов у мальчиков, чем у девочек. Этот факт В. И. Гарбузов (1977) объясняет тем, что мальчики в связи с более высокой активностью чаще попадают в угрожающие и конфликтные ситуации, в отношениях со сверстниками более агрессивны, чаще подвергаются наказаниям со стороны родителей. Они более болезненно воспринимают уход из семьи отца и приход отчима, острее девочек переживают свои анатомические дефекты и физические недостатки. Отмечено также, что единственные в семье дети болеют неврозами чаще, чем дети в многодетных семьях, что обусловлено дефектами воспитания в виде гиперопеки, потаканий всем прихотям ребенка, переоценки его личных способностей, меньшей приученности к труду и выполнению конкретных поручений. В результате такие дети плохо приспосабливаются к изменению внешней обстановки, психическому напряжению, неадекватно реагируют даже на небольшие психотрамирующие воздействия.
|